Михаил Щепкин и его театр
Михаил Семёнович Щепкин считается великим актёром-реформатором.
До него синонимический ряд к слову «актёр» составляли: «шут», «лицедей», «комедиант», «скоморох»… А после Щепкина актёр стал художником и творцом духовных ценностей наравне с музыкантом, живописцем и литератором.
Вот один из знаменитых щепкинских афоризмов:
«Театр для актера – храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь – все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон».
Михаил Щепкин родился в 1788 году и ушёл с подмостков земных театров в 1863-м. Мы не видели великого актёра на сцене и можем судить о его театральных достижениях и роли в искусстве только по отзывам современников.
Зато мы видели как «священнодействуют» выпускники «Щепки» — Высшего театрального училища имени Щепкина: Олег Даль, Рина Зеленая, Юрий Соломин, Станислав Любшин, Инна Чурикова, Олег Меньшиков…
Краткая история театра в Российской империи
Первым отечественным драматургом и режиссёром Руси считается Симеон Полоцкий. Он родился в 1629 году, через 13 лет после того, как завершил свой жизненный путь бессмертный Шекспир. Полоцкий был выходцем из украино-белорусской части Великого княжества Литовского, которое испытывало западноевропейское культурное влияние гораздо сильнее, чем, на тот момент, дремучая Московия.
Тогдашний самодержец Всея Руси Алексей Михайлович в душе был большим шалуном, идею театра принял и сам с удовольствием посещал спектакли. Правда, на всякий случай после завершения просмотра зрители отправлялись в баню, дабы смыть возможные грехи. А женщинам вообще можно было только подсматривать за действом через щёлочку.
По примеру царя театры стали заводить у себя дома бояре, а когда в Европе проведали о новой российской забаве, в края «медведей и балалаек» хлынули на гастроли западные антрепризы.
Первый стационарный театр в Российской империи возник только в 1750 году в Ярославле. Его создатель — купец, актёр и режиссёр Фёдор Волков. В 1752 году императрица Елизавета Петровна перевела труппу Волкова в Петербург.
30 августа 1756 года был основан «Русский для представления трагедий и комедий театр» под руководством драматурга Александра Сумарокова. С него началось создание системы Императорских театров России. Тогда же Высочайшим повелением Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром».
В оперных театрах елизаветинских времён певали знаменитейшие Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский, выходцы из города Глухова, где в 1751 году при дворе последнего Гетмана Всея Малой Руси Кирилла Разумовского возник первый в Украине театр.
Затем открылось несколько стационарных театров: в Харькове (1789), Киеве и Одессе (1803) и Полтаве (1810). В Харькове и Полтаве впервые взошла звезда ещё крепостного актёра Михаила Щепкина.
В 20-е годы XIX века в Москве появились Большой (для оперы и балета) и Малый (для драматических постановок) театры. Одной из главных звёзд Малого театра, вместе с блестящим Павлом Мочаловым, стал Михаил Щепкин.
Князь Репнин-Волконский
Говоря о судьбе Михаила Щепкина, нельзя пройти мимо князя Николая Репнина. В период с 1816-го по 1834-й годы князь был губернатором Малороссийской губернии, в которую включались территории нынешней Слобожанщины.
Генерал, герой наполеоновских войн, в авангарде русской армии в 1813 году вошедший в Берлин (и тогда входили), князь Репнин много сделал для культурного развития вверенного ему края. В частности, в Полтаве был организован кадетский корпус и — при особом попечительстве супруги губернатора — институт благородных девиц.
Женат генерал-губернатор был на Варваре Алексеевне Разумовской — внучке Кирилла Разумовского и наследнице огромного состояния. Среди их многочисленных детей отметим Варвару Репнину-Волконскую, которая была влюблена в Тараса Шевченко и активно хлопотала о его освобождении. Шевченко дружил с Репниными и бывал у них в гостях.
В 1818 году князь увидел спектакль Полтавского вольного театра, где блистал крепостной актёр Михаил Щепкин. Тогда же у сановитого чиновника возникла идея выкупить Щепкина из крепостной зависимости. Для сбора средств было организовано театральное представление и «сам», при всех регалиях, ходил собирать деньги (по другим сведениями это делал брат губернатора, будущий декабрист Сергей Волконский, тоже генерал). В любом случае генералу было сложно отказать.
