Семь первых шагов к Парнасу, или Как правильно седлать Пегаса

Ко мне часто обращаются начинающие стихотворцы с просьбой посмотреть и оценить  их тексты. В подавляющем большинстве случаев приходится отвечать примерно одно и то же. Чтобы унифицировать процесс,  я решил написать краткую инструкцию для  желающих научиться писать  стихи.

Данное эссе не является заочной полемикой с известным сочинением пролетарского классика Владимира Маяковского  «Как делать стихи». Мы будем общаться на более простом, практически школьном уровне.

Техника стихосложения

Прежде всего, надо освоить классическую технику стихосложения. Мы живём в достаточно расхристанные времена, когда наряду с классическим стихом возможны различные верлибры, то есть свободные стихи, намеренные сбои ритмов и игра размерами. Но начинать надо с классических и достаточно жёстких форм. Ибо, говоря поэтически, не знавший тюрьмы не познает истинный вкус свободы,

поэзияВ классическом стихотворении правильным считается организация стиха с помощью силлабо-тонического построения, когда  все строки рифмуются по какой-либо схеме, например: аабб или абба, или абаб. Число и порядок чередования ударных и безударных слогов в рифмующихся между собой строках одинаковы.

Начинающим авторам, а в случае использования сложной ритмики не только начинающим, стоит для соблюдения требований формы, выписывать на бумаге количество слогов в рифмующихся строках и расставлять в них ударения для проверки соответствия.

Зачем это нужно? Стихи, кроме всего прочего, — это ещё и музыка, создаваемая с помощью слов. Сбои ритмов, хромые размеры и нелепые рифмы, даже в случае, когда Вы описываете в тексте свою самую гениальную любовь в мире – это как играть Моцарта на расстроенном инструменте. Сколько не вкладывай чувств — получается  бренчание.

О рифмах. Считается дурным вкусом рифмовать глагол с глаголом. Правда, был такой поэт —  Юрий Левитанский, который сделал это своей фишкой. Но он рифмовал вкусно: «вращается – превращается», кроме того, у него внутри строчки столько поэзии,что рифме остаётся только играть роль крыльев соловья.

Лучше всего рифмовать точно: «весна-сосна» или «пришла-скала». Есть изысканные составные рифмы как у того же Маяковского « вы возражаете, как будто  воз рожаете» или Высоцкого «рос в цепи – россыпи». Можно рифмовать по начальным слогам слов «правда — Прага» или «брата — брага» — тут важно, чтобы последние буквы были одинаковы.

Не очень хорошо рифмовать «шторма — формы», когда вроде бы и точные рифмы, но последние буквы разные. Такой рифмовкой грешил Пастернак, за что его многие до сих пор критикуют. Как вы понимаете, в смысле конструкции рифм в поэзии всё давно открыто. Чтобы сделать осознанный выбор наиболее органичной  для вас техники рифмовки, надо читать стихи хороших поэтов.

Мэтры жанра

Чтение стихотворений классических поэтов – от Пушкина до Бродского обязательно для начинающего  стихотворца. Во-первых, стихи облагораживают и лечат душу – это прямая функция поэзии. Во–вторых, у каждого из них вы сможете подсмотреть «изюминку», которую возьмёте в свой арсенал. Чем больше будет авторов, у которых вы что-то позаимствуете, тем более самостоятельными будут ваши стихи.

Диапазон  культурных ассоциаций

Древний грек мог позволить себе написать: «Я тебя люблю, о пышнотелая! Иди ко мне!». Менестрель  времён Данте уже пел: «Я чувствую к тебе тоже, что древний грек!  Пусти меня к себе!»  А поэт нынешнего, постмодернового времени, живущий уже после античности и Возрождения, пишет: «Как спел бы менестрель, ты пышнотела, будто возлюбленная древнего грека».

За этим шуточным примером располагается глубокое содержание. Если вы станете повторять в своих текстах античных поэтов, то вы — эпигон, интересный только узкому кругу членов своей семьи. Греки и римляне уже существуют и без вас, равно, как и менестрели. А вы должны писать так, чтобы, не перепевая их, создавать новое. А если повторять, то в форме литературного поклона, мол, я помню, уважаемый Гомер, что ты так уже писал. И сонеты Петрарки тоже помню.

Это далеко не так просто. В сфере изучения природы чувств и вообще самопознания, человечество ушло (если вообще ушло) совсем недалеко от древних. В отличие от умения создавать и укрощать механизмы.

