Негерой нашего времени

default В моём пионерском детстве была такая военизированная игра «Зарница». Мы всем классом должны были атаковать противника. Смертью, то есть выходом из игры, считался момент, когда с тебя срывают погон.

Ну и мы соответственно готовились, родители нам «доставали» фуражки и пилотки настоящие военные, мамки погоны мастерили и к рубашкам их пришивали, а расчувствовавшиеся папы про свои армейские подвиги вспоминали…Я перед зеркалом всё это репетировал, прохаживался так красиво с игрушечным автоматом наперевес.

И вот прозвучала команда «В атаку!» —  и мы побежали вперёд. Нашему отряду предстояло захватить окопы противника, потом проникнуть в его тылы, дальше –  в штаб, к центру связи… Многое чего геройского предстояло. Но с меня сорвали погон при первом же контакте с противником. Какой-то чужой кругломордый рыжий веснушчатый неприятный мальчик. И всё закончилось. Для меня. А игра  продолжалась. И наши, кажется, даже победили. Не помню точно, как и не помню – наградили ли меня посмертно…

С тех пор, когда я думаю, читаю или смотрю кино о войне, я почему-то уверен, что меня бы убили при первой атаке, в которую я бы отважно поднялся.

В кино американском, с погонями на автомобилях, часто встречается сцена, когда позитивный персонаж, лихо уходя от преследования, сбивает пару-тройку случайных прохожих. А то и десяток- другой. Ну, это же и не важно! Тут же великие цели преследуются. Герой этот, как правило, мир спасает. А я почему-то всегда представляю себя именно на месте сбитого пешехода…

im21ages

А ещё меня много лет преследует мысль о том, что в моей стране никогда не было долгого периода тихой жизни. До отмены крепостного права это вообще была страна рабов. Согласно переписи населения 1857—1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоих полов) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Это всего лишь 37% с одной стороны. Но, в свете вышесказанного, с моим счастьем я бы ни за что не родился в дворянской семье, где жить, конечно, было хорошо.  Напротив, я уверен, что непременно попал бы в число крепостных.

А с 1861 года, можно сказать, в странах, флаги которых развевались над моим городом, практически не было времён, когда одно поколение проживало свою жизнь в тишине, мире и покое. Революция, коллективизация, голодомор, войны, репрессии…   Потом вроде всё наладилось («было время – и цены снижали»), и опять крушение…А сейчас вообще единственным стабильным моментом мира есть его абсолютная нестабильность. Только нынче разбушевались иные стихии – информационные, которые рушат государства, ломают судьбы, кого-то возносят на вершины, а кого-то – наоборот.

Отсюда я делаю единственно возможный логический вывод. Если так, как сейчас было предыдущие сто пятьдесят лет, а до этого — ещё хуже, значит, в лучшем случае, так и будет в будущем.

Как я понимаю, это в большой степени – ещё и карма отдельно взятой территории. У американцев после окончания великой депрессии наступил покой и медленный подъем в гору. У европейцев с японцами – тоже. И только у нас – горки. И, судя по боевому настроению даже завсегдатаев и гостей нашего сайта, скоро опять что-то подорвётся и начнётся новый этап. def11ault

А если я не герой? Если я знаю точно, что когда другие герои объявят о смене вектора правды и начнут за неё войну – меня опять убьют в числе первых?

Идеально было бы, если б в настоящее время герои, наконец, перестали переделывать мир и направили свои усилия туда, где они действительно необходимы человечеству: открывать новые земли (можно даже в космосе), спасать людей от пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий.  Пусть там геройствуют и дадут нам, негероям, пожить своей жизнью, а не жизнью очередной  социальной идеи. Только это вряд ли….

