В Сумах открылся двадцатый «Бах-фест»

17 октября в Сумах состоялось открытие ХХ международного фестиваля барокковой музыки Bach-fest 2015.

В этом году сумчан радуют своими выступлениями исполнители из Украины, Италии и России.

Открывать фестиваль посчастливилось киевскому ансамблю старинной музыки «Continuo» (Ярослав Куцан — флейта, Ольга Шадрина-Лычак — клавесин, Анна Щербина — виолончель).

Участники ансамбля уже выступали в Сумах (в составе других коллективов) на музыкальных фестивалях, организатором которых был Орест Коваль, но в этом сочетании прибыли на Bach-fest впервые.

Идея музыкального проекта «Музыка времен Фридриха Великого» родилась у Ярослава Куцана. Именно по этому поводу и объединились музыканты в камерный ансамбль «Continuo». Фестиваль Бах-фест 2015, камерный ансамбль Continuo

Программа концерта

Из названия «Музыка времен Фридриха Великого» понятно, что программа посвящена немецкому музыкальному наследию середины XVIII века — времени правления короля Пруссии Фридриха II Великого — короля-философа и музыканта, покровителя наук и искусств. В концерте прозвучали произведения И.С.Баха, К.Ф.Баха, И.Кванца, Г.Ф.Телемана и Фридриха II.

Ранее мы писали: Эпоха барокко в Сумах

Если углубиться немного в историю, то оказывается, что композиторы, музыка которых звучала в концерте, в свое время были знакомы и так или иначе общались между собой. В 1741 г. после коронации Фридриха II, новый властитель Пруссии предложил Иоганну Иоахиму Кванцу настолько выгодные условия в случае, если он согласится стать придворным композитором и музыкантом, что Кванц остался при дворе до конца своей жизни. Каждый день он давал уроки игры на флейте королю, управлял придворным оркестром, сочинял. Он также изготавливал музыкальные инструменты по собственным эскизам, за которые щедро платил король. Коллегой Кванца при дворе с 1738 по 1768 гг. (правда, в более низком статусе всего лишь придворного клавесиниста), был известный композитор — один из пяти сыновей Иоганна Себастьяна Баха — Карл Филипп Эмануэль Бах. Кванц имел возможность познакомиться и с Бахом-отцом, который навещал своего сына композитора при дворе в 1747 г. Георг Филипп Телеман, в свою очередь, был не только современником, но и другом Иоганна Себастьяна Баха.

Участники камерного ансамбля

Каждому из участников в той или иной степени близка эстетика, история и традиции музыки барокко:

Ярослав Куцан закончил КНУКИМ (2005, класс В. Турбовского). Участник мастер-кпассов под руководством Л. Йованович (Белград), А. Адорьяна (Мюнхен), Дж. Коэна (Блумингтон), К. Эккерта (Берн). Лауреат Всеукраинского конкурса «Полтавская весна» (I премия) и Международного конкурса «Искусство XXI века» (I премия).

Ольга Шадрина-Лычак — старший преподаватель кафедры старинной музыки НМАУ. Кандидат искусствоведения, автор публикаций по проблематике старинной музыки. Стипендиат правительства Франции (2010). Закончила НМАУ им. П.И.Чайковского (профессор А. Лифоренко, фортепиано; профессор. С. Шабалтина, клавесин) и Страсбургскую консерваторию (профессор. А. Зильберайх, клавесин). Лауреат международного конкурса (1995, Париж), обладательница специального приза «Barenrejter-Urtext Preis» XII Международного конкурса им. И.С. Баха (Лейпциг).

Анна Щербина закончила КНУКИМ. Участница мастер-кпассов под руководством Г. Назилло (Италия),Ю. Брайчич (Словакия), Л. Горохова (ФРГ). Участница фестивалей Итальянского барокко (Киев, 2014, 2015 гг.) и мастер-классов в Урбино (Италия, 2015 г.). Играет на барочной виолончели, главная особенность которой — жильные струны и отсутствие шпиля. Поэтому, в отличие от современного инструмента, приходится его удерживать икрами ног. Анна также использует барочный смычок.

Послевкусие

Вечер прошел на едином дыхании. (Кстати, речь о дыхании зашла не случайно. Начинался концерт при температуре 13.5°С, а завершился при 16°С). Из-за изменений температуры музыканты периодически подстраивали инструменты, особенно бароккковую виолончель, что еще больше погружало публику во времена Фридриха II. Естественная акустика и атмосфера католического храма усилила сложившееся ощущение. Но это все антураж. Великолепное исполнение произведений барокковой эпохи хотелось слушать и слушать. Трио и дуэты очаровывали своим звучанием. И, в итоге, став отдельный событием, ещё и задали хороший тон для всего предстоящего фестиваля.

Читайте ещё: полная афиша фестиваля Bach-fest

Фото: Владимир Семерня

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (оценок ещё нет)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + 2 =