Надежда Белокур: Я в детстве думала, что мой дедушка – индеец
Мы познакомились с художницей Надеждой Белокур на выставке её ультрафиолетовых картин в «Свободной художественной мастерской». И нам как-то сразу стало интересно в создаваемых её реальностях. А они возникают не только на картинах. Надежда ещё создаёт кукол, которыми населяет открытую ею планету УФ, придумывает разнообразные перформансы и инсталляции. Но познакомила нас живопись. С неё и начнём.
— Как получилось, что ты стала именно художником?
— Для себя я решила, что буду художником, когда мне было лет 13. У меня всегда возникали некие символические образы, посредством которых хотелось выразить мысль, и было желание вытащить их наружу, чтобы поделится с теми, кому они могли бы быть близки и понятны. Стать художником — именно то, что явилось решением этой задачи. Я пошла в художественную школу, а далее — в училище и университет, чтобы овладеть знаниями и умениями, с помощью которых я могла бы выразить то, что живёт в моей голове. Сейчас, уже получив необходимые знания, я иду своим путём.
— Расскажи об обстановке своего детства
— Родители — самые обычные люди. Нормальная полноценная семья, все социально стабильные, рабочие. Я единственный ребёнок в семье, никогда не хотела братиков-сестричек, поскольку чувствовала себя самодостаточной и прекрасно проводила время наедине с собой.
Да, родители обычные, но обычные они только на первый взгляд. Несмотря на советское воспитание, они у меня «страшные» демократы, мне всегда было позволено все, с примечанием «под личную ответственность» — то есть, делай все что хочешь, но думай о последствиях, тебе ведь с ними жить.
Я, в свою очередь, думала и проблем не создавала, разве что, по мелочи, но, пожалуй, меньше других, плюс, у папы глубоко философский подход к жизни. Собственно, у него я научилась принимать жизнь, верить в недоказуемое, фантазировать, ну и делать все «по-Белокуровски» — извлекать максимальную пользу из имеющегося ресурса. Он умеет из ничего сделать полезное, а мама человек с неординарным и смелым вкусом — шила и вязала самые необычные вещи, поддерживала меня во всех моих дизайнерских порывах, так что стиль у меня от неё.
Много времени проводила в деревне, у дедушки с бабушкой. Пока дедушка был жив, он рассказывал мне о духах леса — как не бояться зверей, какие травы от чего помогут, где, как и когда их нужно собирать. Я уже не всё помню, но что-то во мне осталось. Дедушка был интересный человек, я в детстве думала, что он индеец, внешность у него была такая. Ещё он все время сушил и курил табак. До сих пор помню запахи летней кухни… Мама тоже на него похожа, кстати, мои куклы именно их типаж — нос, скулы…
Друзья у меня в детстве были, но я очень много времени проводила сама с собой, занималась тем же, чем и сейчас — рисовала, что-то изобретала, придумывала костюмы для кукол. Собственно, для этого только они мне и были нужны. В дочки-матери не играла, просто без конца их переодевала, шила из лоскутков всякие костюмчики и прочее, особенно зимой. Зимой меня до сих пор на улицу не вытолкать.
Лет в 11 мне выдала завуч бумажку, с разрешением ходить в школу в любом внешнем виде, меня просто дежурные по коридорам постоянно на уроки не пускали — то я в шапке по школе, как нормальный рэпер, то в штанах разрисованных…А завуч рисование и черчение преподавала, знала меня хорошо и поддерживала. То есть, странно одеваться я не начинала, у меня это врождённое, причём мне казалось, что я нормально выгляжу, ну приблизительно как все.
В целом, я могу сказать, что была ребёнком очень (возможно, местами, слишком) раннего развития. В подростковом возрасте была склонна к депрессиям и самокопанию. Всё это сопровождалось неистовым любопытством ко всему необъяснённому, непонятному, таинственному и нестандартному, выходящему за рамки общепринятого.
В итоге, пройдя через все субкультуры, пришла к собственному стилю одежды, мировоззрения и творчества. Ну вот как-то так я и стала собой, хотя мне кажется, что скорее, смогла остаться собой, потому что меня не ломали, а наоборот, культивировали родители.
— Какие книги в детстве читала?
— Читать начала поздно. В 10 лет прочла свою первую книгу «Мастер и Маргарита». Не удивляйтесь, такие у меня были интересы, я всегда была склонна ко всякого рода мистике. А вот в раннем детстве мне много читали родители и любимой книгой была «Библия». Мне очень притчи нравились, я заставляла несколько раз мне перечитывать.
