«Культурный остров 2014» в Сумах — имена и номинации (видео)
В Сумах подведены итоги и названы победители ежегодного арт-медиа проекта «Культурный остров», организованного «Агентством творческих событий» и посвященного самым ярким творческим личностям и явлениям года.
По традиции представляем лауреатов во всех номинациях.
Номинация «Музыка вечна». Учреждена для лучшего хранителя и популяризатора классической музыки.
В ноябре 2014 года прошёл XIX Bach-fest. Фестиваль, посвященный музыке эпохи барокко, существует в Сумах потому, что его придумал, организовал и много лет продюсирует Орест Коваль – музыкант, педагог, знаток и пропагандист музыки И.С.Баха.
За эти годы фестиваль из события исключительно музыкального перерос в социально-знаковое и стал местной достопримечательностью. И не только местной. Bach-fest – один из старейших баховских фестивалей в Восточной Европе.
Какие бы не сменялись режимы и правители, какие бы бури и вихри не проносились над страной, каждую осень в Сумах звучит музыка Баха в исполнении музыкантов разных стран мира. И, глядя на золотые афиши очередного баховского фестиваля, сумчане вспоминают знаменитую фразу «маэстро» из старого кино: «Всё преходяще, а музыка – вечна». В применении к музыке Баха этот афоризм звучит как абсолютная правда.
Кроме «Бах–феста», благодаря усилиям и вдохновению Ореста Коваля, в Сумах случились и другие крупные музыкальные события, где звучала уже иная музыка – Organum, Jazz-fest, Livadia-fest etc.
В начале 2014 года в Сумах прошли первые благотворительные концерты в рамках фестиваля Organum. Они продолжились во время осеннего «Бах–феста» и дали старт целому ряду подобных мероприятий. Таким образом, самый статусный сумской музыкальный проект и тут выступил в роли лидера и образца для подражания.
На фестивалях, которые проводит Орест Коваль играют исполнители из Украины, Европы и России. Все они с удовольствием (а в последние годы часто и без гонораров) приезжают в Сумы, потому что тут их ждут радушный хозяин фестиваля и удивительно доброжелательная публика. А ещё потому, что музыка вечна.
Номинация «Синемагия». Учреждена для лучшего пропагандиста искусства кино.
Александр Гвоздик относится к достаточно узкому кругу счастливых творцов, которым удалось создать нечто пережившее в памяти людей самое себя. Речь, конечно, о знаменитом киноклубе «Кадр», ставшем в середине 80-х годов прошлого века одним из центральных событий в жизни сумской интеллигенции. Во время сеансов в том легендарном киноклубе демонстрировались фильмы, составлявшие элиту мирового кинематографа. Разумеется, эти ленты не поступали в широкий прокат и увидеть их ещё где-либо в провинциальных Сумах было практически невозможно.
Шло время, менялись обстоятельства. Сегодня дома в распоряжении каждого желающего вся мировая фильмотека. Однако удивительным образом Александру Гвоздику удалось возродить легендарный киноклуб и найти такое решение, которое бы заинтересовало и увлекло нынешнего искушенного зрителя.
В середине ноября 2014 года состоялось первое заседание возрожденного киноклуба. Прошло оно в хорошо известном на «Культурном острове» и за его пределами «Саду сходящихся тропок» Ирины Проценко и было посвящено творчеству Жоржа Мельеса.
«Немые» фильмы одного из создателей искусства кино были по традиции блестяще прокомментированы самим Александром Гвоздиком и не менее виртуозно музыкально обыграны, исполнившим роль тапёра Алексеем Желудковым. В результате, в зале возникла атмосфера живого творчества и… С тех пор на радость публике прошло уже несколько заседаний обновленного «Кадра».
А за полтора месяца до «второго пришествия» киноклуба, в Сумской городской галере открылась выставка коллажей Александра Гвоздика «Мифоконструктор». На ней зрители увидели много необычных, с точки зрения художественного видения, работ, представляющих собой, по сути, кадры из неснятого автором кино. Так для широкой публики открылась ещё одна грань таланта Александра Гвоздика — талантливого рассказчика, интеллектуала и художника, умеющего, как никто другой, увлекать зрителей магией кино.
Номинация «Добрая фея». Учреждена для людей, сделавших ежедневное творение добра образом жизни.
