В Сумах открылась выставка фотомэтра из Запорожья

Во вторник 27 сентября в Сумской городской галерее открылась выставка знаменитого фотографа, классика украинской художественной фотографии Олега Бурбовского «Избранное».

По мотивам выставки Олега Бурбовского в Сумах.

фото Олега Бурбовского

1. Это фотография о человеческой душе и смысле жизни.

Все наоборот – умудренная женщина находит себя в помаде и зеркальце, а молодая женщина живет в душевном, может, даже, в духовном мире. Она ничего не видит, погружена в себя, осмысливая прочитанное.

Очень хорош передний фон – размытые силуэты пожилых людей – это как бы обрамление всей фотографии и ее обозначение, как фотографии о мудрости и смысле жизни. Ветка слева заполняет пространство, теснит помаду, а справа над девушкой – вольный воздух.

Блестящая работа, из «вечного», можно сказать. Но, к сожалению, ее на выставке не было.

фото Олега Бурбовского 2. Еще об одной блестящей работе, которой не было на выставке и которую я считаю одной из лучших в творчестве Олега Бурбовского.

Я бы назвал ее: «Беседа за жизнь и по существу во время случайной встречи».

Старый друг в клетчатой рубашке делится о своих семейных проблемах. Ох, как у него все непросто. Клетчатая рубашка в гармонии с отблескивающими листьями на дереве. Друг в плаще слушает, уточняет нюансы и сопереживает. Плащ – в гармонии с досками обшивки дома. Третья гармоничная пара – тень на доме и бочка – надежды с предположениями и правда жизни.

 

фото Олега Бурбовского Теперь о лучших работах, которые были на выставке.

3. Тротуар, дождь, прохожая.

Слышен шум ветра, звук дождя, стучащего по зонтику. Смотришь в окно и чувствуешь, как у тебя пальцы в домашних тапочках поеживаются от контраста с той слякотью, которая на улице. Мокрые перепутанные ветви дерева, мокрая, похожая на ветви, металлическая ограда, мокрая запутанно-замешанная проезжая часть.

Наверно, это и есть импрессионизм, когда радостно мычишь, глядя на картину, а сказать толком ничего не можешь.

Наталья Говорухина сказала, что была еще маленькой девочкой, когда впервые увидела эту работу.

Тогда остается только добавить: ars longa.

фото Олега Бурбовского 4.Хатынка.

Если бы меня спросили: «Кто такое украинец?», я бы показал эту фотографию и спел «По садочку ходжу». Точнее – не спел, а включил бы Ивана Семеновича Козловского.

Я – украинец. Моя душа на 100% идентифицирует себя с тем, что на этой фотографии. Все идеологии и идеи – ничто по сравнению со сказочной лиричностью, которую Олег Бурбовский сумел передать.

Жаль, солнце склон на заднем плане залило. Черно-белый вариант лучше бы получился в пасмурный день.

фото Олега Бурбовского 5. Авторское название работы – «В увольнении».

Обычно авторы для своих лучших работ ухитряются подобрать самые беспомощные названия. Но здесь тот случай, когда лучше, чем «В увольнении» не придумаешь.

Поймать такую рожицу – это несомненный успех. Лукавость и беспечность усиливаются задранными рукавами и высоко поднятыми брюками, подчеркнуто демонстрирующими флотские ботинки, особенно правый во всей красе. Возможно, для морячка-мустанга девушка несколько крупновата, из-за чего вся изящность фотографии остается на левой половине.

фото Олега Бурбовского

 

 

6.Зимний пейзаж с открытой водой.

Первое впечатление – не очень – что-то вроде красивых обоев.

Но присмотревшись, меняешь точку зрения. Все дело в воде – она вибрирует, гудит, звенит. Она хохочет над упокоенным монументальным снегом, обреченным на смерть – на таяние. Дерево с вечной неживой листвой – как памятник будущему исчезновению снега.

фото Олега Бурбовского

 

 

 

 

 

 

 

фото Олега Бурбовского

 

 

 

 

7.Миргородская лужа.

Вроде бы классно, но что-то не то. Во-первых, это не лужа, а неструганые обрезные доски. Во-вторых, не сразу понятно, что кроме Волги и грузовик в героях. В-третьих, кажись, плавающих утей не хватает.