На сегодняшний день я, кстати, человек не религиозный, но верящий в Бога (хотя я Его так не называю). Для меня это единство сознаний, деяний и умыслов, скажем так. Ну а после Булгакова была уйма фантастики, мистики, позже — эзотерики, психологии, сонников, каких-то философий, самых разных религий, мифологии. Иными словами, всё, что могло оторвать от реальности и помочь найти ответы на не по возрасту беспокоящие меня вопросы — откуда мы, куда идём, что за пределами планеты, реальности, жизни и прочее.
Это, кстати, всё до 16-17 лет, потому что в 16 я познакомилась с Пауло Коэльо и начала перечитывать всё, что он писал. А далее — Ричард Бах, Чак Паланик, Виктор Пелевин и другие современники втащили меня в мир современной литературы. Пелевин по сей день мой фаворит. В общем, я не прочла ни одного классика, зато мыслителей и фантазёров не пропускала мимо.
— А музыка?
— Ну, понятное дело, всё, что можно назвать андерграундом, во всех смыслах и временах. Музыка, которую я слушала в тот или иной период определяла мой внешний вид.
— Какие у тебя отношения с классикой?
— Я рассматриваю классику как один из этапов развития культуры. Были первобытные проявления человеческого творчества, был религиозный и культовый символизм… Для меня классика не важнее модерна (в широком смысле) или примитивного искусства, или, тем более, символизма всех народов мира. Это всё — этапы пути к становлению современного арта, и отрицать их бессмысленно.
Современное искусство встанет в этот ряд в своё время, и тоже будет этапом для нового витка. Лично для меня классика мало интересна, она меня не вдохновляет. Импрессионизм и все что позже задевают и вдохновляют, классика просто не моё, приторно для меня…
— Что ты нового узнала о мире с тех пор, как стала серьёзно заниматься живописью?
— Честно говоря, затрудняюсь ответить, скорее всего, я открыла или утвердилась в том, что все ответы есть в каждом из нас, внутри, и научилась вовремя спрашивать саму себя. Мне скучно находить ответы в чужих трудах, интересней отвечать самой. Получается так, что мой интроверт победил. Можно подумать, что это самонадеянность, но мне просто так интересней — самой доходить до всего, потому что другие для себя уже ответили и теперь моя очередь ответить для себя.
Я последнее время отслеживаю новейшие научные разработки, интересуюсь новыми изобретениями, открытиями в разделе астрологии, возникновения и развития мира, генетики, роботостроения, нанотехнологий . А что касается философии жизни, живу согласно внутренним порывам, не вредящим окружающим, спрашиваю и отвечаю, живу по принципу «Главное — что бы интересно…»
— Расскажи о проекте «Свободная художественная мастерская» — как возникла идея, какие цели, планы, мечты …
— Идея свободного художественного пространства во мне возникла в 2012 году, когда я сделала первый УФ-проект — «Выставка УФ» в Сумах, на альтернативной территории летней эстрады в парке им. Кожедуба. Я вдруг осознала, насколько нашему городу не хватает независимой площадки с максимальными возможностями для реализации любых арт-проектов. Придумала для себя как это должно бы выглядеть и название, но для первого серьёзного шага понадобилось полтора года. Все это время я не столько искала, сколько, скорее, ждала подходящее помещение, так как верю, что всему своё время.
И оно само ко мне пришло, именно тогда, когда я была к этому готова, наработала некий опыт в самостоятельной организации авторских проектов на нестандартных площадках. Мне встретился пост Андрея Бойко о том, что он ищет напарника для съёма помещения, мы познакомились с ним вот как раз в этом помещении. Все произошло очень быстро — списались, созвонились, встретились и сошлись в общих целях. Так и появилась «Свободная художественная мастерская». Это название, кстати, Андрей предложил.
Идей развития этого пространства уйма, хотелось бы задействовать площадку на улице, модернизировать внутри, пополнять декорации… К сожалению, это не так просто и быстро по материальным причинам. Мы пространство содержим самостоятельно, не зарабатывая на нём, и не отбивая аренды или ремонтов. Была пара платных мероприятий, по просьбе выступающих, но это только покрывало расходы на звук и переезд. Хотелось бы многого, а время покажет.
В идеале, я мечтаю о куда большем, каком-нибудь амбарном помещении с возможностью монтажа огромных инсталляций, задействования большого количества авторов, проведения театральных и музыкальных арт-проектов с нереальными декорациями. Иными словами, моя мечта — это независимое огромное пространство для реализации современного искусства в нашем прекрасном городе. Ну и материальные возможности для реализации мечты.
А физических, человеческих, творческих и интеллектуальных средств у меня и окружающих единомышленников достаточно, теперь я жду, того самого времени, когда оно придёт.
