Яблочный Спас. История праздника. Христианские традиции и народные обряды

Преображение Господне или Яблочный Спас – два названия праздника, который православные христиане отмечают 19 августа.

Преображение, наряду с крещением, распятием, воскресением и вознесением, входит в число пяти основных вех евангельского повествования о земном бытии Христа.

Сегодня в торжестве, посвященном Преображению, в очередной раз слились в одно библейская история и несколько дат из народного календаря.

Преображение Господне

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — так полностью называется событие, которое христианская церковь трактует как явление Божественного величия и славы Иисуса Христа. Дело было так.

Карл Генрих Блох «Преображение Господне»

Карл Генрих Блох «Преображение Господне»

Пребывая в Вифсаиде, Христос объявил ученикам:

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.» (Мф. 16:28)

У Луки сказано ещё яснее: «…уже увидят Царство Божие». А Марк добавляет: «…пришедшее в силе».

Спустя шесть дней (у Матфея и Марка) или дней через восемь (Лука) Христос позвал с собой Петра, Иоанна и Иакова и отправился молиться на высокой горе. Поэтому Преображение ещё называют Спас на горе.

Сегодня считается, что это была гора Фавор. Есть мнение, что от её названия пошло слово «фаворит», означающее: «избранный» или «тот, кому отдают предпочтение».

Когда избранные Христом ученики взошли на Фавор, они увидели, что Иисус во время молитвы преобразился, и лик его «просиял как солнце, и одежда его сделалась белой, как свет, как снег, блистающей, как на земле ни один белильщик не может выбелить».

Потом возникли Моисей и пророк Илия, и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31)

Затем появилось сияющее облако, и из него раздался голос:

«Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте.»

После чего ученики в страхе упали на землю, закрыв глаза. А когда Христос велел им подняться, он уже был один.

Толкования события

Согласно общепризнанному мнению, в данном случае Христос предстал пред учениками как владыка земли и неба, имеющий власть над миром бренным и загробным. Царство мёртвых олицетворяет Моисей, а живых — Илия, ещё не испытавший смерти, ибо был взят на небо при жизни.

«Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих (Илию и Елисея), и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар. 2:11)

Кроме того, избранным ученикам было дано увидеть Христа в том виде, в котором он встретит их на Небесах обетованных, а также услышать голос Бога-Отца, исходящий из облака Святого Духа. Иными словами, Петру, Иоанну и Иакову были явлены Лики Святой Троицы.

Почему молчит Иоанн

Преображение описывают все авторы Евангелий, кроме Иоанна, единственного реального свидетеля события. Иоанн, к слову, ничего не упоминает и о таинстве Евхаристии, которое ввёл Иисус во время Тайной вечери. Почему?

Давайте остановимся на версии, согласно которой Иоанн ставил перед собой в качестве главной цели донесение теологической сути учения Христа, так как создавал свой текст позже других евангелистов, уже до него подробно описавших земное бытие Иисуса.

Кроме того, в Евангелии от Иоанна таки имеется косвенное упоминание о Преображении:

«Слово стало плотью и поселилось среди нас. Мы видели славу Его, славу Одного и Единственного, пришедшего от Отца, полного благодати и истины». (Ин. 1:14)

Даты

Несмотря на то, что Преображение Господне случилось за сорок дней до восхождения Иисуса на Голгофу, в наши дни его отмечают в конце лета, а не зимой, как было бы хронологически правильно и как происходило вначале после установления праздника в IV веке.

При этом дата Преображения — 19 августа отстоит ровно на сорок дней от сентябрьского празднования Воздвижения Честнаго Креста, события, связанного с деятельностью матери императора Константина Великого равноапостольной Елены. Именно её усилиями был найден и идентифицирован Крест, на котором распяли Христа.

В случае торжеств, связанных с Преображением Господним, временной сдвиг празднований на полгода связан с тем, что в августе Успенский пост, который по строгости сравнивают с Великим постом, совпадает с началом народных гуляний в честь нового урожая.

