Софонисба Ангиссола, первая художница Ренессанса

 

Софонисба Ангиссола, первая художница Ренессанса

В истории искусства женщины, профессионально занимающиеся живописью – исключение, по крайней мере, до конца XIX столетия. Патриархальное европейское общество не предполагало, что представительница прекрасного пола может взять в руки кисть и зарабатывать себе на жизнь, рисуя картины или расписывая церкви. Разве что в XVIII веке частью великосветского образования девушек стало умение рисовать акварелью – но акварель не считалась настоящей живописью, многие мастера полагали ее несерьезным развлечением.

Софонисба Ангиссола, родившаяся в Кремоне в 1532 году, считается первой итальянской профессиональной художницей. Уже само имя подчеркивает ее уникальность: Софонисба родилась в семье аристократов, настолько увлеченных древней историей, что им не казалось странным дать дочери имя в честь жительницы Карфагена, героини романтической любовной истории, пересказанной такими авторами, как Полибий, Тит Ливий, Диодор Сицилийский и т. д.

Впрочем, ее отец носил имя Амилькар (Гамилькар) – в честь знаменитого Гамилькара Барки, отца самого Ганнибала. У Софонисбы было пять младших сестер (Минерва, Европа, Лючия, Елена и Анна Мария) и брат Газдрубал.

Практически все дети в семейства Ангиссола хорошо рисовали, писали стихи, и оставшийся вдовцов Амилькар (его жена, Бьянка Понцоне, умерла через пять лет после рождения Софонисбы) постарался дать им лучшее по тем временам образование, а заодно поощрял их занятия живописью (только у Минервы дела не заладились, а остальные сестры оказались весьма талантливы). Вообще-то, лучшей художницей в семье считалась Лючия, быстро прославившайся в родном городе как мастер портрета, но она умерла от болезни в возрасте около 25 лет. Джоржо Вазари, художник и первый историк живописи и скульптуры итальянского Возрождения, посетил дом семейства Ангиссола после смерти Лючии, видел ее картины и очень лестно отозвался о них.

Но прославить семью далеко за пределами Италии выпало именно Софонисбе. В то время, как ее сестры, одна за другой, отказывались от увлечения живописью (Елена постриглась в монахини, Анна Мария и Европа вышли замуж и отложили кисти и краски), она продолжала усердно трудиться.

 

Учителя: от малоизвестного Кампи до легендарного Микеланджело

Дочери живописца было чуточку проще стать художницей. Катарина ванн Хемессен в Нидерландах, знаменитая Артемизия Джентилески, с которой Софонисба встретится в старости, Лавиния Фонтана – все они родились в семьях известных портретистов и пейзажистов. Амилькар Ангиссола был обычным аристократом, и многие воспринимали то, что его дочери обучаются у профессиональных мастеров кисти, просто как развлечение.

Бернардино Кампи рисует Софонисбу Ангиссола«Бернардино Кампи рисует Софонисбу Ангиссола»

Софонисба Ангиссола, как и ее сестра Елена, сперва училась у Бернардино Кампи, довольно известного художника XVI века, одно время работавшего в Кремоне. Ее обучение в мастерской этого художника началось в 14 лет. Считается, что несколько лет спустя она нарисовала свою первую известную картину, получившую название «Бернардино Кампи рисует Софонисбу Ангиссола». Этот двойной портрет запечатлел ее учителя в тот момент, когда он рисует портрет своей ученицы. Однако через несколько лет Кампи покинул Кремону, и девушка отправилась в мастерскую еще одного местного мастера, Бернардино Гатти. У нового учителя она занималась около трех лет, когда, наконец, поняла, что больше ей нечему учиться в родной Кремоне.

Софонисбе было двадцать два года. Она отправилась в Рим.

У юной художницы не было в Вечном городе родственников, влиятельных патронов, даже любовников, которые могли бы давать ей заказы. Но мастерство говорило само за себя: некий знакомый Софонисбы показал ее работы самому Микеланджело Буонаротти. Титану Возрождения было семьдесят девять лет, он был живой легендой, и все же художник снизошел до картинок никому неведомой особы из провинции. Рисунки его заинтересовали, он предложил девушке изобразить плачущего ребенка – та с блеском выполнила задание, нарисовав картину «Мальчик, укушенный раком», и на два года стала ученицей Микеланджело.

