Три князя Игоря Древней Руси

В истории Киевской Руси было три знаменитых князя с именем Игорь. И каждый из них запомнился как яркая и во многом уникальная личность.

Первый Игорь положил начало правящей династии. Второй стал христианским святым и, в свою очередь, одной из первых венценосных жертв демократии. Имя третьего Игоря увековечено в, вероятно, самом значимом произведении древнерусской литературы.

Происхождение и значение имени Игорь

Традиционно имя Игорь считается скандинавским, а точнее, славянской адаптацией скандинавского Ингвар, где «Ing» — имя скандинавского бога изобилия, а «varr» означает «охраняемый». Но тут стоит заметить, что имя Ингвар бытовало на Руси и отдельно. Например, известен рязанский князь Ингвар Игоревич (1217—1235). Также был Ингвар Ярославович (1152 — 1220), успевший даже посидеть на киевском престоле.

Интересным выглядит привязка имени Игорь к слову «иго». В связи с устойчивым словосочетанием «монголо-татарское иго», само слово приобрело негативный оттенок. Хотя по сути является всего лишь аналогом слова «власть». В таком смысле употребляет его Христос:

«Возь­ми­те иго Моё на се­бя и нау­чи­тесь от Ме­ня, ибо Я кро­ток и сми­рен серд­цем, и най­де­те по­кой ду­шам ва­шим: ибо иго Мое бла­го, и бре­мя Мое лег­ко» (Мт.11:28-30)

То есть возможна трактовка, что «Игорь» обозначает — «облаченный властью». В её пользу свидетельствует и отсутствие в славянской антропонимике женской версии имени Игорь. «Олег – Ольга», «Ярослав – Ярославна», «Александр — Александра». А вот Игорь, как Всеволод и Владимир — один. И ни с кем  властью не делится.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга

Чтобы совсем уже не превращать Игоря в тирана и сатрапа, есть предложение считать, что смысл имени — «покровитель», ведь настоящая власть именно в этом и заключается.

А теперь перейдём к нашим князьям.

Игорь Рюрикович (ок. 878 — 945)

Первый официальный князь Киевской Руси из рода новгородского правителя Рюрика. Того самого скандинавского рода, который называли «росами» или «русью». А затем, это название перешло на все славянские племена, где княжили потомки Рюрика. Так и появилось слово «русские» – то есть принадлежащие руси.

Игоря Рюриковича ещё называют Старым по той причине, что он получил княжескую власть в уже  достаточно зрелом возрасте – после 30-ти лет. До этого в Киеве правил Вещий Олег — то ли родственник, то ли воевода Рюрика. Интересно, что после смерти Игоря его державой стала управлять княгиня Ольга – жена князя. Вот так и разместилось княжение Игоря между Олегом и Ольгой.

Игорь Рюрикович знаменит ещё и тем, что является первым из киевских князей, кого упоминают византийские и западноевропейские источники. Речь о походе на Царьград 941 — 944 годов. Правда, там его называют королём русов по имени Ингере.

Поход получился не очень. Игорь привёл к Константинополю до 10 000 судов с войсками, чем жутко испугал греков. А те в ответ ударили по нему своим знаменитым «греческим огнём». И пожгли многих. В итоге, Игорь практически ни с чем вернулся восвояси.

Пал Игорь от рук славянского племени древлян, когда взяв с них дань, решил вернуться уже без основной дружины и подсобрать ещё. Ну и тут древлянский народ не выдержал и… После чего княгиня Ольга, как известно, крайне жестоко отомстила древлянам за мужа.

Игорь Ольгович (1096 — 1147)

Ольгович  — он не в честь княгини Ольги, а потому что Олегович  – сын черниговского князя Олега Святославовича. Этот Игорь был младшим братом Великого киевского князя Всеволода Ольговича. Всеволода киевляне на княжеский стол не звали, он взял его силой. А перед смертью оставил «мать городов русских» в наследство младшему брату Игорю.

Святой и благоверный князь Игорь Ольгович

Святой и благоверный князь Игорь Ольгович

Надо сказать, что в то время (и в то время тоже) в Киеве огромное значение имело народное вече, и майданы случались с не меньшей регулярностью, чем сейчас. Киевлянам не понравилось, что их завоевали, а теперь ещё и передают в наследство, хотя Игорь, вступая в должность Великого князя, перед всем народом целовал крест и божился служить городу верой и правдой.

В частности, он обещал сменить тиунов Всеволода, по-нашему — чиновников княжеской администрации. А назначения новых клялся согласовывать с народом. Но не сменил, а кого менял – не согласовывал. Поэтому киевляне (тайно, естественно) предложили занять киевский престол внуку Владимира Мономаха — Изяславу Мстиславовичу.

Тот немедленно явился к стенам Киева с войском. Игорь вышел ему навстречу с полками киевлян, которые  тут же приняли сторону Изяслава. Игорь пытался бежать, четыре дня скитался по болотам, но был схвачен и посажен в поруб (бревенчатый сруб без окон и дверей). Но вскорости, по причине тяжёлой болезни, был освобожден и ушёл иноком в монастырь. И там, усердно молясь, выздоровел.