Собственно, весь этот текст является  реакцией  (иллюстрированной реальной человеческой  судьбой) на одну  безусловно замечательную дату. 55 лет назад, 23 октября 1958 года, Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия с формулировкой:

«За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Роман, действительно, во многом перекликается с одним из величайших литературных произведений XIX века – эпопеей Льва Толстого «Война и мир». Юрий Живаго – тот же Пьер Безухов. А вот судьбы гениальных авторов различны принципиально. Великий роман Толстого прославил Льва Николаевича и открыл дорогу к мировой популярности его следующих произведений, в частности, «Анны Карениной». А Пастернака его роман убил. Точнее, не роман, а мировая слава «Доктора Живаго».

im11ages

Пастернак был негероем. Во всём: в поэзии, в прозе, в жизни, в любви… Может, поэтому ему удивительно точно удалось передать одновременно бессилие и величие негеройского человека перед лицом, так называемых, исторических процессов.

Что может в это время перемен (вечных перемен!) сделать человек, даже умный и сильный духом? Живаго мог только жить и любить сегодня – здесь и сейчас – так, будто «вчера» и «завтра» нет. Он пытался до конца оставаться человеком в самых страшных предлагаемых обстоятельствах. А вокруг бушевали герои…

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

 

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (5 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 18

  1. Евгений Фулеров:

    «С тех пор, когда я думаю, читаю или смотрю кино о войне, я почему-то уверен, что меня бы убили при первой атаке, в которую я бы отважно поднялся».
    Игорь, зачем врать себе и другим? Мужчины АТС по определению будут сидеть в окопе до последнего.

    «До отмены крепостного права это вообще была страна рабов».
    Неправда. Крепостные – не рабы, а крепостные. Далеко не все крепостные хотели избавиться от своих помещиков. Рабство – это Древняя Европа и Америка. Ничего общего с нами. А если в переносном смысле, то тогда мы и сейчас страна рабов.

    «Отсюда я делаю единственно возможный логический вывод. Если так сейчас, так было предыдущие сто пятьдесят лет, а до этого — ещё хуже, значит, в лучшем случае, так и будет в будущем».
    Не совсем понятно написано: так сейчас − так было − до этого хуже − в лучшем случае так будет. Как будет? Лучше или хуже?

    «Как я понимаю, это в большой степени – ещё и карма отдельно взятой территории».
    Карма присуща только одной территории. У Красного моря. Мы здесь не причем.

    Далее нормально, согласен. Пастернак – наш с вами друг. Маяковский – друг Тараса Иванова и Петренко. А у Ларисы и Ирины кто друг, даже не знаю.

  2. Игорь Касьяненко:

    «Игорь, зачем врать себе и другим? Мужчины АТС по определению будут сидеть в окопе до последнего.» та конечно. Я от стыда умру раньше, чем от страха и уж тем более от пули. Поэтому вылезу и на дрожащих ножках побегу… Недалеко правда…
    » Далеко не все крепостные хотели избавиться от своих помещиков.» — далеко не все рабы хотели избавиться от своих хозяев. И сейчас тоже…

  3. Сергей Тихенко:

    Есть страны с акцентированной историей и самоидентификацией. Есть — созданные в результате распадов империй и пр. коллизий. Наша — из вторых. Наверняка «горки» освоения страны и самих себя — на генном уровне, на историческом разломе. Нация (этнос?) постоянно жила в страхе быть потоптанной и убитой. Изворачивалась и приспосабливалась. Бегала и к нашим и вашим. В период гетьманщины (первой попытки осилить государственность, кстати первое государство называлось «Войско Запорожское») мы вступали в военные и экономические союзы с россиянами (московитами), турками, татарами, поляками, шведами… В этот же период мы воевали с россиянами (московитами), турками, татарами, поляками, шведами… Башню может снести запросто от такой истории.
    И правильно подметил Игорь-периодов относительной стабильности и планомерного прогресса у нас очень мало. Возможно это одна из главных причин наших хронических неудач. Ну и ничего. Помнится, ближе к дембелю рота (90 человек) утром вскакивала на тумбочки, самый голосистый орал «Вот еще один день прошел» и в ответ слышал рев «Ну и х.. с ним». Простите за натурализм. Мы живем, дышим и радуемся жизни невзирая ни на какие проблемы, политиков и пр.. Пусть не с тумбочки, но мы их посылаем.

