Ореховый Спас. Христианские и народные традиции

Ореховый Спас – завершающий из трёх Спасов, обрамляющих Успенский пост. Давний народный обрядовый праздник из числа посвященных завершению сбора урожая.

Ещё одно название — Малый Спас. Малый, потому, что считается полупраздником.

Церковь приурочила к народному гулянию даты и события из христианской хронологии. Мы начнём с православной составляющей Третьего Спаса, а затем перейдём к старинным славянским традициям и ритуалам, связанным с днём 29 августа.

Успенский пост. Пресвятая Богородица

Двухнедельный Успенский пост с 14-го по 27-е августа установлен в память об Успении Пресвятой Богородицы. Разрешается он 28 августа одноименным праздником, который в православии относится к числу 12-ти главных торжественных событий после Пасхи.

Рафаэль. Успение Божией Матери

Рафаэль. «Успение Божией Матери»

В Евангелиях об Успении Девы Марии никаких сведений нет. Согласно апокрифам, то есть неканоническим источникам, Богородица почила тихо и взошла на небо в сопровождении Христа и ангелов на третий день после положения во гроб.

Далее православная и католическая доктрины расходятся во мнениях. Католики полагают, что тело Девы Марии было взято на Небеса вместе с душой, и она там пребывает в своём земном образе рядом с Сыном. Православные уверены только относительно места нахождения души Божьей Матери. Но те и другие согласны, что Пресвятая Богородица там, на Небе – главный проситель за род человеческий.

Праздник перенесения Нерукотворного Спаса

Полностью церковный праздник называется так: «От Едеса перенесение в Константинь град Нерукотвореннаго Образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше святаго убруса».

Последние три слова в названии означают «то есть святого убруса». Убрус – полотно, платок, ткань.

Событие случилось в 944 году. Отмечают его 29 августа, на следующий день после Успения. Отсюда одно из многочисленных названий Третьего Спаса — «Послепраздник Успения Пресвятой Богородицы».

Факт существования Нерукотворного образа Иисуса Христа также относится к числу христианских преданий, отсутствующих в Евангелиях. Легенд о его возникновении несколько.

Первая изложена в Четьи Минее – православном сборнике, где в хронологическом порядке расположены назидательные истории на библейские темы, предназначенные для домашнего чтения.

Жил-был в Эдессе (город на юго-востоке нынешней Турции) правитель Авгарь. И решил он однажды призвать к себе Иисуса в качестве лекаря, поскольку был мучим неизлечимой болезнью (по разным версиям, подагрой или проказой)

Иисус, сославшись на неотложные дела, лично прибыть отказался, зато отправил просителю письмо, где пообещал исцелить с помощью учеников. А к письму приложил убрус – полотенце, которым вытер лицо, умывшись водой. После чего на убрусе запечатлелся Лик Христа. Иконы с копиями этого изображения с той поры называются «Спас Мокрая Брада» или «Спас Омо­чен­ные Вла­сы».

После Воскресения Христа в Эдессу (ударение на е) прибыл Фома — один из 12 апостолов и полностью излечил правителя.

Другой, более поздний, вариант предания утверждает, что во время крестного восхождения на Голгофу к измученному Христу подошла благочестивая Вероника и подала льняной платок, чтобы он мог отереть с лица кровь и пот. После чего Лик Христа запечатлелся на платке и стал прообразом икон «Плат Вероники», отличающихся от «Спаса Мокрая Брада» тем, что на них Иисус изображен в терновом венце.

И наконец, существует гипотеза, что Нерукотворный Спас является частью знаменитой Туринской плащаницы – полотна, в которое было завёрнуто тело Христа после смерти. В настоящее время плащаница хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.

Православная Церковь 29 августа празднует дату перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Спаса, посланного Христом правителю Авгарю. Оригинал святыни не сохранился. Реликвию в 1204 году силой увезли из Константинополя рыцари-крестоносцы, после чего «Спас Мокрая Брада» канул в неизвестность и, скорее всего, лежит сейчас на дне морском вместе с одним из затонувших во время шторма кораблей «христового воинства».

Но его многочисленные копии заложили основы иконопочитания, а Третий Спас стал называться в честь святыни: «Нерукотворный Спас», «Спас на холстах», «Спас на полотне» или «Холщовый спас». 