Стоит отметить, что и Кампи, и Гатти были, в первую очередь, мастерами портрета. Они учили Софонисбу рисовать людей, и именно в портретном искусстве ей удалось преуспеть более всего, хотя в ее творческом наследии есть и картины на другие темы, особенно религиозные. С другой стороны, будучи женщиной, она не могла изучать анатомию или практиковаться в изображении с натуры обнаженных людей – Италия была достаточно консервативна в этом вопросе. Но как нарисовать классический сюжет, снятие Христа с распятия, не имея навыков в изображении обнаженной мужской фигуры? Именно поэтому религиозные картины художницы не настолько выразительны, как   портреты матери, сестер, римских аристократов и священников, испанских принцесс и придворных грандов, групповые изображения ее собственной семьи.

«Игра в шахматы» — здесь Софонисба изобразила своих сестер

Европу, Лючию и Минерву

 

Признание: фрейлина-художница

Наконец, к молодой художнице пришло признание. В 1558 году, в возрасте двадцати семи лет, ее приглашают в Милан, чтобы нарисовать портрет Фернандо Альвареса де Толедо, третьего герцога Альба, героя Итальянских войн, которому суждено будет войти в историю как кровавому палачу Нидерландов. Пользующийся в тот момент полным доверием испанского короля герцог рекомендует своему монарху сделать Софонисбу придворной художницей. Однако штат мадридского двора не предусматривает никаких художниц, королевский живописец должен быть мужчиной, а госпоже Ангиссола предлагают занять место фрейлины при королеве Елизавете II Валуа, третьей жене испанского короля Филиппа II. Она согласилась, так как никто не планировал запретить ей рисовать – наоборот, все были с этим согласны. Только пост придворного художника не для нее, так как она женщина, а в остальном – никаких проблем.

К тому же место живописца при мадридском дворе уже было занято Алонсо Санчесом Коэльо. Но Софонисба быстро добилась сначала неофициального, а затем и вполне официального разрешения помогать ему, причем вскоре речи о помощи уже не шло, это было сотрудничество двух равных по таланту и мастерству профессионалов, и до сих пор историки живописи теряются, не в силах определить, какой из многочисленных придворных портретов того времени нарисован Коэльо, а какой принадлежит кисти Ангиссола. Правда, ей приходилось и заниматься прямыми обязанностями фрейлины: например, после смерти испанской королевы в 1568 году Софонисбу назначили воспитательницей осиротевших принцесс. Но время рисовать у нее все равно находилось, и количество работ этого периода весьма велико.

Испанские принцессы Изабелла и Катарина

Испанские принцессы Изабелла и Катарина

Филипп II, впрочем, решил однажды, что незамужняя фрейлина, да еще и художница – это неправильно. Он планировал собственный брак с Анной Австрийской и в то же время настаивал на том, чтобы воспитательница дочерей его предыдущей жены тоже вышла замуж.

Мы ничего не знаем о личной жизни Софонисбы Ангиссола во время ее пребывания в Мадриде. Да и была ли вообще у нее какая-либо личная жизнь? Она была независима, ее творчество пользовалось признанием, и в чем-то ей, наверное, даже можно было позавидовать. Художнице тогда исполнилось уже 38 лет, по меркам эпохи она была старой девой, но принципиально противиться королю она не собиралась и сыграла свадьбу с неким доном Франциско де Монкада, тесно связанным с Сицилией и, хоть и испанцем по происхождению, но, скорее, итальянцем по духу. Говорили, что муж всецело одобряет то, что его жена – не только домохозяйка, но и известная художница. Они жили вполне счастливо, хотя пылкой любви между ними не наблюдалось, однако в 1579 году дон Франциско умер от чумы, и Софонисба стала 47-летней богатой вдовой.