Однако год спустя Изяслав собрал вече с сообщением, что черниговские князья не унялись и замышляют опять захватить Киев. И тут народ вспомнил про князя–инока и почему-то весь гнев на непрошеных черниговских направил по адресу бедного Игоря. В итоге, толпа буквально растерзала несчастного схимника, не взирая даже на защиту брата Великого князя Владимира Мстиславовича.

Князь Игорь был канонизирован в родном Чернигове и почитается православием в лике благоверного, а также страстотерпца.

Игорь Святославович (1151 – 1201)

Ещё один знаменитый князь Игорь. Он был племянником святого князя Игоря и сам князем Новгород-Северским и Черниговским. Ничем особо выдающимся не отличался, но попал в историю в связи с тем, что стал героем литературного памятника «Слово о полку Игореве».

Каждый, кто читал «Слово» на древнеславянском, может оценить высокий литературный уровень текста. А также хорошо развитый язык, на котором он написан. Отсюда следует, что «Слово о полку Игореве» было не чем-то уникальным, а стояло в ряду других произведений древнерусской литературы.

К сожалению, судя по всему, большинство её образцов было собрано в Москве и там сгорело в 1382 году, когда золотоордынский хан Тохтамыш сжёг город, «обидевшись» на своего бывшего союзника по битве на Куликовом поле Дмитрия Донского.

Повествование о неудачном походе князя Игоря на половцев было создано в 1182 году – ещё при жизни главного героя произведения. Кроме собственно изложения перипетий похода, в поэме-повести присутствуют вдохновенные описания природы, а изюминкой его, безусловно, является «плач Ярославны».

Плач Ярославны

Плач Ярославны на стенах Путивля

Ярославной, по неизвестным нам причинам, но явно не без согласования с самим князем, автор называет супругу Игоря Святославовича Ефросинью. А сцена, когда Ефросинья Ярославна стоит на крепостной стене Путивля, а душа её, обернувшись кукушкой, летит туда, где на поле брани лежит её израненный муж, удивительно трогательна и поэтична. До такой степени, что стала основой множества перепевов и парафразов. Собственно, самое главное, что ассоциируется с именем этого князя Игоря –  то, что о нём плакала Ярославна.

Ещё про имена:  Лариса, что в имени твоём?

Игорь или Иґорь?

В современном украинском языке звуки г и ґ, как известно, в письменной и устной речи существуют отдельно. А в русском присутствует некоторая неразбериха — г считается признаком провинциальности, а ґ, которое тоже пишется как г – что-то столичное и нормативно верное.

Но не всегда было так. В праславянских языках использовалось только твёрдое ґ. Оно же сохранилось и у древних славянских после прихода на Русь викингов. Имя Игорь варяги произносили именно Иґорь. То есть первого,дохристианского, князя Игоря звали Иґорь Рюрикович – с твёрдым ґ.

А потом на Русь пришло православие, а с ним и мягкое г.  Знаком образованности в те времена было доскональное знание Библии и околохристианской литературы. Поэтому грамотные люди того времени начали произносить г по церковнославянски, то есть мягко. Следовательно, князь Игорь Ольгович и князь Игорь Святославович звучали уже, скорее всего, с мягким г.

С развитием образования  мягкое фрикативное г получило широкое распространение. Точнее, по деревням осталось твердое г, а имперская столичная интеллигенция XVIII века произносила самое фрикативное г, потому что г считалось приметой деревенщины-провинциала. Отзывы от этого мы видим, в частности в тексте Пушкина, где он – эстет и мастер слова, рифмует «дух»-«друг».

О сколько нам открыт чудных
Готовят просвещение дух
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, феномен друг.

Но времена менялись. В ходе промышленной революции все больше становилось состоятельных купцов-предпринимателей, которые не только разбирались в гешефтах, но и тоже желали выглядеть грамотными и культурными. Они приезжали из провинций в столицу со всем своим ґ, покупали или строили там роскошные усадьбы и нанимали лучших учителей своим детям. А те, чтобы угодить новым хозяевам жизни, подстраивали под них моду произношения.

Так в Москве начали акать и произносить твёрдое ґ. И уже новая разночинная интеллигенция продвигала как норму русского литературного языка именно такое ґ.

Эпилог

Подводя итог всего обзора, заметим, что князья Игорь Рюрикович и Игорь Святославович не менее, чем своими подвигами, а может даже и более, знамениты в истории женами. А женщины же всегда влюбляются  в достойных мужчин. Тем более, если речь о княгине Ольге (славянское имя которой, кстати, – Прекраса) и Ефросинье Ярославне. Первая продемонстрировала, как опасна для врагов разгневанная леди-воительница, а вторая показала, как не менее сильно действуют на мир искрение женские слёзы.

Может быть такой вот любящей и преданной жены не хватило князю Игорю Ольговичу, чтобы реализоваться в качестве успешного государственного деятеля.

Зато он стал святым и благоверным, одним из немногих князей древней Руси, причисленных церковью к лику за мученическую биографию, а не за то, что они строили много храмов и щедро одаривали земельными наделами церковное руководство.

Ещё по теме — ироническое эссе: Сказ о четырёх братских народах

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментария 2

  1. Лариса8:

    Очень интересно узнала много нового спасибо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


9 + 1 =