Никто наверняка не знает, откуда мы приходим и куда уходим из этого мира. Тем более, нам сложно понять своё предназначение. Особенно, когда обстоятельства против нас. Хотя с другой стороны, мудрые люди говорят, что обстоятельства складываются так или иначе для того, чтобы указать нам дорогу к цели, назначенной свыше. А уже в нашей воле эти знаки принимать или нет
Даша Безкостая — человек с особыми физическими потребностями. Однако, несмотря на это, и на её юный возраст, она сумела найти тропинку к своему предназначению. И судя по всему что с ней происходит, её путь – творить добро.
Даша – известная в Украине художница. За свой талант она была отмечена многими украинскими премиями. Пишет она свои полотна ногами. Такое вот преодоление сопротивления обстоятельств. Но талант – он же, прежде всего, в сердце и в душе. Поэтому живопись Даши Безкостой — это искусство по большому счёту. «Боль, которую испытывает талантливый человек, превращается в нём в любовь, чтобы быть отпущенной в небо. И тогда она возвращается оттуда вдохновением для творца», — так говорит о своём отношении к творчеству Дарьи Безкостой её друг, известный киевский художник армянского происхождения Борис Егиазарян. Вместе они провели в 2014 году несколько совместных благотворительных творческих акций, имеющих целью помощь в сборе деньги на операцию ещё одной очень достойной девушке Ане Руденко. Сейчас на страничке Дарьи в контакте освещается акция по сбору средств на лечение для 5-летнего Дениса Совенко.
Это не случайность. Даша — победитель акции «Гордість країни 2012». После церемонии награждения был проведён аукцион, на котором были проданы две её картины. Полученные деньги пошли на лечение тогда двухлетнего Дениса Совенко, страдающего тяжелым поражением кишечника. С тех пор прошло три года и всё это время Даша не оставляет Дениса и не только сама помогает чем может, но и ведёт его группу в социальных сетях.
Сотворение добра из пустоты, бескорыстно, по зову сердца – это чудо. Может быть наибольшее из чудес. Замечательно, что теперь на «Культурном острове» есть своя добрая фея.
Номинация «Команда». Учреждена для лучшего творческого союза,
Дуэт «Два рояля» — Людмила Скрынник и Елена Антонец
Дуэт «Два рояля» — уникальное явление для музыкального сообщества. Это один из немногих музыкальных ансамблей, составленных из высококлассных профессиональных музыкантов, который существует исключительно из любви к классической музыке.
Практически все программы дуэта премьерные – они звучат один-два раза, и затем исполнители отправляются на исследование музыкальных сокровищ следующего композитора. Играют они музыку великих — Бетховен, Рахманинов, Шнитке, Моцарт…
В репертуаре дуэта не только композиции, специально написанные для двух роялей. Многие известные оркестровые произведения гениев приобретают иное звучание в переложении для двух роялей.
Важной особенностью дуэта является всегда творческий подход к построению программ с использованием элементов театра и даже шоу. Во время последней из представленных на настоящий момент публике программ, слушатели были погружены в «поток» — так называется непрерывное звучание элементов различных произведений композитора, скомпилированных в одно целое.
Как и следует из названия дуэта, программы музыкантов ориентированы на исполнение в солидных концертных залах, где имеется два рояля. Идеальным местом для реализации творческих задумок дуэта, безусловно, является зал сумской областной филармонии. Однако существует и более демократичный выездной вариант, когда классические произведения звучат на двух «Ямахах». А бывает — и на двух фортепиано.
За годы совместного музицирования Елена Антонец и Людмила Скрынник так сыгрались и привыкли к поддержке друг друга, что отказываются от предложений сольных концертов. Но их творческий союз шире, чем дуэт двух музыкантов. Крайне важной составляющей успеха проекта является постоянная помощь и поддержка мужей — Льва Скрынника и Александра Антонца.
Все они вместе и составляют дружную команду, давшую название данной номинации.
Номинация «Сталкер». Учреждена для лучшего проводника из миров обычных в миры творческие,
Сталкер, как известно, — это персонаж из фантастического романа братьев Стругацких «Пикник на обочине» и знаменитого фильма Андрея Тарковского, созданного по мотивам этого произведения. Сталкер – это человек, который ходил в некую недоступную для обычных людей Зону, полную чудес и приносил оттуда нечто необычное. А порой и других туда водил.
Примерно этим же занимается в своём творчестве Надежда Белокур. В Сумах она известна, как человек имеющий доступ на планету «УФ», что выражается в создании знаменитых ультрафиолетовых картин, отражающих жизнь вышеназванной планеты, а также кукол, масок, оберегов и таинственных, наполненных многозначной символикой арт-объектов.
