В Сумах прозвучали заключительные аккорды XX фестиваля Bach-fest

 

В воскресенье 8 ноября в Сумах в зале областной филармонии завершился XX фестиваль  Bach-fest.

вокальный ансамбль Vox animae

Право поставить финальную точку, а точнее – восклицательный знак и в, то же время, передать эстафету двадцать первому «Бах-фесту» было по традиции предоставлено киевскому вокальному ансамблю старинной музыки «Vox animae» во главе с любимицей сумчан Натальей Хмелевской. 

Bach-fest является уникальным явлением культурной жизни Сумского региона. С фестивалем выросло поколение слушателей, знающих толк в классической музыке вообще и в музыке эпохи барокко в частности. Благодаря «Бах–фесту» (равно как и «Органуму») в Сумах побывало с концертами немало украинских и зарубежных  музыкантов европейского уровня. К слову, концерты фестиваля даже в самые непростые времена проходили и проходят при полных залах и всегда заканчиваются номерами на бис.

XX Bach-fest состоял из семи событий. Они как бы символизировали те самые семь нот, из которых составлены все музыкальные сокровища, созданные человечеством. 

До. Continuo

Открыл фестиваль киевский ансамбль старинной музыки «Continuo» в составе:

Ярослав Куцан — флейта, Ольга Шадрина-Лычак — клавесин, Анна Щербина — виолончель.

Музыкантов в один коллектив объединила идея программы из произведений, созданных во времена правления короля Пруссии Фридриха II Великого (1740 – 1785)— короля-философа и музыканта, покровителя наук и искусств. Властителя, которому сам Й.С. Бах посвятил музыкальное приношение, состоящее из цикла канонов, фуг и других пьес, основанных на теме, продиктованной композитору Фридрихом и посвященных ему.

Музыка времён Фридриха  Великого в исполнении киевских музыкантов стала великолепным прологом к дальнейшему действу фестиваля и создала идеальную атмосферу, связующую две эпохи.

Ре. «Organum» 

Продолжил фестивальные концерты камерный ансамбль барочной музыки «Organum», основанный ещё в 1998 году в Сумах органистом, пианистом, продюсером и организатором фестивалей Bach-fest и Organum  Орестом Ковалём.

Состав ансамбля со временем менялся. В этот раз для сумской публики играли: Екатерина Коробова – скрипка, Ярослав Калиниченко – скрипка, Евгений Зыбин — фагот, Орест Коваль – клавесин.

Слушателей вновь взволновал и очаровал прекрасный сильный и чувственный вокал солистки ансамбля Татьяны Ластовецкой и тонкое понимание музыкантами исполняемой ими музыки.

Ми. Три грации

Женскую линию подхватили и грациозо продолжили участницы трио из Львова под названием Bach a tre в составе: Божена Корчинская – сопилка, Лидия Футорская – скрипка, Анна Иванюшенко – клавесин. В данном случае сошлись на равных  музыкальные таланты исполнительниц, их внешность – та самая женская красота, которая спасает мир — и великая музыка. После такого позитивного взрыва прекрасного за дело должны были браться сильные мужчины. Так и получилось.

Фа. Человека мира из Москвы

Выступление пианиста Дмитрия Онишенко выглядело одновременно мощно и изысканно – идеальный мужской образ. Кульминацией концерта стало исполнение им труднейших «Симфонических этюдов» Роберта Шумана. После них зал уже был во власти таланта музыканта и музыки.

Соль. Серебряная флейта

Музыкальную эстафету продолжил итальянский флейтист-виртуоз украинского происхождения Станислав Зубицкий, в сопровождении камерный оркестр классической и современной музыки «Ренессанс» под управлением Людмилы Стычук. На его  музыкальном перформансе, наряду с музыкой, царил артистизм и явственно ощущалась праздничная атмосфера венецианского карнавала.

Ля. Леся Украинка. Взгляд из Белгорода 

Завершал мужское трезвучие органист из  Белгорода Тимур Халилуллин. Это был тот концерт, на который лишний билетик начинали спрашивать за несколько десятков метров до филармонии. И правильно спрашивали — игра российского музыканта оправдала самые комплиментарные ожидания. А в конце выступления Тимур читал стихи Леси Украинки на языке оригинала, а затем рассказывал свои впечатления от них уже на языке музыки. И многие тогда удивились неведомым им прежде драматическим возможностям классического органа…

Си. Vox animae   

8 Ноября состоялся завершающий концерт  «Бах-феста». Сумскую публику радовали своим выступлением 5 солистов-вокалистов, объединённых под брендом «Vox animae»: Наталья Хмелевская, Елена Нагорная, Александр Лось, Сергей Колесник, Вадим Даньшин. Музыкальные партии исполняли: Наталья Фоменко – клавесин и орган, Анна Щербина – барокковая виолончель. Символично, что Анна Щербина открывала в этом году фестиваль Bach-fest в составе камерного ансамбля «Continuo».

В первой части программы звучали мотеты, мадригалы и дуеты Хаслера, Шютца, Генделя, Джеминиани, Букстехуде, Свелинка – разных композиторов одной эпохи. Все эти настроения, краски и обертона проникновенно и убедительно лились и передавались со сцены в зал, преображая слушателей и открывая для них вселенную вечной музыки ушедшего времени.

Во второй части концерта инструментально главенствовали орган и виолончель. Исполнялись произведения Й.С.Баха.

В некотором смысле хорошо, что многие из публики не владеют немецким языком. Потому что мастерски исполненные голосовые партии не отвлекали на смысл слов (искусствоведы утверждают, что немецкая поэзия того времени была далека от совершенства), а добавляли еще одну великолепную краску в камерное звучание инструментов.

Впрочем, подобные тонкости восприятия могут скорее быть предметом дискуссии, чем содержанием итогового обзора безусловно замечательного события, которым в очередной раз стал фестиваль старинной музыки и музыки Й.С.Баха Bach-fest.

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (1 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 4 =