Борис Пастернак «Марбург»
Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, —
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.
Как жаль ее слез! Я святого блаженней.
Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен
Вторично родившимся. Каждая малость
Жила и, не ставя меня ни во что,
B прощальном значеньи своем подымалась.
Плитняк раскалялся, и улицы лоб
Был смугл, и на небо глядел исподлобья
Булыжник, и ветер, как лодочник, греб
По лицам. И все это были подобья.
Но, как бы то ни было, я избегал
Их взглядов. Я не замечал их приветствий.
Я знать ничего не хотел из богатств.
Я вон вырывался, чтоб не разреветься.
Инстинкт прирожденный, старик-подхалим,
Был невыносим мне. Он крался бок о бок
И думал: «Ребячья зазноба. За ним,
К несчастью, придется присматривать в оба».
«Шагни, и еще раз», — твердил мне инстинкт,
И вел меня мудро, как старый схоластик,
Чрез девственный, непроходимый тростник
Нагретых деревьев, сирени и страсти.
«Научишься шагом, а после хоть в бег», —
Твердил он, и новое солнце с зенита
Смотрело, как сызнова учат ходьбе
Туземца планеты на новой планиде.
Одних это все ослепляло. Другим —
Той тьмою казалось, что глаз хоть выколи.
Копались цыплята в кустах георгин,
Сверчки и стрекозы, как часики, тикали.
Плыла черепица, и полдень смотрел,
Не смаргивая, на кровли. А в Марбурге
Кто, громко свища, мастерил самострел,
Кто молча готовился к Троицкой ярмарке.
Желтел, облака пожирая, песок.
Предгрозье играло бровями кустарника.
И небо спекалось, упав на кусок
Кровоостанавливающей арники.
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.
Когда я упал пред тобой, охватив
Туман этот, лед этот, эту поверхность
(Как ты хороша!)- этот вихрь духоты —
О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут.
. . . . . . . . . . . . . . .
Тут жил Мартин Лютер. Там — братья Гримм.
Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.
И все это помнит и тянется к ним.
Все — живо. И все это тоже — подобья.
О, нити любви! Улови, перейми.
Но как ты громаден, обезьяний,
Когда над надмирными жизни дверьми,
Как равный, читаешь свое описанье!
Когда-то под рыцарским этим гнездом
Чума полыхала. А нынешний жуел —
Насупленный лязг и полет поездов
Из жарко, как ульи, курящихся дупел.
Нет, я не пойду туда завтра. Отказ —
Полнее прощанья. Bсе ясно. Мы квиты.
Да и оторвусь ли от газа, от касс, —
Что будет со мною, старинные плиты?
Повсюду портпледы разложит туман,
И в обе оконницы вставят по месяцу.
Тоска пассажиркой скользнет по томам
И с книжкою на оттоманке поместится.
Чего же я трушу? Bедь я, как грамматику,
Бессонницу знаю. Стрясется — спасут.
Рассудок? Но он — как луна для лунатика.
Мы в дружбе, но я не его сосуд.
Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу,
Акацией пахнет, и окна распахнуты,
И страсть, как свидетель, седеет в углу.
И тополь — король. Я играю с бессонницей.
И ферзь — соловей. Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.
Читайте ещё по теме:
Не найдено похожих записей...
Годами когда-нибудь в зале концертной
Мне Брамса сыграют,- тоской изойду.
Я вздрогну, и вспомню союз шестисердый,
Прогулки, купанье и клумбу в саду.
Художницы робкой, как сон, крутолобость,
С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлеб,
Улыбкой, огромной и светлой, как глобус,
Художницы облик, улыбку и лоб.
Мне Брамса сыграют,- я вздрогну, я сдамся,
Я вспомню покупку припасов и круп,
Ступеньки террасы и комнат убранство,
И брата, и сына, и клумбу, и дуб.
Художница пачкала красками траву,
Роняла палитру, совала в халат
Набор рисовальный и пачки отравы,
Что «Басмой» зовутся и астму сулят.
Мне Брамса сыграют,- я сдамся, я вспомню
Упрямую заросль, и кровлю, и вход,
Балкон полутемный и комнат питомник,
Улыбку, и облик, и брови, и рот.
И сразу же буду слезами увлажен
И вымокну раньше, чем выплачусь я.
Горючая давность ударит из скважин,
Околицы, лица, друзья и семья.
И станут кружком на лужке интермеццо,
Руками, как дерево, песнь охватив,
Как тени, вертеться четыре семейства
Под чистый, как детство, немецкий мотив.
Ларисочка, спасибо большое за то, что напомнила о дне рождении гениального поэта — Б.Пастернака.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд
Удивительные слова из произведения Б.Пастернака «Люди и положения».
«Из общения с нищими и странницами, … я …рано на всю жизнь вынес …жалость к женщине и еще более нестерпимую жалость к родителям, которые умрут раньше меня и ради избавления которых от мук ада я должен совершить что-то неслыханно светлое, небывалое».
А это стихи О.Григорьева. Мне нравятся.
———————————-
Пляж давно опустел,
Дождь идет обложной.
Лежат опечатки тел,
Заполненные водой.
—————————
Жену свою я не хаю,
И никогда не брошу ее,
Это со мной она стала плохая,
А взял-то ее я хорошую.
———————————
Разбил в туалете сосуд —
Соседи подали в суд.
