«Organum». Блестящее завершение фестиваля
В Сумах завершился фестиваль классической музыки «Organum», расширивший в этом году свои рамки до фестиваля многих классических искусств.
Кроме привычной классической музыки, на фестивальных концертах звучали стихи, авторские песни и композиции в стиле этно. Кроме того, два фестивальных концерта стали благотворительными и средства, собранные на них, уже перечислены в фонд помощи семьям героев «Небесной сотни». Завершился фестиваль в уик-энд 26-27 апреля концертами в Католическом храме. Финальный аккорд прозвучал в исполнении музыкантов из Харькова: Натальи Поликарповой (сопрано) и Станислава Калинина (клавишные).
Надо сказать, что вокальный концерт классической музыки, часть которого составили произведения композиторов эпохи барокко -довольно экзотичное событие для города, в котором нет оперного театра. Тем радостнее было видеть то, что происходило со зрителями во время концерта харьковских музыкантов.
Сначала певица и аккомпаниатор расположились наверху под куполом, таким образом, что публика их не видела, а только слышала. И оттуда в зал полились звуки, которые можно охарактеризовать двумя словами – красота и гармония. Это было как приглашение в другой мир, где, по выражению организатора фестиваля Ореста Коваля, люди дышат воздухом барокко. Даже представилось под звуки клавесина, что публика в зале одета в соответствующих одежды и мы тут не электорат вообще, а дамы и господа…
А затем музыканты «спустились с небес» и заняли своё место на сцене. И тут выяснилось, что Наталья Поликарпова не только великолепная вокалистка, но ещё и обладательница (а точнее — дарительница) чудесной позитивной энергетики, которой она щедро делиться с публикой во время пения. Прошу прощения у специалистов за следующее сравнение, но по энергетике, буквально накрывшей слушателей, это было сравнимо с хорошим рок-концертом. Но только это же классическая музыка. В ней практически нет тёмных сторон – только свет. Поэтому её действие было окрыляющим и вдохновляющим. И тонн аппаратуры тоже не потребовалось. Лишь электроорган со звучанием фортепиано и голос.
Наталье Поликарповой прекрасно удается, оставаясь в классической оперной манере, быть живой и современной. Уже потом подумалось, что в ходе концерта сознание даже не отмечало: сильный ли у певицы голос и что там с диапазоном. То есть все технические моменты остались в стороне — только музыка с её возвышенной чистой красотой. Наверное, это и есть верх профессионализма музыканта, когда слушатель, не замечая его мастерства, погружается в таинство создаваемой им музыки.. В общем, у этого концерта был только один недостаток – мало. И на бис тоже было мало.
А за день до завершения фестиваля, тут же в костёле выступал замечательный оригинальный дуэт в составе львовянки Лидии Футорской (скрипка) и ровенчанина Сергея Хоровца.
Оба музыканта в 2013 году были стипендиатами культурной программы польского правительства «GaudePolonia». Программа создана для поддержки молодых творческих людей, занимающихся различными направлениями искусства, в том числе и музыкой. Стипендия «GaudePolonia» позволяет исполнителям не только выбирать себе лучших профессоров для обучения, но и путешествовать по Европе с целью посещения концертов любимых музыкантов, покупать ноты и аудиодиски, непосредственно приобщаясь, таким образом, к истокам и наивысшим достижениям мировой культуры.
В этот раз в Сумах музыканты показывали программу «Украинские акварели», полностью составленную из произведений украинских композиторов, если считать таковым и Игоря Стравинского. Идея программы возникла во время гастролей-путешествий по Европе, когда после одного из концертов им сказали, что вы, мол, здорово играете, но всё это мы уже слышали в других исполнениях. А вот вы ваше национальное поиграйте…
Украинская классическая музыка, даже с учётом несомненного мастерства исполнителей, оказалась достаточно сложной для восприятия. Порой по лицам зрителей было видно, что они теряются, хотя были, конечно, и моменты восторга, как, например, при звучании рапсодии Н. Лысенко «Думка–Шумка». Была и понятная классика авторства нашего земляка Максима Березовского. Завершился концерт, прозвучавшим уже на бис, «Испанским танцем» современного украинского мэтра Мирослава Скорика.
По возвращению домой, автор этих строк нашёл в сети несколько записей данного произведения в различных исполнениях – и, осмелюсь утверждать, что ни одна не может сравниться со скрипкой Лидии Футорской. Именно в этой композиции её инструмент приобрёл не просто профессиональное качественное звучание, а свой уникальный волшебный голос – глубокий, образный, наполненный множеством оттенков чувств.Сергей Хоровец в концерте выступал со своим баяном в качестве аккомпаниатора и напоминал в этом качестве элегантного партнёра блистательной танцовщицы.
Хотя интересно было бы послушать хотя бы один совместный номер Лидии Футорской и Сергея Хоровца, где солирует баян, а скрипка подпевает. Тогда их выступление стало бы настоящим дуэтом.
По ходу фестиваля его организатор Орест Коваль несколько раз повторил, что в этом году фестиваль скромен по числу участников и финансированию, но совсем не скромен по качеству принимающих участие в нём музыкантов. Действительно, все концерты фестиваля стали яркими и разноплановыми событиями в музыкальной жизни города.
Ещё о концертах фестиваля классической музыки «Organum» разных лет.
Дуже вдячна Оресту Ковалю за свято душі. У такий складний час без фінансової підтрики від влади, він таки на гідному рівні провів фестиваль, та ще раз підкреслив, що справжнє мистецтво не має кордонів.