Сергей Рахманинов. Прелюдия для фортепиано No.5 Соль минор op. 23

im21ages Живописные окрестности города Сумы знамениты тем, что в конце XIX века здесь любили отдыхать гении.

В посёлке Низы в усадьбе помещика Н.Кондратьева в 1871-79 гг. каждое лето (кроме 1877- года своей женитьбы) жил П. И. Чайковский. В особняке помещиков Линтварёвых на Луке в 1888-1889 годы летом гостил А.П.Чехов. А летом 1893 года в Лебедине в имении купца Якова Николаевича Лысикова в жил С.В.Рахманинов.

Все они были знакомы между собой. Чайковский и Чехов собирались вместе писать оперу по одной из частей романа «Герой нашего времени» Лермонтова «Бэла». Рахманинов сдавал Чайковскому экзамен по композиции, за который Пётр Ильич поставил Сергею Васильевичу пять с тремя плюсами.    

Знакомство Чехова с Рахманиновым произошло в сентябре 1898 года. Рахманинов аккомпанировал Шаляпину в Ялте. После концерта Антон Павлович, войдя в артистическую, прямо направился к Сергею Васильевичу со словами:  «Я все время смотрел на вас, молодой человек, у вас замечательное лицо — вы будете большим человеком».

У драматурга Чехова не сложилось с Толстым. Лев Николаевич терпеть не мог чеховские пьесы: » «Чайка» очень плоха… Лучшее в ней — монолог писателя, это автобиографические черты, но в драме они ни к селу, ни к городу». 

Рахманинову тоже перепало от Толстого. В 1900 году после провала Первой симфонии знакомые привели его к Толстому, чтобы великий писатель подбодрил начинающего композитора. Толстой послушал песни и романсы Рахманинова в исполнении  Шаляпина и, как рассказывал сам Сергей Васильевич: « Я сразу заметил, что Толстой нахмурился и, глядя на него, и другие затихли. Я, конечно, понял, что ему не понравилось и стал от него убегать, надеясь уклониться от разговора. Но он меня словил, и стал бранить, сказал, что не понравилось, прескверные слова. Стал упрекать за повторяющийся лейтмотив. Я сказал, что это мотив Бетховена. Он обрушился на Бетховена… Потом, в конце вечера, он подошел ко мне и сказал: «Вы не обижайтесь на меня. Я старик, а вы — молодой человек». Тут я ответил ему даже грубо: «Что ж обижаться мне, если Вы и Бетховена не признаете…»

Рахманинов  рассказал Чехову о своём неудачном визите к Толстому. Тот ответил как настоящий доктор: „Если это произошло в день, когда Толстой страдал от желудочной боли, — он не мог работать и поэтому должен был быть в очень нервном состоянии. В такие дни он склонен говорить глупости. Но не надо обращать на это внимания. Это не важно“….

А вот уже Рахманинов вспоминает о Чехове: «Какой человек! Совсем больной и такой бедный, а думал только о других. Он построил три школы, открыл в Таганроге библиотеку. Он помогал направо и налево, но больше всего был озабочен тем, чтобы держать это в тайне».

Надо сказать, что Рахманинов, бывший всемирно известным пианистом и бравший достаточно высокие гонорары за выступления, большую их часть расходовал на благотворительность. Основными (но не единственными) адресатами его помощи были соотечественники в советской России. К слову, музыканты утверждают, что постромантик Рахманинов перерос романтизм пианистически и задал новый идеал исполнительства чуть ли не на век вперед. А когда он imagesнаписал свою Первую симфонию, ему было всего 22 года. Дирижировал ею  А. Глазунов, человек, по воспоминаниям современников, пьющий, способный даже за  пульт встать в нетрезвом виде. Похоже, что он, глядя на молодость композитора, просто не понял, с музыкой какого уровня работает.

Между тем, и Чехов, и Рахманинов гениально чувствовали   наступление эпохи, о которой Ницше говорил как о времени превращении человечества в сверхчеловека  существа, создавшего технику, способную уничтожить его самого.  Чувствовали раньше многих своих современников. В этой связи показательно, что Первая симфония и «Чайка» созданы в один год  (1895). И обе премьеры закончились провалом и полным неприятием публики  и критики.  

Завершая чеховскую ветку жизни Рахманинова, скажем, что 12 января 2007 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра с успехом и аншлагом прошла премьера балета  Бориса Эйфмана «Чайка» по мотивам одноименной пьесы Чехова на музыку Рахманинова…

Как известно, Сергей Рахманинов успел уехать и вывезти семью из Советской  России сразу после революции и закончил свою жизнь гражданином США. Как и ещё один  гений  — Владимир Набоков. В судьбе Рахманинова есть подспудная биографически-литературная связь с Набоковым.