Также, совместно с Андреем Бойко, художницей была основана «Свободная художественная мастерская», которая просуществовав год, запомнилась как арт-пространство, где реализуются нестандартные художественные проекты – выставки, перформансы и творческие акции. На настоящий момент, по словам её основателей, временная функция данной локации выполнена, и они в своём творческом поиске пошли дальше.
От себя добавим, что, к счастью, удачные творческие проекты имеют свойство возрождаться через время уже в другой трактовке. Самым близким примером тому для нас является, разумеется, киноклуб «Кадр» Александра Гвоздика.
Кроме устройства выставок, инсталляций и создания видеофильмов, Надежда Белокур была замечена ещё в одной культурной зоне Сумщины – на ленд-арт симпозиуме в Могрице. Естественно, в качестве автора нескольких ленд-арт объетов.
Самым главным качеством Надежды Белокур, обусловившим решение о выдаче ей «визы» на «Культурный остров», является смелость творческого видения, в сочетании с концептуальной цельностью её, таких внешне разноплановых, творческих реализаций. Всё, что прилетает в наш мир на крыльях её фантазии, кажется доставленным оттуда, где этого как васильков и ромашек на летнем поле, но немногие туда знают дорогу. Впрочем, многим и не надо знать. Для это и существуют сталкеры. Они проведут.
Номинация «Ловец невидимок». Учреждена для обладателя лучшего творческого видения объективной реальности.
Занятия художественной фотографией требуют от человека наличия особого предчувствия-видения. Если художник обычно воспроизводит мир по памяти, то фотограф ловит кадры, исходя из личного предчувствия возникновения прекрасного в ближайшем будущем. Чтобы настроится на съемку, скажем, взлёта бабочки, нужно почувствовать-предвидеть, что она через миг взлетит, то есть иметь дар присутствовать в данной точке пространства на секунду раньше, чем остальные.
А кроме этого, ещё и необходимо уметь замечать в обыденном мире то, что для других невидимо. Иначе зачем переносить на снимок вещи, которые каждый и так может увидеть? (Мы сейчас о художественной фотографии, а не о документальном фото)
Даже фотографируя нечто всем знакомое и статичное, надо суметь найти некий ракурс, который известен (видим) только автору снимка.
В общем, хорошие фотохудожники – это ловцы невидимок. Так возникло название номинации, лауреатом которой стала Елена Алмазова.
Хотя наш лауреат не совсем обычный фотохудожник. Кроме охоты за невидимыми мгновениями из окружающего мира, она еще и занимается постоянным поиском своих параллельных я. Не только путём занятий другими видами искусства, например, поэзией, но и с помощью своего, всеми признаваемого профессионального фотографического мастерства. Выступая в роли модели для собственных снимков, Елена Алмазова порой эпатирует неподготовленных неожиданными переходами в параллельные миры своих существований, где всё похоже и всё же отличается от хронотопа того мира, из которого на снимок смотрит зритель. До сих пор в памяти жаркие споры, развернувшиеся вокруг прошлогодней выставки Елены Алмазовой «Камикадзе».
Впрочем, это был всего лишь этап, он завершился и автор уже в пути к новым находкам и открытиям. Ведь вокруг нас видимо-невидимо всего разного интересного для искусного ловца невидимок.
Номинация «Волонтёр». Учреждена для всех, кто бескорыстно помогает нуждающимся,
Явление волонтёрства в лучших своих проявлениях является примером самоорганизации неравнодушных граждан для благих целей. Оно наглядно демонстрирует, что не всё в этом мире решают деньги или материальные интересы.
Именно поэтому на «Культурном острове» не обойтись без волонтёров. Как, впрочем, и без меценатов. Но тут нам пока отметить некого.
Волонтер – собирательный образ. Он соткан из многочисленных жителей нашего города, которые проводили и участвовали в выставках, концертах, разнообразных акциях помогая своим согражданам и стране в трудную минуту.
Волонтёр, как известно, безвозмездно и добровольно занимается общественно-полезной деятельностью. Это явление в рамках нашей страны, где всё не так, как у других, приобрело немного иной смысл, чем в развитых странах. У нас волонтёры часто заменяют государство и занимаются решением тех вопросов, которые в цивилизованном обществе решали бы государственные чиновники.