Но собранной суммы всё равно не хватило. Требовалось 10000 рублей, а собрали чуть больше 70000. Недостающие средства инициатор выкупа добавил из личных. Надо сказать, что, судя по финансовому отчёту, не все участники сборов поступали сознательно, некоторые пытались передать вместо реальных денег расписки на безнадёжные карточные долги.
В результате благотворительной акции Щепкин стал… крепостным князя Репнина. «Отпускная» оказалась «купчей», а свободу актёр получил только в ноябре 1821 года. И то лишь для себя, жены и двух дочерей. За остальных четверых детей и мать (отец уже умер) князь-благодетель просил по 1000 рублей.
Официальной причиной столь долгой задержки с освобождением Щепкина считается нежелание Николая Репнина расставаться с полюбившимся актёром – главной звездой Полтавского вольного театра, опекуном которого был князь.
В марте 1822 года Щепкин играл в спектакле «Опыт искусства» на Ильинской ярмарке в Ромнах, городе славных театральных и музыкальных традиций, подарившем миру такие имена, как Иван Кавалеридзе, Исаак Шварц и Степан Шкурат. Там игру актёра увидел Василий Иванович Головин, драматург и чиновник Конторы Имперских театров. Его восторженный отзыв в итоге определил приглашение Щепкина на работу в Москву. Впереди был Малый театр и всероссийская слава.
Удачное вложение капитала
Изначально хозяином крепостного Михаила Щепкина был граф Волкенштейн. Обратив внимание на недюжинные способности малолетнего Михаила, граф обеспечил ему прекрасное по тем временам образование. В гимназии крепостной по закону учиться не мог, но народное училище окончил. После чего граф некоторое время подержал Мишу в лакеях, а потом милостиво отпустил актёрствовать сначала в Курск, а потом в Харьков и Полтаву. И, в конце концов, заработал на этом предприятии 10 000 рублей.
В те времена, обычные крепостные шли от 40 рублей, если оптом, до 400 в розницу. Умельцы вроде поваров или парикмахеров стоили до 1000. Больше всего, как и сегодня, ценились мужики, склонные к торговле. За такого и 25 000 могли дать. А великий актёр пошёл за 10 000… Причём некоторые источники утверждают, что в процессе торга с князем граф снизил цену до 8 000 рублей.
Кстати, Тараса Шевченко выкупили у помещика Энгельгардта всего за 2500 рублей. Ой, продешевил помещик…
Личные драматурги Щепкина
Михаил Щепкин начинал в период, когда кроме Сумарокова и Шаховского были уже Фонвизин, Грибоедов, но ещё не ставили Островского, не говоря уже про Чехова.
Щепкин не только «пробил» к постановке острое грибоедовское «Горе от ума», но и прославился исполнением роли барина Фамусова.
«Нет маленьких ролей, есть маленькие актёры», — говаривал Михаил Сергеевич и, если надо, брался даже за женские роли, как например Еремеевна в «Недоросле» Фонвизина. И всё же огромному таланту Щепкина было тесно в часто лубочных пьесах того времени.
Поэтому драматурги специально для него писали роли. Началось ещё в Полтаве, где театром руководил Иван Котляревский, создавший для Щепкина знаменитых персонажей: Макогоненко в «Наталке-Полтавке» и Михайла Чупруна в спектакле «Москаль-чарівник». Щепкин играл эти роли до последних дней на украинском, чем немало способствовал популяризации мовы в имперских столицах и провинциях.
Уже в Москве Иван Тургеньев написал для Щепкина Кузовкина в «Нахлебнике» и Мошкина в «Холостяке». Виссарион Белинский создал пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь». Для великого актёра занимались переводами иностранных пьес историк Тимофей Грановский и философ-революционер Александр Герцен.
Николай Васильевич Гоголь письменно просил Михаила Семёновича сыграть городничего Антона Антоновича Сквозник–Дмухановского в «Ревизоре», где Щепкин выступал и в качестве режиссёра. К слову, Гоголь был последним, о ком вспомнил уже смертельно больной Щепкин перед уходом в мир иной…
В целом, процесс был взаимно полезным. После образов, созданных Щепкиным, в драматургии стало появляться всё больше «персонажей с психологией», а для сценического воплощения их понадобился совсем другой уровень актёрского мастерства.