Начинаешь думать о другом ракурсе. Если начинаешь думать о другом ракурсе или композиции, значит, что-то не получилось.

Вообще-то никакой композиции нет. Для классной фотографии никакие теории не нужны, классная фотография выше всех теорий. Ученые термины появляются тогда, когда в работе нет чего-то бессмертно убивающего наповал.

 

8. Крыша Домского собора. Отличная работа, но это профессиональная эквилибристика. Архитектура и игра рисунка. Больше ничего.

 

фото Олега Бурбовского фото Олега Бурбовского 9. Академическая гребля.

Тоже прекрасная работа: красивая геометрия, волшебные цвета и их взаимные переходы на границе весел.

Однако работа мертвая. Как поет Изабелла Юрьева: «А на сердце зимний хлад».

Для сравнения привожу работу Олега Бурбовского, которой не было на выставке. Пусть идет под пунктом 10.

10. Вот, где взрыв, напряжение, предел человеческих возможностей, борьба насмерть. Это фотография — высший класс!

фото Олега Бурбовского 11.Памятник беременной женщине.

В детстве меня обманула радистка Кэт. Она сказала Штирлицу, что «беременность делает красивой любую женщину» и я поверил. Долго верил, но потом понял, что это ложь. Беременность делает некрасивой любую женщину.

Красота беременности совсем в другом — она в реализации человеческого предназначения. Но к внешнему облику это имеет только опосредованное отношение. Кроме того, беременность и сами роды – это всегда тайна. Вроде бы и понятная, но непостижимая тайна. Так что, думаю, фотографировать беременность, тем более, обнаженную не стоит.

фото Олега Бурбовского

12. Что это? Белый мраморный крест, черные цепкие пальцы впились в поперечину, растрескавшийся асфальт дорожки. Похоже на ночные подлунные гуляния мертвецов на кладбище. Неужели автор считает, что все молодожены обречены на страдания в семейной жизни?

13. Были натюрморты, были птички, котики, решетки, замки, пальцы шимпанзе… Фотографии, как фотографии – ничего особенного. Специалисты-фотографы на выставке говорили о замечательной фактуре, но к чему мне – зрителю их фактура. Возьму кусок железяки, рассмотрю под увеличительным стеклом и такую фактуру во всех подробностях увижу, что ни одна фотография не отобразит. Фактуре место в том же ящике, где уже лежит композиция. Зрителю нужен диалог. Хотя, что я за всех зрителей расписываюсь? Поправляюсь – лично мне нужен диалог.

14. Больше всего было портретов крупным планом. Увы! Это самое безынтересное, что может быть на фотовыставке.

Сделать достоверный фотопортрет невероятно сложно. От мастера требуется не столько фотографический талант, сколько талант массовика-затейника, чтобы раскрепостить модель. Малые дети и способные от рождения фотогеничные модели – не в счет.

Поэтому безошибочно оценить можно только портрет человека, которого очень хорошо знаешь. Но на выставках рассматриваешь незнакомые лица. Поскольку техника исполнения меня волнует меньше всего, то мне нечего сказать об этих работах.

Фотографиям знаменитостей вообще не место на выставке. Любимый киноактер настолько полно раскрывается и запечатлевается в сердце зрителя по фильмам, что любая его фотография, какой бы самый лучший мастер в мире ее не делал, всегда будет жалким осколком динамичного живого образа в фильмах. Фотопортреты киноактеров и певцов – скучнейшее зрелище.

Или фотографии стариков крупным планом. Да они всегда беспроигрышны. Морщины делают свое дело, наполняя содержанием любое лицо. Ничего особенно интересного, но большинство фотографов стойко продолжают эксплуатировать «старость» на каждой своей выставке.

В фотографии самый целесообразный портрет – это карточка три на четыре из фотоавтомата для документа, потому что портрет крупным планом – это вообще не удел фотографии. Хороший портрет – тот, в котором передан внутренний мир героя, его душевная или духовная жизнь. Но эта жизнь находится за пределами очевидной видимости. Чтобы ее отобразить, надо тоже шагнуть в потусторонние сферы. Это может сделать только живописец, умышленно искажая действительность в поисках путей к невидимому душевному миру героя. Фотография со своей безысходной привязанностью к документальному внешнему миру бессильна перед этой задачей.

