Сентиментальный Адольф и суровая Кете
В юности сентиментальный Гитлер зарабатывал на жизнь этюдами и рисунками достопримечательностей Вены. Во время Первой мировой, тот же сентиментальный и мечтательный ефрейтор, в окопах, между боями чиркал пейзажи Фландрии. В роковом 33-м уличный художник и бывший ефрейтор Гитлер занял пост рейхсканцлера.
За Адольфа голосовали самые разные слои населения. Широкая социальная база Гитлера создавалась за счет тех, у кого после поражения Германии была выбита почва из под ног, кто чувствовал себя обманутым, кто потерял имущество и жизненную перспективу. Он сумел использовать психологическую и социальную неустроенность толпы, показывая ей путь к спасению униженного отечества, обещая различным слоям и группам населения всё, что они хотели: монархистам — монархию, рабочим – хлеб и работу, промышленникам — военные заказы и пр. Националистические лозунги фашистов привлекли немцев больше, чем призывы к терпению и разуму других партий.
В то время в Германии жили широко известные во всём мире художники – экспрессионисты и авангардисты. Например, Василий Кандинский и Пауль Клее. Все картины великих мастеров были изъяты из залов музеев. Сами художники спешно покидали Германию…
Национал-социалисты, осознавая значимость силы воздействия изоискусства на умы, взялись за дело правое — пропагандировать своё-насущное.
И, конечно, немцы- художники искренне и сентиментально писали просто войну и просто солдат. Массовые убийства, сожжённые деревни, уничтожение несовершенных наций и пр., послужившие поводом для проведения многочисленных судебных процессов в послевоенное время, разумеется, не служили источником вдохновения для немецких художников.
В том же 1933 году, после прихода национал-социалистов, кроме художников аполитичных, была вынуждена покинуть Прусскую Академию искусств и руководитель художественной мастерской графики, профессор Кете Кольвиц — известная миру немецкая пацифистка.
Вскоре негласно запретили выставлять её новую серию литографий «Смерть» и велели убрать из залов страны все остальные работы. Переезд Кольвиц в замок Морицбург, по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского, спасает художницу от режима. 22 апреля, 1945 года, на 77 году жизни, художник и скульптор Кете скончалась, не дожив до победы несколько дней.
Конечно же, здесь не проводится никакой аналогии с фашизмом, но, в связи с сегодняшними событиями, творческим людям иногда приходится выслушивать в свой адрес упрёки в аполитичности, инфантильности и бездействии. Да,все виды искусств влияют на сознание обывателя и, в этой связи, возникают вопросы: что делать и как быть честным сегодня художнику, чтобы не навредить? И что честнее: писать чудный вид из окна и слушать как падает снег, или слушать оратора на площади Независимости и делать исторические зарисовки с активистов?
Живопись Третьего рейха
01. Х.О. Хойер. «В начале было слово»
Э. Эбер. Это — штурмовой отряд. 1938.
Р.Г. Айсенменгер. Австрия возвращается домой. 1938.
Т. Ригер. Мальчик из Гитлерюгенда. 1941
Х. Шмиц-Веденбрюк. Народ в борьбе.
Л. Шмуцлер. Деревенские девушки, возвращающийся с полей.
… и не только солдат… и не только тыл..
З. Хилц. Деревенская Венера. 1939.
О. Мартин-Аморбах. Баварская Венера. 1935.
П. Падва. Выступает фюрер. 1939.
А здесь словно не они на нас а мы на них…
А. Рейх. Сбор вещей для фронта. Зимняя помощь. 1942.
К. Берген. Поход в Атлантику. 1941
К. Берген. Возвращение из похода. 1941
В. Чех. Гренадер. 1943
В. Чех. Друзья. 1940
Р. Шрайбер. Против Англии. 1942
П. Падва. 10 мая 1940 года. 1942
Ф. Стагер. Патруль СС
Э.фон Гендель-Мазетти. Артиллерия на фронте. 1942
А вот, как трогательно…
Ф. Гебхардт- Вестербухберг. На охране Европы. 1942
А. Рейх. Большая жертва. 1943.
