В Сумах вспоминали поэта, который махнул рукой на современников

В субботу 18 июня в доме-музее им. А. П. Чехова прошёл вечер памяти русского поэта Юрия Кузнецова.

Даша Майборода и Елена ЧерненкоОдни называют его талант переоценённым, другие — ставят вровень с классиками русской литературы, но вряд ли кто-либо, после знакомства с его творчеством, останется равнодушным.
О себе он однажды написал: «Сначала мне было досадно, что современники не понимают моих стихов, даже те, которые хвалят. Поглядел я, поглядел на своих современников, да и махнул рукой. Ничего, поймут потомки…»

Встреча прошла на одном дыхании. Ведущие — Дарья Майборода и Елена Черненко приводили биографические справки, читали стихи поэта, Ольга Козаченко пела песни, написанные на его тексты, аккомпанировали ей Сергей Борщ и Сергей Овчаров. Гитара, скрипка и перкуссия слились воедино в попытке осмыслить, пропустить через себя строки Ю. Кузнецова и подхватить этим потоком умы гостей вечера. Музыкальным сюрпризом порадовала также Татьяна Шатилова, исполнившая на украинской сопилке мотив песни «Lilium» авторства японской оперной певицы Kumiko Noma, именуемую в народе «Эльфийской песнью». Удалось пообщаться и с Василием Чубуром — журналистом, поэтом, преподавателем и просто человеком, лично знавшим Юрия Кузнецова.

– Говорить о Ю. Кузнецове – это очень серьёзно. Чтобы хоть чуть-чуть понять, о чём его творчество – придётся подступиться ко всей мировой литературе. Необходимо знать наизусть хотя бы 20-30 его стихотворений. Поэт так или иначе соприкоснулся с Шекспиром и Софоклом, со всем, что есть в мировом древе живого.

Юрий Кузнецов был не только студентом-отличником, но впоследствии и профессором Литературного института им. А.М. Горького в Москве, где учился В. Чубур, которому вспомнилась и такая история, рассказанная Ю. Кузнецовым.

– Прыгал он с седьмого этажа общежития Литинститута. А там ведь четырёхметровые потолки. Не очень моральный эпизод, но вполне объясняет поэтический характер Ю. Кузнецова. Три студента из соседней комнаты привели троих девушек, один из них уснул и, соответственно, одна девушка оказалась лишней. Они и предложили: «Юра, одна лишняя, забери». Забрал он её, привёл к себе в комнату, а она – ни в какую. Он стал на окно, говорит: «Если нет — я прыгну», она говорит: «Прыгай», он и прыгнул. Зацепился за трубу водосточную, за балкон, не разбился, но сознание потерял. Пришли соседит в комнату, видят – стоит девушка и смотрит в окно. Спрашивают: «А Юра где?», она отвечает: «Он такой далёкий…».

Ю. Кузнецов тогда сказал: «Только тот — истинный поэт, кто дал слово и сдержит, даже если это грозит ему гибелью…» В стихах его часто наблюдается амбивалентность, стремление совместить несовместимое, борьба светлых и тёмных сил. Ещё Сергей Есенин писал об этой стороне предназначения стихотворца:

Дар поэта — ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

Мировая культура подобна биологическому организму – саморегулируется, избавляется от мусора и всего, в чём нет информации, необходимой для осознания потомками. Строкам Юрия Кузнецова участники вечера памяти предсказывали долгую жизнь. Конечно же, в короткой заметке невозможно передать впечатление и от вечера, и тем более от творчества Ю. Кузнецова, написавшего: «Явленье поэта не знает своих берегов, Идёт во все стороны света, тревожа друзей и врагов». Остаётся надеяться, что станем именно теми, кому удастся расшифровать послание к вечности в его строках, именно теми — «потомками, которые поймут».

Фото: Марина Фильченко

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 3,33 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 6

  1. Игорь Касьяненко:

    Жаль, не поучилось попасть. Юрий Кузнецов — интереснейший поэт. В моём субъективном восприятии. часть его строк — великая поэзия. А часть (большая) нечто мутное и непонятное. В общем,»широк человек» ))
    Вероника — отличный репортаж получился! *THUMBS UP*

  2. Евгений Фулеров:

    Понял, понял. Не обижаюсь. Я всегда был за цензуру.
    В конце концов, молодой журналист, ради которого писалось, скорее всего, прочитал, и выводы обязательно сделает. Выводы им сделаются даже против его желания, обратная сторона мозга заработает.

    • Вероника Александрова:

      Уважаемый Евгений, кажется, нам нужно кое-что прояснить.