Симон Ушаков "Спас Нерукотворный"

Симон Ушаков «Спас Нерукотворный»

Ещё по теме: Медовый Спас. История, традиции, посвящения

Народные названия праздника 29 августа

В народе Третий Спас ещё носит название «Хлебный Спас» и считается послепраздником Обжинок, приходящихся на 28 августа и посвящённых завершению жатвы.

Также бытует название «Ореховый Спас». К этой поре созревают орехи, а с ними и другие дары лесов. Вместе два названия указывают на основные источники питания древних славян — земледелие и собирательство в лесах. Ими и спасались.

Традиции Третьего Спаса

В корзинку для освящения в храме, наряду с мёдом и спелыми плодами, кладут орехи и хлеб, выпеченный из муки нового урожая. Освященные продукты должны стать украшением праздничного стола. Но не только они.

В отличие от двух предыдущих, припадавших на Успенский пост, Третий Спас увенчивается весёлым и шумным застольем с неограниченным выбором яств. Из крепких напитков особенно кстати будет ореховая настойка. Так же хорошо, если на столе присутствуют пироги с грибами и фруктовыми начинками. Хлеб, выпеченный на Спас, выбрасывать нельзя. Если на него наступить – к беде

В этот день можно и нужно работать – собирать плоды, консервировать, ездить на мельницу молоть муку, чистить источники. На практике обычно получалось, что городские на Третий Спас уже гуляли, а в сёлах ещё работали.

«Спас на полотне» считается лучшим временем для торговли холстами и полотнами. Если покупать полотенце, постельное бельё, скатерть, то 29 августа — как раз та дата.

Удачной будет мысль попариться в бане с ореховым веником — здоровья наберётесь на весь год. На Третий Спас, как и на предыдущие, святят колодцы. А отсюда логически вытекает, что вода целебна везде.

Чем больше набрал орехов, тем вернее будет счастье – такая вот примета. Народные целители собирают ещё и листья орешника – на Ореховый Спас они обретают магические свойства. Но в лес нужно ходить с оберегом, ибо там нынче особый разгул языческих сил.

Женщины колдовского поведения в этот день вырезают себе из орешника всяческие чародейские штучки. Попутно заметим, что в истории православия практически отсутствует такая стыдная страница, как «охота на ведьм». В результате в странах православной веры сегодня рождается гораздо больше красавиц, чем на Западе, где носительниц гена женской красоты целенаправленно сжигали на кострах инквизиции.

Дело в том, что, в отличие от католиков, православных священнослужителей всегда больше волновали вопросы спасения вечной души, а не перипетии жизни бренного тела. Что отразилось, к слову, и в различии трактовок послеземного бытия Пресвятой Девы Марии, о которых мы упоминали выше.

Кроме сохранения «генофонда красавиц», терпимое отношение православной церкви ко всяческим языческим ведунам и кудесникам помогло Руси избежать тех жутких последствий, которые имели место в Европе во время чумы. Больше об этом в эссе: О позитивных следствиях пандемии.

Гадания на орехах

Самое популярное гадание – на сердечные радости. Для этого нужно сорвать с дерева орех и попробовать на вкус. Если плод спелый — впереди большая любовь, если неспелый – интересное известие, горький — к сложностям в отношениях, а гнилой сразу выбрасывайте, потому что это всё дремучие суеверия и не более.

Ещё можно подойти к корзине с орехами и наугад захватить горсть плодов. Если в руке окажется их чётное число — впереди любовь и даже свадьба. Зато нечётное – к материальному успеху. А что, тоже вариант.

Народная мудрость и христианское благоразумие

Идеальным афоризмом, истолковывающим и подытоживающим все три Спаса, является народная поговорка: «Третий Спас на полотне, ну а хлебушек в гумне». В этой внешне простой формуле содержится исчерпывающее описание неразъёмной связи материального и духовного, временного и вечного, земного и небесного. Именно таковым и является союз исконной народной традиции и сакрального учения Церкви.

Читайте про второй Спас в материале: Яблочный Спас. История праздника. Христианские традиции и народные обряды

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (2 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 6 =