 

…и жили они долго и счастливо

К тому моменту они уже покинули Испанию и, вернувшись в Италию, примерно год жили в Палермо, наслаждаясь покоем после суеты и интриг дворца. Филипп II официально освободил Софонисбу от каких-либо обязанностей перед двором, положительно отнесся к ее решению отправиться на родину, да еще и велел выплачивать ей солидную пенсию. Казалось бы, что остается одинокой женщине? Только спокойно доживать оставшиеся годы. Однако художница решила иначе.

Автопортрет с Горацио ЛомеллиноАвтопортрет с Горацио Ломеллино

В том же году она отправилась в родную Кремону, наняв для этого судно генуэзского капитана Горацио Ломеллино, которому на тот момент было 32 года. Дальше начинается мыльная опера со счастливым концом: Софонисба влюбилась, а Горацио ответил ей взаимностью. В итоге, до Кремоны художница так и не добралась. Вскоре они сыграли свадьбу в знаменитой своей Падающей башней Пизе, объединили капиталы (Горацио не был беден), стали получать неплохие барыши от торговли, купили огромный дом в Генуе, где для Софонисбы была оборудована первоклассная художественная мастерская. Позже из Генуи они переехали в Палермо.

Если в Риме и Мадриде она, в основном, писала портреты, то теперь ее увеличением стали картины на религиозные темы. В это время Софонисба Ангиссола не очень нуждается в деньгах, поэтому значительно реже берет заказы, больше рисует для души, хотя порой из-под ее кисти все еще выходят портреты.

Им с мужем было уготовано 45 лет счастливой совместной жизни, т. е. Софонисба Ангиссола прожила почти 93 года – практически немыслимый для того времени срок. Примерно в 88 лет она начала страдать от катаракты – именно в этом возрасте художница создала свой последний автопортрет.

Такой Софонисбу увидел Антонис ван Дейк

Такой Софонисбу увидел Антонис ван Дейк

Периодически ее посещали гости, коллеги по цеху, например, знаменитая Артемизия Джентилески, которую нередко называют первой феминисткой. Приехал к пожилой Софонисбе и Антонис ван Дейк, оставшийся в полном восхищении от визита. Он не только нарисовал ее портрет, но и записал в дневнике, что, несмотря на возраст (ей на тот момент было 92 года), она сохранила ясность мышления, а многие советы госпожи Ангиссола пришлись ему по душе.

В 1625 году художница умерла. Семь лет спустя Горацио Ломеллино заказал надпись на надгробном памятнике, которая гласила: «Софонисбе, моей жене, что причисляется к самым блестящим женщинам, преуспевшей в том, чтобы рисовать людей. Горацио Ломеллино, опечаленный утратой своей величайшей любви, посвящает этот скромный дар столь великой женщине».

 

 

 

От: ИРА

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 3,33 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:

Не найдено похожих записей...


комментария 4

  1. Ирина Проценко:

    Преподавательница истории искусств была очень похожа на Софонисбу и судьбой своей, и внешностью.
    Её любимое выражение: мальчики, закрыли уши! Девочки, сначала самовыражение, потом-замуж

    • ИРА:

      Софонисба Ангиссола — первая художница с удивительной судьбой, прогрессивной для женщины ренессанса! Материалы публикуются не для частных ассоциаций. Все совпадения случайны

  2. Ирина Проценко:

    Cмелый автопортрет Софонисбы с учителем Бернардино Кампи! Очень смелый для того времени…
    Просто какое-то объяснение учителю… Довольно откровенное. Феминизм пришёл только в конце ХVIII века!
    Открытая, сильная женщина! Мало в ней загадки, женственности…
    Но вот интересная мысль:
    «…Вы говорите о загадке женственности? Фиг, вам! До тех пор, пока женщина будет оставаться объектом усиленной эксплуатации, унижений и манипуляций, она будет «загадкой». Слуга, раб всегда загадочны и опасны для господина, они всегда скрытая угроза и «темная сторона Луны»…
    …хотя, не могу полностью согласиться smile относительно загадки…

  3. Художник:

    Какой бы получился фильм!! *THUMBS UP*

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


4 + 4 =