      Надеюсь, Вам известно, что предложение, набранное с красной строки со стоящим впереди длинным тире — это не что иное, как синхрон, иными словами — расшифровка диктофонной записи, на котрой НЕ МОИ СЛОВА. Ибо кто я такая, чтобы судить и АНАЛИЗИРОВАТЬ творчество кого-либо. Во-первых, к концу второго курса в рамках учебной программы мы написали всего одну статью, и то научную (других материалов аналитического жанра, как можно догадаться, не писали и вовсе), во вторых — я не литературовед, и уж тем более не эксперт по творчеству Кузнецова. Надеюсь, с предложеньицами, начинающимися с чёрточки мы разобрались. Это даёт исчерпывающий ответ на ВСЕ Ваши замечания, крометех, в которых идёт речь об опечатках и ошибках. А единственная ошибка, насколько я поняла, скрывалась в оформлении цитат: вместо заглавной, я начинала их со строчной, если цитата стояла в середине предложения. Виновата, исправлюсь.

      И чтобы не кормить больше людей, кидающих камни в мой огород, скажу: диктофонная запись у меня осталась (не зря учила медиаправо). Давайте адрес, я отправлю.

    • Вероника Александрова:

      Кстати, последний абзац тоже собран по кусочкам со слов участников вечера памяти. Тот самый, где про мировую культуру. Очень жаль, что приходится объяснять это Вам, но это не статья, насколько я могу судить, а скорее репортаж (по крайней мере, точно информационный жанр), так что количество моих собственных умозаключений в материале близко к нулю.

      ЗЫ: Как жаль, что без моих оправданий не обошлось. А всё потому, что то ли я непонятно оформляю прямую речь, то ли кто-то не замечает чёрточек.

  3. Евгений Фулеров:

    Вероника, если бы вы знали, какой я сейчас долбанутый! Два дня на соревнованиях на жуткой жаре. Не столько жара, сколько духота душила. Долбануло капитально. Вот что я вам скажу: Если будете помирать от жары, облейтесь водой и не вытирайтесь. При испарении воды происходит охлаждение тела. Это я вам, как метеоролог, говорю. Остались силы только на тезисный ответ.

    1. Вы молодец, потому что написали, т.е. хоть как-то ответили на мои обвинения. Причем, без оскорблений в мой адрес. Это говорит о том, что вы умеете держать удар. Для пишущего человека – это большое дело.

    2. Определитесь — туда или сюда, пар же выходит. Либо вы не кормите людей, кидающих камни в ваш огород, либо вы готовы отправить им диктофонные записи. Надо выбрать что-то одно.

    3. Отказываясь от своего интеллектуального участия в материале, вы капитально сдаете Игоря Касьяненко, который горой стал на вашу защиту. А стал он не на защиту материала, а именно на защиту вас, как личности.

    4. С, как вы говорите – «предложеньицами», начинающимися с чёрточки мы, увы, не разобрались. В диктофонах, синхронах и связанных с ними длинных тире с красной строки я полный дилетант. И мне бесполезно объяснять, все равно не пойму. Вижу только слова и ищу в них смысл. По синхронам и абзацам – я не очень. Утешаюсь лишь предположением, что Достоевский с Толстым в синхронах тоже не разбирались. Честно сказать, я слово «синхрон» узнал только от вас. «Синхронный» — знал, «синхрон» – нет.
    Стоп! Кажется, вы меня дурите. У меня появилось подозрение, что слова «синхрон» нет, что это всего лишь профессиональный жаргон. Но разбираться не буду, не интересно время на это тратить.

    5. С наилучшими пожеланиями.

    • Аноним:

      Евгений, спасибо за спокойный и логично выстроенный ответ. Ничто так не радует мой глаз, как схемы и тезисы — максимально понятно и упорядочено.

      Что ж, постараюсь тоже быть краткой, тем более, что тема уже почти исчерпана (отпишусь лишь о том, что вызывает во мне несогласие или смешанные чувства):

      1. Слово «синхрон» и вправду сленговое. Мало того, вне радио/телевидения термин этот вообще не должен употребляться, но… между нами, девочками, употребляется.

      2. Предоставить запись — это мой решающий рывок перед тем, как перестать кормить этих самых людей, и, в общем-то, это мне ровно ничего не стоит. То ли дело читать гневные отзывы.

      3. И самое главное: Игорю огромнейшее спасибо. Отказываясь от «своего интеллектуального участия в материале», я говорю лишь, что не анализировала творчество Кузнецова, а облачила полученную информацию в слова, что вовсе не делает меня безучастной. Это же я писала, и я всецело осознаю свою вину в том, в чём её вижу, но это никак не содержание чьих-то высказываний. А Игорь, конечно, не должен был отстреливаться за меня, и весь этот погром в комментариях — мои и только мои проблемы, даже если бы я была права на все сто. Но Игорь отстреливался, за что ему большое человеческое спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


4 + 3 =