Внешность
Рассказывают, что однажды будущая Народная артистка РСФСР и Герой Социалистического Труда, а тогда ещё совсем юная ученица Щепкина Гликерия Федотова после завершения спектакля вбежала за кулисы под овацию зала и увидела там своего мэтра-учителя, который сказал: «Слышишь, как тебе хлопают? Иди, раскланивайся. А знаешь, почему тебе аплодируют? Потому что у тебя мордашечка хорошая. А если бы я так сыграл, меня бы побили».
Михаил Щепкин не был писаным красавцем. Рост ниже среднего, плотный — описание вроде как у Калягина или Леонова – великих мастеров сцены. Но в театре главное — энергетика актёра, уникальная грация движений, притягательность личности и правдивость создаваемого образа. И тут Михаил Семёнович был на коне. Его талант и харизма влекли к нему не только публику, но и весь цвет тогдашнего светского общества.
Семья
В отличие от беспутного в личной жизни Павла Молчанова, Михаил Щепкин был примерным семьянином, имел единственный брак с изрядным количеством детей и внуков. Супруга актёра, турчанка по происхождению, воспитанница супруги грузинского князя Салагова (Сологошвили), Елена Дмитриевна, выходила за крепостного Щепкина замуж в статусе вольной. То есть по любви. Кроме семьи, в доме хлебосольного Щепкина обитали многочисленные приживалки и престарелые актёры.
Круг общения
Кроме уже названых литераторов, Щепкин дружил с Пушкиным, который за два месяца до своей фатальной дуэли буквально заставил Михаила Семёновича сесть за воспоминания. «Записки актёра Щепкина» стали настольной книгой многих поколений театральных деятелей. Название придумал сам Пушкин. Кстати, задиристый Александр Сергеевич однажды пытался вызвать на поединок и освободителя Щепкина князя Репнина, но Их Сиятельство вежливо угомонил солнце русской поэзии.
Несмотря на возрастную разницу в 26 лет Щепкин был большим приятелем Тараса Шевченко. Оба вышли из крепостных и поднялись до славных высот в творчестве, оба числили себя поклонниками таланта друг друга. Будучи проездом в Москве, поэт останавливался в доме актёра, Щепкин великолепно декламировал думы из «Кобзаря», а Шевченко посвятил Михаилу Семёновичу стихи «Пустка» и «Чигирин».
В целом, московский дом Щепкина слыл местом, где почитали за честь быть принятыми лучшие представители тогдашнего бомонда.
Михаил Щепкин в Сумах
Михаил Щепкин родился в Белгородском крае. И естественно, что его имя сегодня носит областной драматический театр в Белгороде. Но не только.
1 января 1939 года в Украине возникла новая область – Сумская. На северо-востоке она граничит с Белгородской. Кроме областного центра и ряда других городов, в Сумскую область вошли уже упомянутые выше Ромны и Глухов.
Но какой областной центр без своего театра? И тогда партией было принято решение перевести в Сумы музыкально–драматический театр из города Лубны соседней Полтавской области.
Театр в первые годы разместился в здании театра Корепанова. Был в Сумах такой антрепренер и предприниматель Дмитрий Митрофанович Корепанов, который в 1906 году изыскал финансирование и воздвиг шикарное театральное здание с поворачивающейся сценой, механически управляемым наклонным полом, прекрасной акустикой и чудным летним садом для фланирования пар в антракте. Зрительный зал вмещал до 500 человек. Целью было приглашать в Сумы столичных и зарубежных артистов и создать публике соответствующие условия, а не «отмыть средства», поэтому театральное помещение получилось отменным.
В него–то и заселился новый сумской театр. Его главный режиссер Домиан Иванович Козачковский после переезда предложил присвоить театру имя Щепкина.
Михаил Семёнович Щепкин при жизни бывал в Сумах. Но гораздо большее значение для культурной жизни города он оказал после появления театра его имени.
Теперь каждый раз, когда там ставится новый спектакль, звучит имя великого актёра. Театр в 1980 году переехал в более вместительное здание, со временем стал академическим и Национальным, в нём творила плеяда блестящих актёров. В наши дни театр проживает один из творческих подъёмов.
А рядом с театром на постаменте возвышается скульптура его небесного покровителя Михаила Семёновича Щепкина.
P.S. Данный материал написан в рамках презентации лауреатов арт-медиа проекта «Культурный остров», целью и смыслом которого является популяризация ярких творческих персоналий, тем или иным образом связанных с Сумщиной.
Читайте о других творческих знаменитостях, связанных с Сумщиной, в разделе Культурный остров.
комментарии