Один из последних романов Набокова «Ада, или радости  страсти», который ставят в один ряд с «Войной и миром» Толстого, «Улиссом» Джойса и эпопеей Пруста —  это история  любви Ивана Вина и Ады Вин, длившейся почти девяносто лет. Они были брат и сестра. Законы общества не позволяли им официально оформить отношения, но их любовь, вспыхнувшая в 12-14 лет, была безумна. К сожалению, им пришлось провести жизнь отдельно и встретиться уже на склоне лет, после смерти мужа Ады и тысяч отношений с женщинами Вана, так и не связавшего себя узами брака ни с одной из них. Встретившись, Ван и Ада провели вместе ещё 40 лет. Оба дожили почти до ста…

 im54agesТак вот Рахманинов был женат на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной. Она стала матерью их двоих детей. Все знавшиееё люди говорят о душевной красоте и духовном величии этой женщины. Церковь, запрещающая браки между родственниками до четвертого колена, не давала разрешения на этот союз, и чувства молодых людей подверглись длительному испытанию. Но в апреле 1902 года Рахманиновы венчались в полковой церкви, подав одновременно прошение на высочайшее имя об узаконивании брака. Государь дал согласие. Это был крепкий  и счастливый союз. Набоков вполне мог иметь в виду семейную историю  Рахманиновых, сочиняя роман про Вина и Аду.

Известно, что в жизни Чайковского была некая таинственная романтическая история, связанная с его покровительницей Надеждой фон Мекк. Есть такой романтический фрагмент и в биографии Сергея Рахманинова. 

Рахманинова после провала Первой симфонии лечил от депрессии доктор Николай Владимирович Даль — русский психотерапевт, оккультист и гипнотизер. А у него была красивая дочь Елена. Есть мнение, что именно поэтому лечение затянулось на три года, хотя, по воспоминаниям близких, Сергей Васильевич был натурой жизнерадостной, активной и энергичной. Даль внушал Рахманинову, что скоро всё наладится и что тот напишет прекрасный фортепианный концерт. И композитор действительно создал одно из самых прекрасных своих произведений — Второй фортепианный концерт и посвятил его… дочери своего доктора. Но вскоре, под влиянием семейства Сатиных (семьи невесты), Сергей Васильевич изменил решение и переписал посвящение, адресовав его уже самому Далю.

В 1918 году Сергей Васильевич оказался в Америке, а в 1919-м туда прибыла Елена Даль. Семья Сергея и Натальи Рахманиновых внешне выглядела идеальной. Однако после каждого концерта музыканта его в артистической ждал букет белой сирени от другой женщины.  И они оба об этом знали. Наталья никогда не устраивала публичных сцен и ни в чём не упрекала мужа. Вот рассказ внука композитора Александра Рахманинова о последних днях жизни деда. «Сергей Васильевич очень много курил, практически не выпускал изо рта сигарету. И заболел раком. Последние месяцы жизни он провёл в Калифорнии. Наталья Александровна и Ирина (старшая дочь) были рядом. Уход из жизни был очень тяжёлым. Сергей Васильевич шёпотом спросил: «Вы ведь слышите? На улице играют мою «Всенощную»…» В этот трагический момент тихо отворилась дверь в спальню и к изголовью теряющего последние силы композитора подошла ещё одна женщина, за которой срочно посылала шофёра сама Наталья Александровна. Не произнеся ни звука, она жестом попросила её подойти ближе к кровати, указав на место рядом с собой. Через мгновение жизнь покинула великого Сергея Рахманинова…»

В общем, такая романтическая история, конечно же, поэтизирует биографию Сергея Рахманинова, внося в неё человеческую изюминку. Но вот что я прочитал в одном из комментариев  к ней: 

im59ages«…история о Натальe Александровнe Рахманиновой и ее «сопернице» конечно, очень романтичная история, но боюсь, не соответствует действительности. У доктора Н.В. Даля было трое детей:  дочь Елена и сыновья Владимир и Николай. Елена родилась 8 февраля 1889 в Москве. А С.Рахманинов лечился у Даля в конце 1899, начале 1900 года. Вы точно уверены, что Сергей Рахманинов страстно влюбился в десятилетнюю девочку и хотел посвятить ей свой концерт, а Наталья Сатина от этого страдала?»

Ах, как жаль! Что ж, раз с поэтической историей не сложилось, будем наслаждаться музыкой. Кстати, я больше всего люблю у Рахманинова «Прелюдию для фортепиано No.5 Соль минор op. 23». Мне кажется, что этой музыкой Рахманинов разговаривает с Бетховеном о Льве Николаевиче Толстом…

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (5 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 14

  1. Маша:

    Рахманинов похож на Шерлока Холмса. smile

    • Ирина Проценко:

      !!!! *IN LOVE* РАХМАНИНОВ похож весь- каждой своей чертой, мимикой, своими поступками -весь без остатка -на концерт 2 для фортепиано с оркестром, созданный в период зрелости…
      И, конечно, -поэма «Колокола» !!!
      Спасибо за Рахманинова! Почитаю статью позже

  2. Наталья Говорухина:

    А я играла До-диез минорный прелюд Рахманинова. Его еще называют » Колокола». Помню, даже в московском ЦУМе аплодисменты сорвала.( Пробовала электроорган). Сын до сих пор вспоминает, как изумлены были покупатели) smile

  3. Наталья Говорухина:

    А оперу «Алеко» 19-летний Сергей Рахманинов написал за 17(!) дней. А потом несколько суток проспал… Рояль возил за собой, потому что обладал уникальным музыкальным слухом.Очевидно, на другом инструменте играть ему было трудно, слыша малейшие отклонения в четверть тона и т.д.. Кстати, моя мама в юности дружила с сыном одной из сестер Скалон. Рахманинов был увлечен Верой Скалон. А из муз.школы помню, что букеты белой сирени присылала девушка по имени Марфа Руссо. Не исключаю, что это был псевдоним.
    Эмигрируя, Рахманинов очень тосковал по России. Даже посадил у дома в Америке березки. Деньги от концертов во время войны, до самой смерти в 1943 году посылал в помощь Красной Армии.
    Рахманинов пару дней не дожил до своего 70-летия. Поздравительную телеграмму из СССР принесли, когда он уже был без сознания…

    • Игорь Касьяненко:

      Не не Марфа. Фёкла. smile Фекла Яковлевна Руссо,

      Песенка о счастье
      Игорь Жук

      Попросила у Бога
      Сумасшедшая Настя
      На копеечку счастья.

      Попросила У Бога
      Полоумная Любка
      Хоть от счастья скорлупку.

      А безумная Анна,
      Без ума от обмана,
      Счастья ждать перестала…

      А блаженная Фекла
      В церкви вымыла стекла —
      И счастливою стала.

      Все мы, скорбные сердцем,
      Просим счастья у Бога:
      У него его много!..

      А когда не дождемся,
      Говорим себе:
      — Боже,
      До чего же нас больше!..

  4. Сергей Тихенко:

    Чихать хотели эти сумские люди на великих знаменитостей, уваживших эту землю своим присутствием. Извините, наболело.
    Чехов- усадьба Линтваревых. В городской черте, живописном месте на берегу реки Псел — полностью убитая и заброшенная усадьба. Руины как в Хиросиме.
    Чайковский-усадьба Кондратьевых в Низах. Музей. Около 7 лет не отапливается. Выбиты окна, в них лазят бомжи. Сырость. Экспонаты просто приходят в негодность.
    Памятники архитектуры и истории. Памятники нашей глупости, безразличия и кугутства.

    • Ирина Проценко:

      Сергей, но надо же что-то делать…? Вот тут некая Лидия предлагала Касьяненко собрать «могучую кучку для борьбы с бескультурьем и подъездным беспределом» .

  5. Наталья Говорухина:

    Да, усадьбу Линтваревых жалко! Сразу вспоминается строки стихотворения Анны Кожевниковой » Озяб ваш дом…», обращенные к бывшим владельцам усадьбы.К сожалению, не родился еще тот меценат, который бы захотел помочь реставрировать усадьбу. sad А вот флигель, в котором жил А.П. Чехов в приличном состоянии. И крышу перекрыли, и даже забор, благодаря Ю.Еханурову( большому ценителю творчества Чехова), сделали.

  6. Ирина Проценко:

    Ну, вот… опять» человеческий фактор» sad «…под влиянием семейства Сатиных (семьи невесты), Сергей Васильевич изменил решение и переписал посвящение, адресовав его уже самому Далю. » Обошёл красавицу Елену… Спасовал… Обидно… Люди так жестоки с красавицами…
    Прекрасный текст!!

    • Игорь Касьяненко:

      Да! Между прочим это было бы очень нормально посвятить музыку десятилетнему ребёнку своего доктора. И даже трогательно. Зря его Сатины отговорили

    • Ира Шелкова:

      Хочется думать всё же, что друзья и близкие послушав столь серьёзную музыку, ничего не имеющую с детской сущностью, отговорили Рахманинова делать такой подарок Далю, как посвящение произведения его дочери. Ведь, насколько я знаю, не всегда произведения создаются по впечатлению от одной личности, а посвящение уже написанного произведения, как подарок-такое бывает и бывало

  7. Елена:

    Ясное дело, что не могла речь идти о 10-летней девочке, дочери врача Даля. Дело в том, что у него была еще и взрослая племянница — молодая и красивая. И звали ее тоже Елена. Елена Морисовна Даль. И судя по всему, ее-то, свою Музу, и любил всю жизнь Сергей Васильевич. А почему женился на Наталье Сатиной — ну а как могло быть иначе? Официально помолвлены были (а в те времена это было очень серьезно, в церкви, со свидетелями), плюс столько лет родители Натальи помогали и материально, и морально юному Рахманинову…плюс слово дворянина, что женится на ней. Вот и женился, как порядочный человек. Но вот почему-то на всех фотографиях с женой у Сергея Васильевича грустные глаза…да и у нее, в общем-то, тоже.

Добавить комментарий для Игорь Касьяненко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 8 =