Это мое субъективное мнение. Не для спора.

15. Олегу Бурбовскому спасибо за выставку. Никаких негативных эмоций плюс достаточное количество работ по-настоящему мастерских, индивидуальных, крепких, умных. Олега можно смело определять, как «сумчанина». Я почему так пишу? Потому что от приезжих выставок у меня всегда было больше разочарования, чем от выставок сумских мастеров. Не имею намерения нахваливать земляков, для меня гораздо естественней и, что уж там скрывать, приятней высказывать всякие недовольства в адрес их работ, однако сумские фотографические школы, а их не мало, прилично выглядят.

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (2 голос, оценка: 1,50 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментарий 21

  1. Наталья Говорухина:

    Вот только не нужно перевирать и передергивать! Работу «Осень» я впервые увидела в 2009 году. Но во время развески с изумлением обнаружила, что она снята в тот год, когда я пошла в первый класс! И это было тыщу лет назад. А Фулеров, между прочим, еще не родился. Нет,вру,конечно же, родился, ему уже было целых полгода и он только пытался произнести первое слово. Не сомневаюсь, что это было слово «ужасно».

    Во-вторых, только подверженный осенней депрессии, вследствие хронического перемерзания в неотапливаемом жилище, критик мог в свадебном сюжете увидеть что-то кладбищенское. Ну, почему » кладбищенский крест»? Разве семейная жизнь — это не тот же крест, который несешь по жизни? Говорю это как человек, у которого за плечами 35 лет замужества. А вот у Касьяненко- целых сорок и он может рассказать гораздо больше на эту тему. Потому как поэт и философ… А сколько читателей и писателей на АТС не донесли свой семейный крест и выбросили его по дороге, не в состоянии справиться с непосильной ношей? Или поменяли его на более легкий: дубовый- на березовый, сосновый — на осину…

    Морячок в увольнении — шедевр из шедевров! Сразу вспомнился любимый братик Игорь( светлая ему память), прослуживший в Черноморском флоте «четыре февраля». Именно так моряки расшифровывали надпись на погонах » ЧФ». Правда, брату повезло, потому что во время его службы вышел приказ маршала Малиновского, сокращающий морскую службу с четырех с половиной лет в морфлоте на три года.
    Женя! Прекратите смотреть показы мод от кутюр! Они напрочь деформируют Ваше представление о женской красоте. К тому же, портят художественный вкус. Если не можете попасть на открывшуюся в пушкинском музее выставку Рафаэля, пересмотрите, на худой конец, «Кавказскую пленницу»! Я точно помню девушек того периода: туфли-шпилечки,пышные платья с двумя крахмальными подъюбниками. Красиво же было и женственно! Недавно была в гостях у лучшей подруги и по телевизору шла гайдаевская комедия. Так вот, когда на экране появилась Нина-Варлей, муж подруги сказал сыну: «Андрюха! Посмотри какие красивые и аппетитные были девочки в наше время!Не то, что теперешние «вешалки» с их голливудскими стандартами и средиземноморскими диетами».
    Работа » Академичка» эстетически выверена, геометрически безупречна. Только человек, ни разу не сдавший ни один в жизни академконцерт, мог «академичку» увязать с «зимним хладом». А по мне,прослушавшей 250 тысяч академконцертов, здесь автор снимка «алгебру гармонией проверил».

    Раскритикованные портреты знаменитостей — это, безусловно, черная зависть. Ну, нет пока у Евгения такого портрета! Будет вести себя прилично,скинемся, пригласим Олега Александровича, пусть поработает над образом критика.

    Во всем остальном — статья прекрасная! Если не считать категоричность автора. Рубит Женя, как всегда, шашкой налево-направо,забывая напрочь о тонкой душевной организации творческой натуры Мастера. Не помню у кого, есть выражение: » Или целоваться, или морду быть…» Так и здесь. Никакого академизма, никаких крещендо-диминуэндо. Одни сфорцандо( внезапное форте-громко) и субито пиано( внезапное пиано- тихо)…Но если бы статья была бы другая — это был бы уже не Фулеров, а сплошной «сентябрьский зимний хлад».