Справа винтовка, слева винтовка,
Я себя чувствую как-то неловко.
——————————————-
Мы разошлись и как прежде
Спать я ложусь в одежде.
———————————————
Иду и плачу, не поднимая лица,
И вот я в лужу столкнул слепца.
Вот нашел о нём в сети:
Олег Евгеньевич Григорьев (1943-1992) – поэт и художник, яркий представитель ленинградского андеграунда, родился в эвакуации в Вологодской области. После войны с матерью и братом переехал в Ленинград. Рисовал с раннего детства, и должен был стать художником. Учился в художественной школе при Академии художеств, был исключён из неё в 1960 году с формулировкой «за формализм», на деле – за попытки отстоять свою индивидуальность. Со многими известными ныне художниками сохранил дружбу. Работал сторожем, кочегаром, дворником. В 1961 году сочинил четверостишие «Я спросил электрика Петрова», ставшего широко известным «детским народным» стихотворением.
В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной; по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». Многие его стихи вошли в питерский городской фольклор.
Его стихи отличаются афористичностью, парадоксальностью, элементами абсурда и чёрного юмора, из-за чего его часто ставят в один ряд с Хармсом и другими обэриутами. Однако от них Григорьев отличается большей непосредственностью, искренностью и детской ранимостью.
В начале 70-х был осуждён на два года «за тунеядство», отбывал наказание на принудительных работах – строительство комбината в Вологодской области. Был досрочно освобождён. В 1975 году принимал участие в известной выставке в ДК «Невский».
В 1981 году в Москву вышла вторая его детская книга «Витамин роста». Стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей «официальных» литературных кругов, и Григорьев не был принят в Союз писателей.
Следующая его книга, «Говорящий ворон», вышла уже в перестройку, в 1989 году. В том же году он получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции») с условным сроком; многие поэты и писатели выступили тогда в его защиту. За полгода до смерти был принят в Союз писателей.
Умер 30 апреля 1992г. в Петербурге от прободения язвы желудка. Похоронен в Петербурге, на Волковском кладбище, а в доме на ул.Пушкинской, 10 открыта мемориальная доска с его именем.
Женя-как положено-против течения. Вот и задай тему-напиши о Григорьеве отдельным материалом. И стихи его *THUMBS UP*
Причём тут Пастернак… И не все же читают коменты.
Для меня Пастернак не просто поэт. Меня восхищает его эволюция от перенасыщенного образами «Марбурга» до » ..впасть, как в ересь, в неслыханную простоту.»
Меня очаровывает упорство с которым он — музыкант и философ — в конце жизни писал только о природе — так и надо мудрецу.
Меня приводит в восторг его шекспириада — в принципе, он в переводах создал нечто своё, конгениальное Шекспиру.
Меня поражает что он — большой несомненно поэт — вошёл в историю литературы прежде всго как автор великоого романа.
Меня приятно удивляет, что лучшие стихи он написал.не от себя, а как бы сыграв в поэта — Юрия Живаго
Меня возвышает его отношние к жизни и смерти.
Борис Пастернак — много больше, чем просто литератор.
Игорь!!! Классно написал! А то я стеснялась это написать… И на сформулировала бы так… Это же как надо было полюбить героя романа, прожить с ним вместе, чтобы создать такую поэзию!
Марбург словно немец писал… Такой лингвистический ассоциативный сгусток немецкой жёсткости
Загнула я… %)
и нежности….
» В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.»
да, да Здесь от меня тебе книксен
Ира, да какая разница, где писать? Мы же не наскальные рисунки делаем. Твоего Гурама с Имеретинской тишиной уже никто никогда не откроет. Интернет — это старая газета. Его ценность — сиюминутная.
Чем больше веток, тем больше шансов потеряться в общении.
Кино «Два дня». Русское, 2011 год. Ночью смотрел. Какое классное могло бы быть кино! Я половину посмотрел, получил огромное удовольствие и подумал, что вторую половину смотреть не надо. Чтобы неожиданно не разочароваться концовкой.
Но не удержался, досмотрел. Получилось то, чего боялся. Они тоже не удержались от голливуда. А как бы все могло хорошо быть!
Тем не менее, рекомендую девочкам. Девочки — музейные работники. Кино про них в первую очередь.
Не всё так, Евгений. Подавляющее число попаданий на информацию в инете идёт через поисковики. М ы отслеживем наши материалы по просмотрам. Так вот. Нормальное количество просмотров за первые два -три дня — 150-200 хотя ести 50 и 500.
А потом количество просмотров неуклонно растёт…
я не смотрю игровое кино. Тем более, когда советуют- т.е.,-примеряют «свою одёжку» на меня, отбирая моё ценное время-мою одёжку
Это мой неправильный выбор-не смотреть игровое кино
Ир! Ты это серьезно о кино? Я не имею, ввиду, конечно, сериалы… Но есть фильмы, которые я пересматриваю раз по 20.Честное слово, не вру…Не скажу какие чтобы «не давить» Но они есть. Их немного. Хотя некоторых знакомых мой выбор озадачивает.
…cерьёзно. Потому что серьёзно отношусь к хорошему кино. Серьёзнее, чем, порой, сами актёры относятся к своим ролям. С некоторых пор умышленно перестала смотреть. Это-мой выбор.
Но, конечно же, есть фильмы уже родные и я их изредка смотрю