  4. Mari:

    Негерой — человек, как правило, многовекторный. А обстоятельства заставляют его делать выбор и совершать поступки в одном направлении, очень часто не в самом главном для него.

    • Пятница:

      А может негорой -это человек другого вектора, чем герои? И ему подвиги героев скучны? И когда он попадает в игру героев он думает только о том, чтобы посорее она закончилась, и как мой Робинзон всё норовит поскорее уплыть с острова нашего счастья sad

  5. ПолФердинанд:

    «Идеально было бы, если б в настоящее время герои наконец перестали переделывать мир и направили свои усилия туда, где они действительно необходимы человечеству: открывать новые земли (можно даже в космосе), спасать людей от пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий. Пусть там геройствуют и дадут нам, негероям, пожить своей жизнью, а не жизнью очередной социальной идеи. Только это вряд ли….»

    Всё реально! Не всё так плохо.
    Да вот же они ( от Ирины) И негерой, и новые герои:
    «…Я спрашиваю у внешне благополучного и тоже весёлого прохожего, ну, где-то, моего ровесника , о подробностях заводских событий 17 года, и каким оружием… оставлены следы на стенах… Вместо ответа, он мне рассказал, как кормился оптической и прочей мелочёвкой с завода, вывозя на Польшу товаром… но я не о нём. Тут подрулила красивая пара на роликах, парень рассказал о заводе всё, начиная с 1700тых екатерининского века и до своего предка, который участвовал непосредственно в событиях 17го г. Парень так увлёкся, что начал рассказывать даже о строении пулемёта… Но я не совсем о парне, а о его юной жене, которая висела у мужа на куртке. У неё разъезжались ноги на роликах и она всё время смеялась над собой, что-то подсказывала парню на мало понятном буковинском наречии
    Значит, мир в головах? Или результат воспитания…

    А текст статьи- в копилку лучших

  6. Игорь Касьяненко:

    Ну я бы в свете данного материала скорее ещё раз вернулся к вот этому комменту от Ирины Проценко. Не все мужчины — воины. Мы — сложнее.

    Ирина Проценко

    21.10.2013 в 19:17 | Удалить | Spam | (Редактировать комментарий) Ссылка на этот комментарий

    Ответить

    Удивляет стиль Action, в котором написан рассказ. Это говорит о недостаточной зрелости автора? Или, не приведи господь, наоборот… Какой же он миротворец тогда, если текст-войнушка способен повлиять на незрелые умы?
    Вот как раз читаю из книжонки «Наследники Мальтуса» высказывания французского социолога Бутуля-он 40 лет исследовал причины военных конфликтов. В 62м году писал: «мужчина абсолютно не способен ответить на вопрос: если не заниматься войной( и в прямом, и в переносном), то чем же тогда заниматься?» Бутуль серьёзно утверждает, что воинственность-прирождённое качество мужчин. По Бутулю, причины возникновения войн(конфликтов) чисто биологические. Воинственность, утверждает он, покоится на «демографической мутации», здесь био термин служит для обозначения передающихся по наследству изменений в свойствах организма. В народонаселении, по Бутулю, так же происходят неизбежные изменения и проявляются в разрядах агрессии после медленных накоплений перенаселённости… и тут такой вот экшн, к примеру…
    Но Бутуль, как наследник мальтузианства, признан лжеучёным… Остаётся довериться тем, кто это признал и вынес вердикт. Вердикт выносили, естественно, мужчины из учёного мира
    Спаси нас, Господи…

    • Ирина Проценко:

      Конечно, не все мужчины воинственные. Так же, как и женщины не все женственные. Группа гормонов стероидного типа в избытке бывает не только по причине эндокринного расстройства. Вернее, эндокринное расстройство наступает не всегда по причине заболевания. Гормональный дисбаланс может наступить и на почве социальных потрясений. Бытовые войны-туда же. Борьба полов-явление повсеместное и идиотически нескончаемое :-|
      Вообще, из конфликтующих сторон самая отвратительная третья-провокаторы