  2. Игорь Касьяненко:

    Блеск! Замечательный репортаж и не менее блестящий комментарий от НГ! ))) *THUMBS UP*
    Даже если человек ещё не был на выставке Олега Бурбовского, .то в историю эту он уже попал, прочитав данный диалог.

  3. Евгений Фулеров:

    Главное — не помереть раньше задуманного. Мне еще год надо.

    На мой взгляд, один из лучших русскоязычных поэтов 20-го века — Сергей Михалков.
    Вот строфа из его детского стихотворения «Рисунок»:

    «Еще я дождик удлинил —
    Он сразу в сад ворвался,
    Но не хватило мне чернил,
    А карандаш сломался».

    «Дождик удлинил» — это изумруд поэзии.
    «В сад ворвался» (о дожде) — подавляющее большинство поэтов со стихами для взрослых не дорастает до такого меткого употребления глагола, как в этом случае.
    «Но не хватило мне чернил, А карандаш сломался» — это уже вечность. Любой литератор может цитировать эти строчки в каждом втором случае из своей жизни.

    Возвращаюсь к задуманному. Не хватило мне чернил, а карандаш сломался — короче, ничего своего не пишется. А время идет. И у меня такая появилась идея. Издам я альбом сумских фотохудожников. Этак, до сотни фотографий. Снабжу их своим текстом. Издам в Сумах в той типографии, которая делала «Драматическую кулинарию». Во-первых, у меня там друзья, во-вторых, Наталья Говорухина была очень довольна печатью своих фотографий, говорила, что это лучшее, что она видела на своих работах. Экземпляров 100-200, но самого высокого качества. Деньги найду.

    Работы буду отбирать сам и без советчиков. Искренне надеюсь, что наши фотографы не прореагируют на меня, как на босоту с улицы, пойдут навстречу и передадут в цифре оригиналы отобранных мной фотографий. Ну, а уж в написании сопроводительного текста я постараюсь изо всех сил. На одной странице текст — это может быть и 3-5 строчек, а может быть и вся страница. На второй странице — фото. Горизонтальные буду делать на развороте на двух страницах.

    С радостью сообщаю вам, что оборачиваясь на прошедшую жизнь, вижу, что все свои идеи, какими бы они не были сумасбродными, я осуществил. Как пел Владимир Семенович: «Если я чего решил — я выпью обязательно!»

    Мне надо год. Думаю презентовать шикарный, я вам точно говорю — будет шикарный!!!, альбом на презентации Культурного острова зимой 2017-1018.

    • Евгений Фулеров:

      Лариса, Игорь, может этот комментарий надо вынести в отдельную статью на АТС? Вообще-то это анонс крепкого события.
      Мне кажется, это надо сделать.

      • Игорь Касьяненко:

        Идея хорошая. Только её надо оформить как новость. Ну чисто технически. Завтра сделаю.

  4. Наталья Говорухина:

    Возьму на себя наглость ответить за всех сумских фотографов. Мы готовы на время отказаться от альбома, только живите, Женя, живите!

    Целый день думаю о судьбе девушки со снимка Олега Бурбовского,читающей книжку на скамейке. Интересно, где она теперь? Какие книжки сейчас читает? И читает ли? Наверное, у нее уже внуки. А может даже правнуки… А мы все смотрим,и смотрим на нее молодую и любуемся…»В городском саду играет духовой оркестр, На скамейке где сидишь ты нет свободных мест»…

    Есть такой фотограф Уильям Кляйн. В конце 50-ых он приезжал в СССР и очень много снимал. Меня поразили его снимки: Киевский вокзал и московские дворики. В 1997 году Кляйн сделал выставку в том самом месте,где сейчас экспонируется «Мадонна» Рафаэля. Да-да! В Пушкинском музее изобразительных искусств, который открывал сто лет назад папа Марины Цветаевой! Только в корпусе частных коллекций. Размеры экспонируемых фотографий были громадные! К каждой громадное белое паспарту шириной сантиметров 30, чтобы работы «дышали». Поэтому зритель не то, что дышал, он просто-таки задыхался от счастья! Кляйн приезжал в дни празднования 850-летия Москвы и через газету обратился к героям своих прежних снимков из тех уютных двориков, просил о героев снимков о встрече. Кого-то даже нашел и сделал новые фото…

    Уверена, что морячок, девушка с книгой, мальчик с собакой,семейка на пляже, бабули в белом и черном платочках, многие другие фотографии Олега Александровича Бурбовского из той самой категории, которым время не подвластно. Они «вневременные». Они несут аромат времени и отражают эпоху. Они о настоящем. Сумчане! Не упустите возможность их увидеть!