И даже если считать, что это не совсем правильно, то может быть именно такой нестандартный путь и выведет нас к цивилизации, если стандартные не выводят? Может мы особая страна и у нас так и должно быть, чтобы все наши президенты, депутаты, судьи и охранники порядка были волонтёрами?
Впрочем, политика — дело тёмное. Нам же только остаётся испытывать чувство благодарности к людям, для которых волонтёрство – это просто душевный отклик на зов ближнего, равно как и дальнего, нуждающегося в помощи. И радоваться тому, что такие люди отныне есть и на «Культурном острове».
С творчеством большинства лауреатов я имел возможность познакомиться в течение последних двух-трех лет. Я слушал в «Саду сходящихся тропок» концерт дуэта «Два рояля» в составе Людмилы Скрынник и Елены Антонец. Мне повезло побывать на концертах последнего из фестивалей «Бах-Фест», неизменным организатором которых является Орест Коваль «Музыка вечна). Именно благодаря этим людям я впервые открыл для себя мощь классической музыки.
В том же «Саду сходящихся тропок» я присутствовал на заседаниях возрожденного киноклуба «Кадр», организатором и вдохновителем которого является Александр Гвоздик. Особенно мне понравился просмотр фильма Геннадия Шпаликова «Долгая и счастливая жизнь». А в сочетании с комментариями Александра, фильм дал превосходную возможность заново окунуться в уже ушедшую эпоху.
На «Культурном острове» я лично познакомился с Дарьей Безкостой, о творчестве которой я много слышал, и картины которой я видел на выставке в городской галерее. Не могу не восхищаться тем, что она делает. И хотя мне в моем желании заняться живописью тоже пришлось преодолеть некоторые трудности, связанные с моим физическим состоянием, я ни в коей мере не смогу сравнить свое продвижение с тем, что смогла и достигла Дарья. О том, что она не только пишет картины пальцем ноги, но и постоянно занимается благотворительностью, я узнал уже непосредственно на церемонии награждения лауреатов проекта. Несомненно, она достойна занять самое высокое место на Острове.
С работами фотохудожницы Елены Алмазовой я имел возможность познакомиться во время одной из ее выставок, которая тогда была всеми признана «эпатирующей». Возможно, именно поэтому у меня сложилось противоречивое впечатление. С одной стороны, я увидел высокое мастерство фотохудожника. С другой – в сюжеты некоторых из ее снимков, представляющих обнаженное тело человека, у меня не было большого желания вглядываться. И все же они запечатлелись в памяти. Возможно, когда-то в будущем они помогут понять мне что-то очень важное….
На любом острове должны быть не только открытые пространства, но и укромные пещеры для уединения. Творчество Надежды Белокур показалось мне подобной пещерой. Именно показалось, потому что ни из рассказа на церемонии, ни из интервью с Надеждой на сайте АТС я так и не смог сложить для себя более или менее полное представлении о ее «мирах». «Ультрафиолетовая живопись», «Планета УФ» – даже не знаю, смог бы я почувствовать себя в них «своим». К сожалению, я воспитан на более традиционном искусстве и только в недавнее время стал присматриваться к таким диковинкам как ленд-арт, перформанс и подобные им вещи. Может быть, все еще у меня впереди….
И, конечно же, я не перестану благодарить людей, которые окружают меня и которые все вместе достойны номинации «волонтер». Я уже писал на сайте исторического клуба, что именно благодаря моим друзьям я в прошлом году смог побывать и в галерее «Наша», которая находится в подвале под зданием католического храма, и в областной библиотеке – в тех местах, которые я никогда не мечтал покорить в моем инвалидном кресле. Очень хорошо, что и на культурном острове есть теперь волонтеры.
И, наверно, всем островитянам следует помнить, что Остров не есть пространство, полностью отделенное от большой земли, что он соединен с материком множеством мостов и мостиков, и что они сами являются такими мостиками. Обстоятельства, связанные с нынешней войной в Украине, не могут не отзываться болью и на Острове.
Кстати, когда-нибудь нагряну на Остров с особой проверкой – посмотреть на состояние пандусов, предназначенных для художников с особыми потребностями.
Как здорово, что мы на Острове такие разные! Насчёт пандусов — надо бы провести ревизию.ага…
От лица островитян и плавающих вокруг него на полных парусах, поздравляю организаторов Острова с Новым годом!
Успехов вам там, на воздушном шаре, здоровья и долгих лет творческого полёта! *ROSE*
Спасибо !!! Пусть и у Вас в «Саду будет светло и радостно!