И ещё более трогательно… красивая работа…
Х.А. Бёхлер. Возвращение домой. 1940.
И достаточно немного работ Кете Кольвиц примерно
того же времени…
В париже. Зарисовка цветным мелом
«Помогите голодной России», 1921 г.
Родители
Хлеба!
Жив?
Встреча
Автопортрет
От: Ира Проценко
Бог любит троицу. Сегодня разместила две темы в одной. И достаточно туч
Следующее будет только светлое Ну, плюс/минус…
Да. Любая война имеет две стороны…
да. И с подменой понятий тоже две получается
Либералы призывали к терпению и разуму, Либкнехт призывал к планомерному строительству светлого будущего в союзе с советами. Естественно, людям всегда было необходимо своё получить здесь и сейчас. А к критичной линии их приводят сами власти. Сейчас эту линию подводят целенаправленно — олигархи раскраивают свои игры, используя толпу, скандирующую: здесь и сейчас!
Кольвиц — документалистка. Не надо всем творцам быть летописцами. Это была бы катастрофа в арте!
Полностью согласна с Вами! Это всё равно, если бы вся поэзия была назидательная, или революционная, или… эротическая =-O Или, предположим, все резко перешли на белые стихи, а строки: «Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела» сочли бы образчиком моветона
Да. Всех должно быть много — уникальных, хороших и разных… Как бы ещё всех услышать и увидеть…
… только на майдане же… Мне так и сказали…
А ведь работы действительно хорошие…и в них нет идеи сверхнации..
да, Серёж… Художники искренне писали то, что видели-сбор одежды, патруль, солдат без ноги…
Верили, что простой солдат защищает Европу…
И сейчас как сложно уловить правдивую струну- столько мнений!
Да, талант есть талант, невзирая на то, какой системе он служит. Работы впечатлили. Вот стал бы Адольф Гитлер художником — может быть и история бы пошла по другому пути. Хотя, подозреваю, что мне сейчас возразят и скажут, что все равно бы возник фашизм и был бы кто-то другой. Ира!Спасибо тебе. В аспекте сегодняшнего дня все воспринимается в особенности остро.
Гражданское, честное отношение к происходящим политическим событиям не обязательно проявлять физически, выстаивая на морозах. Такие «подвиги» никому не нужны. А вот иметь стержень гражданственности внутри себя это важно. На майдане очень много моих знакомых художников и искусствоведов. Сотрудники «Мистецького Арсенала» и Национального музея на Грушевского — все на майдане. Там, в музее, греются как активисты, так и беркутовцы. Это же все наши украинцы. А вина во всем лежит на властях. Сумчане народ мудрый и всегда правильно голосует. Гениальное творчество Кёте Кольвиц яркий пример гражданственности. С фашизмом она боролось своим искусством.
И всё же: Гурама Доленджашвили, не рисующего русских танков, атакующих заснеженные Гагры, но проповедующего свою религию красоты, можно ли его назвать прогрессивным гражданином Грузии?
Творец всего сущего сотворил художника, который всегда был над, свыше простого обывателя. Искусство должно быть понято народом, а не понятно народу. Народ должен дорасти до Него. Бог, духовность, искусство — это высшие ценности, которые, к сожалению, очень многим недоступны. В массе своей люди материалисты. Живут по принципу «Рожденный ползать…». А силой красоты и искренности искусства можно горы перевернуть и это тоже гражданская позиция. Ирочка твое творчество это высокая нравственная позиция красоты и гармония. Но, чтобы эволюционировать надо пройти через Р-ЕВОЛЮЦИЮ, что и переживает сейчас наша страна.
А вот ещё один свежий взгляд художников на майдан…
/http://rutube.ru/video/f1f878483f43cdbc0d2c30ba9dfefd82/ майдан 2019
Усталость, цинизм или разум??
какие великолепные работы! ранящие, глубокие и очень искренние. Ирочка, спасибо. у меня сегодня ещё одно открытие.
Перечитала свою статью… Да, вдохновенно по событиям писалось. И коменты актуальны. Тогда не думал никто, что через полтора года ничего не поменяется.
Великая Кольвиц-Гойя… ничего не поменялось и через 300 лет