Медовый Спас. История, традиции, посвящения

Спас — три последовательных во времени торжественных христианских события, объединенных именем Христа Спасителя.

Первый Спас – Медовый Спас, он же Маковей или Спас на воде. Также это празднество посвящено Всемилостивому Спасу, Пресвятой Богородице и Происхождению честных древ Животворящего Креста Господня.

Образно говоря, Первый Спас  — венок, сплетённый из нескольких праздников. Отмечают его 14 августа в первый день Успенского поста.

День памяти мучеников Маккавеев

Маккавеи – представители правящей иудейской династии, соединявшей под своим началом светскую и духовную власть. В итоге междоусобной борьбы их племя окончательно извёл царь Ирод Великий. Тот самый, к которому приходили волхвы с вестью о Рождестве Христа, после чего он отдал приказ об избиении всех Вифлеемских младенцев возрастом до двух лет.

Семь святых мучеников Маккавеев

Семь святых мучеников Маккавеев

С историей избиения младенцев связана одна любопытная хронологическая неувязка. Дело в том, что Ирод Великий умер в 4 году до Рождества Христова. Попытки объяснить нестыковку привели богословов к мысли, что монах Дионисий Малый, предложивший в середине шестого века нашей эры сделать дату рождения Христа началом нового отсчёта, ошибся при её определении. И на самом деле Христос родился на несколько лет раньше. Есть, правда, ещё мнение, что избиения младенцев в Вифлееме не было. Но о нём повествуется в Евангелии, а священная книга, в отличие от её читателей и толкователей, ошибаться не может.

Возвращаясь к роду Маккавеев, отметим, что 14 августа Церковь особо вспоминает семь братьев Маккавеев, их мать Соломонию и учителя старца Елеазара. Ветхозаветных мучеников подверг пыткам и жестокой казни в 166 году до н.э. сирийский правитель Антиох Эпифан (македонец по происхождению), захвативший Иудею и пытавшийся внедрить там эллинские (то есть языческие) обычаи и власть олимпийских богов.

Мужество братьев Маккавеев вдохновило полководца Иуду Маккавея, который выступил против иноземного сатрапа во главе восставших иудеев и очистил Иерусалимский храм от языческих идолов.

Праздник Маковея

К началу августа на Руси поспевал мак – символ девичьей красоты, вкусная и полезная добавка к различным хлебным изделиям, успокаивающее, а в случае опиумного мака, и опьяняющее средство.  «Религия — опиум» – в этом выражении, которое впервые употребил Жан Жак Руссо, если убрать из него атеистические марксистские коннотации, есть правда. Религия действительно бодрит, оживляет и поддерживает. В том числе и языческая.

Народные обычаи не могли не включить чествование мака в систему праздников, которые были связаны с урожаем.

После введения на Руси христианства дальновидные отцы Церкви решили не ломать исконные традиции и определили на маков день воспоминание святых мучеников Маккавеев. Никакой другой связи, кроме омонимического совпадения в звучании, между ветхозаветными святыми и маком нет. Зато и конфликта нет. А значит, в этот день смело можно выпекать булочки и блины с маком. Главное – не забыть освятить их в храме. Ибо освящение – знак понимания того, что всё наше дал нам Бог. В том числе и мёд.

Медовый Спас

К 14 августа по новому стилю на Руси заканчивался сбор мёда. Естественно, что по этому поводу тоже существовал праздник, ведь мёд издревле был источником сладости и основой для изготовления пьянящих напитков из семейства медовухи.

И хотя целебные свойства меда до сих пор не доказаны, в отличие от аллергенных, но внешний вид и вкус этого сладкого золотого продукта испокон веков вдохновлял фантазию жрецов и баянов. Оттого и проливалось в народных сказаниях молоко с мёдом в местах вожделенного райского изобилия. А Христос Спаситель пришёл в мир людей, чтобы открыть дорогу в рай. Вот тут всё и совпало.

Освящение мёда

Медовый Спас. Освящение мёда

В Главной Книге христиан тоже много метафор на тему мёда с молоком. Кроме прочего, при изготовлении мёда попутно получают свечной воск, а сами пчёлы неоднократно вспоминаются в Библии как труженики.

«…пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена» (Книга Притч Соломоновых гл.6 ст.8).

Спас на воде

Летом 988 года случилось Крещение Руси. В отличие от первых христиан Римской империи, готовых терпеть гонения и принимать мученическую смерть за веру, в наших палестинах всё было наоборот. Инициатива пришла сверху. Владимир Красно Солнышко, он же Креститель, буквально силой загнал народ в Почайну (приток Днепра) и объявил, что они отныне православные христиане. В аналогичном стиле у нас потом ещё вводился коммунизм, а затем обратно капитализм с демократией.

Леонид Соломаткин "Крестный ход"

Леонид Соломаткин «Крестный ход»

Крестить-то Владимир крестил, но православная Церковь очень скоро поняла бесплодность конфронтации с древними обычаями и просто назначила в день народного празднования мака и мёда ещё и Спас на воде или Малое водосвятие, в знак памяти о днях Крещения Руси. Но и это ещё не всё.