Кроме того, увеличение диапазона культурных ассоциаций позволяет поэту отыскивать не только бытовые  сравнения  — «ты прекрасна, как неожиданная премия», но и находить примеры в литературе — «Я не идиот, дорогая, я —  князь Мышкин». Иными словам, читать нужно не только стихи, но и классическую прозу. Много классической  прозы. Она поможет  расширить словарный  запас, богатство которого является украшением и радостью настоящего поэта.

Метафора

Подружитесь с метафорой. Научитесь сравнивать на первый взгляд несравнимое  – например, камни булыжной мостовой со стаей рыб, а их взаимное тесное расположение – с объятиями любовников. Вводите метафоры в свои стихи. Метафоры – это ваше уникальное поэтическое видение. С помощью метафоры вы делаете далёкое близким и, следовательно, воцаряетесь над создаваемым вами в стихах мирозданием, потому что вам там всё доступно, ибо всё рядом.

Аллитерации и ассонансы

Пользуетесь приёмами омузыкаливания  текста – аллитерациями и ассонансами. Аллитерация – это повторение согласных букв —  «грянул гром в громадном городе». Ассонанс  — повторение гласных — «около облака белого облика». Тут важно не злоупотреблять. Данные приёмы — приправа, к блюду, а не само блюдо. Пересаливать или переперчивать также плохо, как и наоборот.

Станьте интересным человеком

Для этого не обязательно путешествовать или сражаться во всех происходящих на Земле конфликтах. Скорее, надо научится осмыслять то, что происходит с вами и вокруг вас. Когда-то Бродский, уже будучи нобелевским лауреатом, отклоняя очередное приглашение на зарубежный литературный симпозиум ответил, что не поедет, потому что уже видел больше, чем сумел осмыслить.

Главное – путешествие мысли. Думайте о смысле жизни, о сути и предназначении человека, анализируйте свои чувства, читайте (опять читайте) философов, а затем, оправляйте всё, что поймёте в строгие технические оковы стихотворной формы.

Интонация

Постарайтесь выработать свою индивидуальную поэтическую интонацию. Для письменных текстов интонация –  как внешность для человека. С неё всё начинается. Если вы читаете поэта и интонация его речи завораживает и манит вас за собой, тогда вы его услышите. Стихи – не анекдоты. Их нельзя читать быстро. Чтобы «услышать поэта» надо остановиться, вдуматься и поверить ему.

вдохновениеНу а когда вы это всё освоите, вы фактически получите в личное распоряжение свой идеально настроенный поэтический рояль (это метафора). Теперь можно смело творить. И даже если вы не Моцарт (это тоже метафора), то, по крайней мере что-то своё, у вас всё равно споётся. Вот тогда вы, уверяю вас, и сами поймёте – поэт вы или нет.

И если всё же вам повезёт, и вы окажетесь поэтом, то вас ждёт нечто удивительное и несказанно прекрасное – приход истинного  вдохновения. Настоящее вдохновение приходит только к тем, талантам, которые владеют формой, потому что искусство – это процесс преодоления сопротивления формы. А вдохновение —  это состояние, когда автор чувствует в себе силы для создания произведения искусства.

Каждый, кто испытывал приход вдохновения, знает, что нет выше и волшебнее состояния человека. В эти часы или дни тебе вдруг начинают подчиняться все слова и смыслы, и десятки образов выстраиваются в очередь перед тобой. И ты только отбираешь то, что сейчас отзывается в твоём поэтическом сердце, как отбирает себе верных  рыцарей Прекрасная Дама.

Вот ради шанса испытать это уникальное, практически  катарсическое состояние, и стоит рискнуть и потратить своё время на изучение  всего того, что было вам предложено выше.

.Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (10 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 5

  1. Макс Волин:

    Лирическое дополнение:
    НИКОГДА не выдавайте чужие стихи за свои. Даже если до боли в висках обидно «Ну почему это сочинил\а он\она?!!! » Существует некоторая вероятность, что Вы станете известным поэтом. И тогда Вам будет стыдно за эту детскую несдержанность. ;)

    • Игорь Касьяненко:

      А вот свои за чужие можно. В эту игру многие известные играли smile

  2. Ирина Козлова:

    Спасибо, Игорь Владимирович! Точно, кратко, по сути. Полезно было бы прочитать всем начинающим. Как и начавшим *OK* *BRAVO*

    • Игорь Касьяненко:

      Спасибо, Ира! Даст Бог будет «Булат», так я это распечатаю и всем начинающим раздавать буду )

  3. Ирина Козлова:

    Отличная идея! *THUMBS UP*

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


1 + 5 =