  5. Евгений Фулеров:

    Читаю, значит, Максимилиана Александровича Волошина, 3-й том, Лики творчества.
    Читаю по той причине, что у меня с молодых времен был, как говорят в преферансе, зуб на гениального Илью Ефимовича Репина из-за некоторых его картин (Крестный ход, Иван Грозный, Софья, Манифестация). Но, во-первых, я тогда еще не писал на сторону, а во-вторых, писать было некуда. Так и жил со злобой на Репина 30 лет, и с тайным уважением к Абраму Балашову (опять Абрам! Как Архипов. Ну, это потому что старообрядцы). А у Волошина как раз размышления о работах Репина.

    Читаю, читаю и, вдруг — бац! — нахожу тему, в которой я был несколько дней назад на этой ветке АТС — о портрете и фотографии.

    Забываю Репина и формулирую новую тему. О борьбе между… нет… надо какось мягче и поумнее… К вопросу о портретных разномнениях между мной с одной стороны, и Натальей Говорухиной, Олегом Бурбовским, Натальей Компанцевой, Владимиром Сурковым с другой.

    Цитирую М.Волошина без купюр, но с выделением предпоследнего предложения.

    «Как определить пределы и смысл понятия «реализм»? Слово реализм происходит от корня Res – вещь. Его можно перевести, следовательно, – вещность, познание вещи в самой себе. Другими словами, для пластических искусств это есть изучение внешних свойств и качеств вещей и, через него, познание законов, образующих вещи.
    Рядом с понятием реализма ставится обыкновенно понятие натурализма – к нему очень близкое и потому сбивающее при определении категорий искусства.
    Натурализм происходит от слова «Naturalis» – натуральный – естественный; в пластических искусствах схожий с природой, напоминающий природу.
    В таком виде разница между реализмом и натурализмом мало наглядна. Попробуем выявить ее, возводя эти понятия в сравнительную и превосходную степень. С одной стороны будет: res realis, res realior, res realissima, реальный, реальнее, реальнейший. А рядом будет идти цепь: натуральный, натуральнее, натуральнейший.
    В то время, как степени реализма ведут непосредственно в глубь познания вещи, степени натурализма ведут к большему совершенству подобия, – то есть обмана.
    Другими словами, реализм в своем углублении ведет к познанию вещи в самой себе, а натурализм – к обману зрения,
    Реализм углубляется в вещь, натурализм как бы растекается по ее поверхности. Реализм создает вещи, которых раньше не существовало, потому что творит согласно открытым им законам, по которым образуются вещи. Натурализм повторяет вещи, уже существующие, ищет только внешнего сходства.
    Реализм в искусстве, при своем углублении, приводит к идеализму в платоновском смысле – т. е. в каждой преходящей случайной вещи ищет ее сущность, ее идею.
    С этой стороны он включает в себя и символизм, так как «всё преходящее есть только знак», по формуле Гёте 12. Символизм немыслим и невозможен вне порядка реализма, так как оперирует с понятиями в превосходной степени реализма – с res realissima.
    Натурализм же является накоплением фактов или черт без всякого отбора. Это простое копирование природы вне всякого обобщения, с одною мыслью усилить сходство, сделать предметы как можно более выпуклыми.
    ПОРТРЕТ – РЕАЛЕН. ФОТОГРАФИЯ – НАТУРАЛЬНА.
    Таким образом, понятия натурализма и реализма не только не близки между собой, но диаметрально противоположны и исключают друг друга взаимно».