Чествование святой Богородицы

14 августа  также совершается «празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице».

Говорят, что чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов в 1164 году взял в поход князь Андрей Боголюбский, когда отправился «отмщать неразумным волжским булгарам». И якобы накануне победной битвы полководец истово читал молитвы, прося небесного покровительства.

Интересно, молился ли князь Андрей Юрьевич прежде, чем дать приказ в 1169 году разграбить Киев, включая Софию Киевскую и другие храмы, а киевлян (таких же православных, как и он) убивать и превращать в рабов. До Боголюбского все древнерусские князья, в том числе и отец Андрея — Юрий Долгорукий, брали Киев, только чтобы сесть на престол «матери городов русских».

А этот приходил разрушить стольный град с целью перенесения центра светского и духовного влияния во Владимирско-Суздальское княжество. С точки зрения государственности Киевской Руси Андрей Боголюбский по сути, является первым сепаратистом. И, тем не менее, князь был канонизирован примерно в 1702 году в лике благоверного. Тогда метрополия, во многом благодаря его усилиям, уже была в Москве.

В тот же день византийский император Мануил І Комнин взял верх в очередном сражении с сарацинами. В его войсках тоже были иконы Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Важно подчеркнуть, что в ту эпоху связь между Византией и Русью была крепкой, а контакты интенсивными. И не только по линии православия. При дворе Мануила, например, воспитывался будущий князь Всеволод Большое Гнездо — дедушка Александра Невского. У целого ряда  русских князей были жены из Византии. Одна из них — Анна Византийская, жена Владимира Крестителя.

Праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлен в память победы Мануила и военного успеха Андрея Боголюбского, случившихся в один день 14 августа. А уж кого из них праздновать — личное дело каждого. В любом случае воспоминание Всемилостивого Спаса и матери нашего Спасителя Пресвятой Богородицы — дело богоугодное.

Возвращаясь к чудотворной иконе Владимирской Божьей Матери, отметим, что по преданию автором её считается евангелист Лука, написавший Пресвятой Лик на доске стола Тайной Вечери. До 1157 года, то есть до переноса её князем Андреем Боголюбским во Владимир, икона называлась Вышгородской, по имени города, где хранилась. Вышгород расположен в 20 км от Киева.

К слову, в день Третьего Спаса вспоминают чудотворную Фёдоровскую икону Божией Матери, которая, по мнению ряда авторитетных исследователей, является списком, то есть вольной копией  Владимирской Божьей Матери.

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня

14 августа отмечается ещё Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Ритуальное ношение Честного Древа Креста (Креста, на котором был распят Христос) происходило в Константинополе в IX веке для отвращения болезней, обострявшихся в жаркое время года. В честь события возник местный праздник. С XIV века он стал отмечаться и на Руси.

Всё вышеперечисленное приводит нас к выводу о мудрости и терпимости православной Церкви, которая не стала вступать в конфронтацию с древними народными обычаями и датами, а взяла их под своё крыло. В том числе и ритуал приношения и посвящения богам части плодов своих трудов, который сегодня называется освящением и проводится в храме или во дворе храма.

Ещё по теме христианских праздников: Пасха. Название, история, традиции. 

Традиции Первого Спаса

14 августа, отправляясь в церковь, прихожане готовят корзинку, в которую обязательно кладут свежий мёд, выпечку с маком, воду и соль, ибо в Евангелии сказано, что верующие во Христа являются «солью мира».

Также освящают «маковейчик» — букет из полевых цветов и трав, обязательной составляющей которого являются спелые головки мака. К ним, по возможности, добавляют калину, подсолнух, полынь, душицу, васильки, бархатцы, мяту, чабрец, донник, барвинок, а также колосья овса и пшеницы.

В старину в букет маковейчика включали все растущие на огороде овощи с надеждой на хороший урожай.

После освящения букет кладут дома за иконы и хранят как оберег от бед и болезней. Сев за стол, и помня, что это уже первый день поста, нужно отведать принесённые из храма продукты и запить тремя глотками освященной воды каждую ложку мёда. Освященную еду следует обязательно съесть и ни в коем случае не выбрасывать.

Букет маковейчик

Букет маковейчик

Первый Спас — лучшее время для чистки или рытья колодцев и освящения уже имеющихся. В этот день совершались крестные ходы к открытым водоёмам с последующим купанием в освященной воде. После Первого Спаса уже не купались.

Связь времён

Практически все христианские праздники проходят в дни старинных народных торжеств. Это символизирует связь времён и со всей очевидностью показывает, что люди всегда понимали влияние сверхъестественного на результаты своих трудов. Просто они тогда не знали о Христе. А мы уже знаем. И сегодня, отмечая даты, связанные с урожаем и чтя другие старинные обычаи, мы, кроме осознания себя внутри христианской традиции, ещё и отдаём дань уважения предкам.

Вслед за Медовым, через несколько дней приходит Яблочный Спас. Подробней о нём в нашем материале: Яблочный Спас. История праздника. Христианские  традиции и народные обряды

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (2 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


5 + 1 =