«Organum». Блестящее завершение фестиваля

В Сумах завершился фестиваль классической музыки «Organum», расширивший в этом году свои рамки до фестиваля многих классических искусств.

Кроме привычной классической музыки, на фестивальных концертах звучали стихи, авторские песни и композиции в стиле этно. Кроме того, два фестивальных концерта стали благотворительными и средства, собранные  на них, уже перечислены в фонд помощи семьям героев «Небесной сотни». P1200109аЗавершился фестиваль в уик-энд 26-27 апреля концертами в Католическом храме. Финальный аккорд прозвучал в исполнении музыкантов из Харькова: Натальи Поликарповой (сопрано) и Станислава Калинина (клавишные). 

Надо сказать, что вокальный концерт классической музыки, часть которого составили  произведения  композиторов эпохи барокко -довольно экзотичное событие для города, в котором нет оперного театра. Тем радостнее было видеть то, что происходило со зрителями во время концерта харьковских музыкантов.

Сначала певица и аккомпаниатор расположились наверху под куполом, таким образом, что публика их не видела, а только слышала. И оттуда в зал полились звуки,  которые можно охарактеризовать двумя словами – красота и гармония. Это было как приглашение в другой мир, где, по выражению организатора фестиваля Ореста Коваля, люди дышат воздухом барокко. Даже представилось под звуки клавесина, что публика в зале одета в соответствующих одежды и мы тут не электорат вообще, а дамы и господа…

А затем музыканты «спустились с небес» и заняли своё место на сцене. И тут выяснилось, что Наталья Поликарпова не только великолепная вокалистка, но ещё и обладательница (а точнее  — дарительница) чудесной позитивной энергетики, которой она щедро делиться с публикой во время пения. Прошу прощения у специалистов за следующее сравнение, но по энергетике, буквально накрывшей слушателей, это было сравнимо с хорошим рок-концертом. Но только это же классическая музыка. В ней практически нет тёмных сторон – только свет.  Поэтому её действие было окрыляющим и вдохновляющим. И тонн аппаратуры тоже не потребовалось. Лишь электроорган со звучанием фортепиано и голос.

Наталье Поликарповой прекрасно удается, оставаясь в классической оперной манере, быть живой и современной. Уже  потом подумалось, что в ходе концерта сознание даже не отмечало: сильный ли у певицы голос и что там с диапазоном. То есть все технические моменты остались в стороне — только  музыка  с её возвышенной чистой красотой.  Наверное, это и есть верх профессионализма музыканта, когда слушатель, не замечая его мастерства, погружается в таинство создаваемой им музыки.. В общем, у этого концерта был только один недостаток – мало. И на бис тоже было мало.

А за день до завершения фестиваля, тут же в костёле выступал замечательный оригинальный дуэт в составе львовянки Лидии Футорской (скрипка) и ровенчанина Сергея Хоровца.

P1200097а

Оба музыканта  в 2013 году были стипендиатами культурной программы польского правительства «GaudePolonia». Программа создана для поддержки молодых творческих людей, занимающихся различными  направлениями искусства, в том числе и музыкой. Стипендия «GaudePolonia» позволяет исполнителям не только выбирать себе лучших профессоров для обучения, но и путешествовать по Европе с целью посещения концертов любимых музыкантов, покупать ноты и аудиодиски, непосредственно приобщаясь, таким образом, к истокам и наивысшим достижениям мировой  культуры.

В этот раз в Сумах музыканты показывали программу «Украинские акварели», полностью составленную из произведений украинских композиторов, если считать таковым и Игоря Стравинского. Идея программы возникла во время гастролей-путешествий по Европе, когда после одного из концертов им  сказали, что вы, мол, здорово играете, но всё это мы уже слышали в других исполнениях.  А вот вы ваше национальное поиграйте…

Украинская классическая музыка, даже с учётом несомненного мастерства исполнителей, оказалась достаточно сложной для восприятия. Порой по лицам зрителей было видно, что они теряются, хотя были, конечно, и моменты восторга, как, например, при звучании рапсодии Н. Лысенко «Думка–Шумка». Была и понятная классика авторства нашего земляка Максима Березовского. Завершился концерт, прозвучавшим уже на бис, «Испанским танцем» современного украинского мэтра Мирослава Скорика.

По возвращению домой, автор этих строк нашёл в сети несколько записей данного произведения в различных исполнениях – и, осмелюсь утверждать, что ни одна не может сравниться со скрипкой Лидии Футорской. Именно в этой композиции  её инструмент приобрёл не просто профессиональное  качественное звучание, а свой уникальный волшебный голос – глубокий, образный, наполненный множеством оттенков чувств.Сергей Хоровец в концерте выступал со своим баяном в качестве аккомпаниатора и напоминал в этом качестве элегантного партнёра блистательной танцовщицы.

Хотя интересно было бы послушать хотя бы один совместный номер Лидии Футорской и Сергея Хоровца, где  солирует баян,  а скрипка подпевает. Тогда их  выступление стало бы настоящим дуэтом.P1200064а

 

По ходу фестиваля его организатор Орест Коваль несколько раз повторил, что в этом году фестиваль скромен по числу участников и финансированию, но совсем не скромен по качеству принимающих участие в нём музыкантов. Действительно, все концерты фестиваля  стали яркими и разноплановыми событиями в музыкальной жизни города.

Ещё о концертах фестиваля классической музыки «Organum» разных лет.

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


1 комментарий

  1. Надія Юрченко:

    Дуже вдячна Оресту Ковалю за свято душі. У такий складний час без фінансової підтрики від влади, він таки на гідному рівні провів фестиваль, та smile ще раз підкреслив, що справжнє мистецтво не має кордонів.

Добавить комментарий для Надія Юрченко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 9 =