— Несколько слов о твоей планете УФ
— Началась планета с богов-прародителей — это две куклы, головы и руки которых сделаны из одного куска полимерной глины. Они появились спонтанно, как и всё на планете, и делала я их одновременно, то есть начало моего мира равноправно в гендерном смысле. И в целом планете присуща андрогенность. Разделение по половому признаку есть, но очень условное, и порой тяжело понять — какого же пола существо. Затем появлялись: Носитель планеты, с босыми ногами и теплой рукой, Носительница прекрасного — его подруга и Монах, который умеет бегать на руках, быстрее всякого, кто бежит на ногах (это мне, кстати, приснилось, когда я его сделала).
У Монаха на груди ключ, он хранит врата планеты. Улиты — домашние животные жителей планеты, и люди-верёвочки, дети богов прародителей живущие в городе Буду, позитивно принимающие мир, говорящие — «буду».
И вот когда все эти куклы появились, и параллельно рождались ультрафиолетовые картины, для меня все сошлось. Я поняла, что все это некая планета, что картины и куклы одного духа, образы те же, а откровение случилось во время первой выставки УФ. Я впервые увидела всю экспозицию вместе и осознала ее смысл. До того я просто писала картины и делала кукол, понимая их индивидуальный смысл, а в целом не задумываясь зачем, просто хотелось.
Ну а после первой выставки я активизировалась втрое, поняла значение и суть всего ранее созданного и начала пополнять недостающие пазлы. Но все происходило очень произвольно, спонтанно, бессознательно. Вырисовывалась флора, фауна, духи и символы жизни планеты: ключ — знания, сердце-любовь, спираль-жизнь (все цело), глаз-мужчина (любопытство, получение информации), губы-женщина (осязание), улит-перерождение, андрогенность — это основные. Есть менее часто встречающиеся, о них нужно говорить по картинам, все эти символы определяют законы жизни на планете, коротко говоря это толерантность, любовь, свобода, ответственность и связь всего со всем.
Планета УФ находится на Земле, то есть это и есть Земля, это смежное измерение, проявляющееся при ультрафиолетовом освещении, и с течением обстоятельств. Себя в этом мире я позиционирую как ключ-проводник, позволяющий землянам посещать планету. На самом деле говорить про УФ можно очень долго, обсуждать каждую картину и куклу, и проникать все глубже в этот мир…
— Что в тебе обыкновенного, такого, где ты себя чувствуешь такой как все?
— На самом деле, обычного в моей жизни не много: друзья необыкновенные, близкие-удивительные, каждый день приносит сюрпризы и чудеса…
Ну может в каком-то бытовом смысле, социальном… Меня приземляют материальные потребности, приходится адаптироваться,… а в остальном — я живу в своём мире, необычном для других, а я к нему уже привыкла.
— На что в этом нашем общем земном мире ты смотришь и думаешь: » Это хорошо, это мне нравится?»
— Вот как весна начинается, и до самых морозов — я думаю: «Это хорошо, это мне нравится», выхожу из дому и удивляюсь каждой клумбе и дереву. Природа очень вдохновляет. Хорошо когда люди вокруг открытые, думающие. Прекрасно, когда вижу развитие современного искусства в родном городе. Нравится когда животные не бездомничают, а чистые и сытые. Люблю когда люди разношерстные собираются и уважают друг-друга. Хорошо когда все меняется, реализуются самые смелые, самые креативные и неординарные идее и… В общем, хорошо когда прогресс, а не наоборот
Каждый человек ищет свои формы выражения. Главное для художника, не только показать, но оставлять для истории искусства свое индивидуальное понимание мира, которое найдет адекватного зрителя. Я разделяю мысли художницы, воплощенные в творчестве. И желаю двигаться вперед, не останавливаться и найти такие формы творческого выражения, чтобы сиюминутный эффект находил свое продолжение в более глубоком философском понимании образа, и не только в кукольно- театральных муляжах.
Главное для художника — совершить творческий акт. А дальше — там уж как карты лягут
Подтверждаю насчёт карт. Вот как в случае с Ниной Бондаренко из соседнего материала. http://creativpodiya.com/?p=17766 Вдруг к ней однажды в дом случайно пришла некая неизвестная ей англичанка. И раскрутила её живопись на весь Запад. И стала Нина Петровна художником с мировым именем. И случилось это уже после 50 лет. А если бы не зашла? Если бы карты иначе легли ? %)
В любом случае надо трудиться и выставляться. Настоящий художник обязательно найдет свою звезду. Идти только вверх и искать свой оригинальный путь, это очень важно. И не ждать когда тебя посетит Муза. А за Нину Петровну я очень рада, действительно хороший художник.
Да, надо выставляться! Ну чтобы выпить за новую обитаемую планету! *DRINK*
Жаль далеко я от вас…
Сегодня были в СХМ на выставке «Полное собрание планеты УФ» и увидели там живой, огромный, отдельный мир и бродили между всех этих уф-предметов, как по чужой планете, где всё не наше и всё понятно. Замечательно! Никогда такого не видел и не ощущал. *THUMBS UP*