Яблочный Спас

Яблочный Спас — одно из народных названий Преображения. Также его называют Второй Спас или Осенины. Древний языческий праздник, посвященный времени созревания яблок и поворота природы от лета к осени. Церковь взяла его под своё крыло и, таким образом, легализовала освящение в храмах плодов нового урожая. В свете христианской образности освящение спелых яблок символизирует нравственное созревание человека и его духовный рост.

Горохов день

На Яблочный Спас приходится и Горохов день, который тоже попадает по эгиду праздника Преображения.

Горох – одно из древнейших культурных растений. С ним связано немало идиом и поговорок: «Шут гороховый», «за царя Гороха», «как горохом об стену» и так далее. Горох считается важным растением при севообороте, оставляя после себя лучшее поле для хлеба.

Народ издревле включал горох в пантеон растений жизни, которые спасали от голода. Не удивительно, что возник одноименный праздник, посвященный, надо понимать, завершению сбора урожая гороха, который на огородах начинается ещё в июле.

Интересно, что на украинском языке орехи – горіхи и, соответственно, Ореховый Спас (Третий и завершающий из Спасов) на украинском звучит Горіховый или, по другой версии написания, Гороховый Спас.

Корзинка для освящения

Готовя корзинку для освящения на Яблочный Спас, в неё кладут яблоки, груши, виноград и другие созревшие к тому времени плоды. Кстати будет горох. Уместны пироги и другая выпечка с яблоками. Как и на Маковея, на Яблочный Спас освящают мёд, соль — в знак принадлежности к верующим во Христа, ароматные и целебные травы и все овощи с собственного огорода.

Корзинка на Яблочный Спас

Корзинка на Яблочный Спас

Подробнее о традициях Первого Спаса в материале: Медовый Спас. История, традиции, посвящения

Там же на огороде следует закопать остатки праздничной трапезы, чтобы освящение передалось плодам следующего урожая. Освященные яблоки кладут на могилы умерших родственников.

Приметы и поверья Яблочного Спаса

Так как праздник припадает на середину Успенского поста, то отмечают его хотя и торжественно, но тихо и постно, без мяса и алкоголя. Работать не рекомендуется. Хотя в поле и на огороде можно.

До Преображения запрещается есть яблоки. Считается, что если родители, потерявшие своих чад, смогут выдержать этот запрет, то их дети на Небе получат гостинцы.

Особо рискуют женщины и девушки, вкушающие яблоки до Спаса. Тут как в раю с Евой – отведала запретное и райская любовь перестала быть райской.

На Яблочный Спас не поощряется убиение насекомых. Если на руку в этот день села муха и её не тронуть, то удача будет сопровождать целый год. К тому же, в контексте христианской парадигмы, «мухи не обидит» — ещё и лучшая рекомендация для удачного распределения в вечности.

На Преображение надо угощать яблоками всех — они целебны.

Русалки и водяные в этот день готовят себе место на дне для зимней спячки. Чтобы их часом не потревожить, лучше на Спас не купаться. Оно-то, конечно, суеверие, но чем лукавый не шутит…

Зато можно гадать. Например, узнать, какие наши шансы, если мы кем-то заинтересовались в смысле дел сердечных.

Для этого берём красное спелое яблоко, разрезаем пополам и между половинок помещаем записку с именем потенциального суженого. Затем кладём яблоко на подоконник и ждём, какая половинка начнёт темнеть первой. Левая – нам повезло и есть большой шанс на взаимность. А если правая – значит, мы в записке ошиблись с именем.

Послесловие

Глядя на то, с какой терпимостью мудрая христианская Церковь включила в свой праздничный календарь древние народные обычаи и обряды, хочется, чтобы все противоборствующие и несогласные поступали так же. То есть поняли, что с противоположной стороны тоже есть своя свет и своя боль. И лучше, а главное – праведнее, не побеждать, а объединяться на основе взаимоприемлемого согласия под солнцем высшей из правд, коей есть любовь.

Ибо сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

29 августа — Третий Спас. Читайте о нём в материале: Ореховый Спас. Христианские и народные традиции     

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + 2 =