  6. Наталья Говорухина:

    Женя! Натурализм в фотографии — это когда тебя фотографируют на паспорт. Здесь главный критерий узнаваемость. Или протокол, к примеру, с места преступления. Чтобы иметь представление о том, что же произошло и как это было.
    У Олега Бурбовского портреты-произведения искусства!

    P.S. Все! Ухожу в баню париться, плавать и отмечать День Учителя!

  7. Наталья Говорухина:

    Мою любимую сестричку Иринку так безобразно отсняли на паспорт в одном районном центре Белоруссии, что всякий раз, при пересечении границы к сестре в купе сначала сбегались все пограничники, ставили ее почему-то спиной к зеркалу и смотрели форму ушей.Оказывается, так определяют идентичность человека. Попутно мужу и дочери начинали задавать вопрос: как зовут жену и маму, где она родилась, когда ее день рождения? Однажды Мишка забыл и атмосфера в купе накалилась до безобразия. Сестра практически была в обмороке. Спасла ситуацию Ярослава. Еще почему-то постоянно спрашивали: какая река протекает в Сумах. А все почему? Не было в фотографии натурализма!

  8. Евгений Фулеров:

    Наташа, у меня был аналогичный случай.
    Вылетел с тайги в город за продуктами, заодно сходил к стоматологу. А раньше в поликлиниках к стоматологу пускали только через флюорографию.
    Улетел в тайгу, а через 2 недели за мной прилетел вертолет, насильно увезли в город, сказали, что в легких — хана. Блин! Как же в то время пеклись о здоровье граждан! Пустой МИ-8 гоняли за 300 км туда и обратно за больным помимо его желания.
    Оказалось, что снимки перепутали. Кто-то передо мной был болезным, а не я.

    Я так думаю, что районном центре Белоруссии тоже карточки перепутали. А далее Ирина мастерски всю жизнь доказывает, что не она — это она и таки побеждает погранцов.

  9. Игорь Касьяненко:

    Где-то в сети встретил шутку: Самое страшное началось, когда некрасивые женщины научились фотографироваться так, что на снимках они красивые )))

    • Наталья Говорухина:

      Нет некрасивых людей! Есть плохие фотографы… smile

      • Игорь Касьяненко:

        Плохие фотографы, нащёлкивая уродов, называют это антигламуром ))))

      • Евгений Фулеров:

        Не стоит, Наташа. Мы уже взрослые, нас не надо утешать. Люди — это их поступки. Некрасивых поступков хватает, следовательно хватает и некрасивых людей, совершивших эти поступки .
        Фотограф не всесилен. Если, например, фотографу поставить задачу сфотографировать… кого?, ну, кого, там…, ну, например, воркшопа-фасилитатора (фасилитаторного воркшописта, ворктатора фасилишопистого — извините, не знаю, как правильнее), то у фотографа, как он ни старайся, на фотографии должен получится идиот или идиотка. Если получилось кто-то другое, то тогда можно говорить о том, что фотограф слаб и не сумел отобразить действительность.

        (Это я только что побродил по страницам фб-друзей. Бесполезно возражать, тем более, переубеждать. Ремесло оболванивания отточено, желание людей быть оболваненными — бесконечно)

        • Евгений Фулеров:

          Опускаются руки.
          Только что прочитал на фб: «…відбудеться перша публічна лекція «Протестне мистецтво: ефективність деструктивізму» (лектор — Римма Миленкова (Rimma Milenkova))»
          «ефективність деструктивізму»!!! «ефективність деструктивізму»??? — ну, хорошо, пусть тупым буду я.
          Но даже тупой иногда задумывается. Римма Миленкова (Rimma Milenkova). Лекция в Сумах (это Украина) и для сумчан (это украинцы). Какая необходимость, какая цель, в чем сокровенный смысл перевода имени лектора с языка, который понимают потенциальные слушатели на английский язык? Или это служебный прием? Своего рода незамедлительное (начиная с объявления) введение в эффективный деструктивизм?

          Надо уходить с фб. Иначе либо из тупого превращусь в полного идиота, либо буду непрерывно (лучше по-научному — перманентно) находиться в плохом настроении.

        • Игорь Касьяненко:

          О да. Только обмениваться мнениями. Нынче сколько людей, столько и правд. Вавилон же…

Добавить комментарий для Евгений Фулеров Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 7 =