      • Гость 2:

        Много правды, но мы сложнее, гораздо сложнее, чем нас рисует воображение женщины. Намного безобразнее в выходках и намного чище сердцем. Мы тоже витязи-хоть куда-в основном рисуем поверхность женщины( во всех смыслах)

  7. Ирина Проценко:

    «…Пастернак – наш с вами друг. Маяковский – друг Тараса Иванова и Петренко. А у Ларисы и Ирины кто друг, даже не знаю.»
    ….хм… *UNKNOWN* Почему это интересует Евгения….? Смайлики-согласна- моветон(а мы чем тут все, зрелые люди, занимаемся?) Но я буду ставить смайлики, потому что Евгений сказал и все послушались.
    Вполне миленькие смайлики…
    Кто друг… из живых или сетевых? Ах, да-Вы ж не об этом…
    С тех пор, как Достоевский утопил МУМУ, привязав топор, а Тарантино убил уникального танцора Траволту в Чтиве, после чего Траволта обиженно потолстел, хотя и супер как сыграл в фильме… типа, хелсинского/стокгольмского синдрома-не помню названия… С тех пор слушаю в основном музыку …

    Правда, ещё вот всякое такое……… *IN LOVE*

    Антология русской поэзии

    Нежнее нежного
    Лицо твое,
    Белее белого
    Твоя рука,
    От мира целого
    Ты далека,
    И все твое —
    От неизбежного.

    От неизбежного
    Твоя печаль,………
    ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
    А тут так вообще пророческое про интернетсети sad

    Волна волос прошла свкозь мои пальцы,
    и где она —
    волна твоих волос ?
    Я в тень твою,
    как будто зверь, попался
    и на колени перед ней валюсь.
    Но тень есть тень.
    Нет в тени тёплой плоти,
    внутри которой тёплая душа…..
    ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

    В московские особняки
    Врывается весна нахрапом.
    Выпархивает моль за шкапом
    И ползает по летним шляпам,
    И прячут шубы в сундуки.

    По деревянным антресолям
    Стоят цветочные горшки……..
    ,,,,,,,,,,,,,,,,,,
    …и вообще-родное:

    Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
    Где даль пугается, где дом упасть боится,
    Где воздух синь, как узелок с бельем
    У выписавшегося из больницы……

    Да много всего намешано в пустынной голове живописца…

    • Макс Волин:

      «Да много всего намешано в пустынной голове живописца…»

      Да, у живописца пустота наполнена глубоким смыслом…

      • Игорь Касьяненко:

        smile smile smile
        Как в борще Фулерова:
        «Три вещи для меня важны в борще − Бизе, формальная пустота при сущностной наполненности и цвет.» (Евгений Фулеров, «Дикая птица»)

        • ПолФердинанд:

          пустыня-не пустота. В пустоте нет зноя, жажды, терпения, следов всяческих, температурных контрастов…
          в пустоту даже верблюды не заглядывают

          • Игорь Касьяненко:

            ПолФердинанд
            «в пустоту даже верблюды не заглядывают»
            Только Ницше и Чапаев….
            smile

          • ПолФердинанд:

            *THUMBS UP*

  8. Наталья Говорухина:

    Разобрали венки на веники,
    На полчасика погрустнели,
    Как гордимся мы, современники,
    Что он умер в своей постели! (А.Галич)

  9. ПолФердинанд:

    Нет, никакая не свеча,
    Горела люстра!
    Очки на морде палача
    Сверкали шустро!
    А зал зевал, а зал скучал —
    Мели, Емеля!
    Ведь не в тюрьму, и не в Сучан,
    Не к «высшей мере»!

    И не к терновому венцу
    Колесованьем,
    А как поленом по лицу,
    Голосованьем!

    А у нас Ирину «проголосовали» недавно… Мелочь, но единогласно.
    Ничего, Ира, поправим, не принимай близко

  10. Я:

    Негерой- человек идущий в разрез с общественным мнением.

Добавить комментарий для Игорь Касьяненко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


4 + 4 =