В Сумах презентовали выставку с двойным мышлением

В понедельник 15 июня в художественной галерее «Филантроп», расположенной на первом этаже библиотеки банковской академии, открылась выставка эстампов Богдана Пилипушко и Александры Сысы «Двомислення».

Название мы даём на языке оригинала, потому что при переводе с украинского могут потеряться отдельные смыслы. «Двомисленння» — это и мышление вдвоём, и двойное мышление индивидуума.

P1020090аЛьвовские сумчане

Оба молодых автора родом из Сум, но нашли себя и реализовались во Львове. Богдан — профессиональный художник. Александра по специальности военный журналист, изобразительное искусство для неё — вторая профессия. Сегодня интересы обоих авторов (как и большинства одаренной украинской молодёжи), в основном, в Европе. Данную выставку можно ещё рассматривать и как знакомство города со своими талантливыми уроженцами.

Экспозиция необычная и сложная для обыденного восприятия. Признаемся, нам понадобилось некоторое время, чтобы «попасть на волну». Поэтому, рассматривая данный репортаж как приглашение на выставку, попробуем обратить внимание будущих посетителей на важные особенности и нюансы, знание которых позволит более быстро организовать сотворчество авторов и зрителей.

Нам на вернисаже помогали войти в тему и сами авторы, и авторитетные специалисты в данном вопросе (Игорь Василевский, Людмила Федевич, Сергей Побожий). Мы их внимательно послушали, посмотрели экспозицию сами и вот что, в итоге, поняли и подумали.

Тайны ремесла

Эстамп — это особая техника изобразительного искусства, конечным результатом использования которой становится оттиск на бумаге с печатной формы. Как правило, это графические изображения, состоящие из искусной вязи линий, штрихов, пятен и точек.

PyramidИзготавливается матрица следующим образом (расскажем на примере офорта, одной и разновидностей эстампа). Сначала на металлическую пластину наносят кислотоупорный лак, затем иглой выполняют рисунок, а потом протравливают пластину кислотой, которая оставляет следы на местах рисунка, незащищенных лаком. Далее на пластину наносится, а потом счищается краска, которая остаётся только в углублениях, протравленных кислотой. После чего с матрицы делаются авторские оттиски — сколько нужно, до несколько десятков. На работах можно увидеть цифры, например, «5/32» –это значит, перед нами пятый оттиск из всего сделанных 32-х.

Все оттиски считаются авторскими. Коллекционер, или просто ценитель искусства, вправе покупать оттиски отдельно или с матрицей, но тогда всё будет стоит много дороже, потому что это фактически покупка авторских прав. Как нам удалось узнать, средняя стоимость одной работы (только оттиска), из представленных на выставке – 50 евро.   

Рисованные ребусы

Техника рисования иглой позволяет наполнять эстамп большим количеством мелких деталей, поэтому он обычно полон разнообразных символов, каждый из которых имеет своё мифологическое наполнение. Изображение получается многослойным, заведомо предусматривающим целый веер интерпретаций и коннотаций – знатоки, умеющие читать значения символов, видят одно, фантазёры, трактующие образный ряд по-своему – другое, а люди с более поверхностным взглядом — третье. Так по-разному смотрят на одно и то же море пляжники, рыбаки, дайверы и ихтиологи.

В связи с вышесказанным, отметим, что любителей и ценителей данного вида искусства считают интеллектуалами, а сам эстамп – одной из высших форм графического изображения.

Горизонты мысли

Уровень мышления художника, а с ним и значимость его произведений, часто определяется проблемами, над которыми он берётся размышлять в ходе своих творческих исканий. В данном случае, несмотря на молодость авторов, проблематика их работ достаточно глобальна.

Богдан Пилипушко представил на выставку серию авторских иллюстраций к знаменитому роману Дж.Оурэла «1984» посвященных, как и сам роман, теме тоталитаризма. Нам показалось, что при всём их высоком качестве, сама по себе тема достаточно коммерческая —  на Западе любят и всегда любили покупать произведения искусства, в которых бывшие жители советской империи и их потомки публично изживают из себя последствия тоталитарного строя.

Тем, кому посчастливилось побывать на недавно завершившейся в «Филантропе» выставке полтавского мастера «наива» Леонтия Вишталя «Советская Аркадия» небезинтересно будет сравнить позитивный взгляд очевидца Вишталя, с негативным отношением Пилипушко, человека, рождённого уже в другой стране.

Тут не всё просто и это предмет отдельной дискуссии —  всегда ли хорошие художники изображают то, что думают изобразить или иногда талант в творце выше и правдивее разума – ведь настоящие начала творчества иррациональны…

Anomia red presentationБолее близкой и понятной нам показалась тематика работ Александры Сысы. Часть их посвящена библейским женским персонажам. Ева, Мария Магдалина и другие предстают тут в очеловеченной трактовке, окруженные мистическими знаками, символизирующими их жизненные обстоятельства, которые, в итоге, оказались столь значительны, что даже стали в христианском мире частью Книги всех книг.

Вторая группа работ Александры презентует  цикл «Melencolia», состоящий из вариаций на тему женской грусти.

Любопытно было бы взглянут и на произведения безусловно талантливого Богдана, посвященные какой-то другой, более близкой внутреннему миру человека тематике.

Сотворчество

Внешне эти небольшие, похожие на книжные иллюстрации двухцветные работы выглядят неброско. Тут нет ярких красочных пятен, которые останавливают взор на полотне живописца. Но мы теперь уже знаем, какая глубина, уходящая корнями в средневековье, таится за ними. Поэтому общаться с эстампами следует медленно, подходя близко, пытаясь разгадать смысловой и образный ребус и открыть для себя тайные смыслы, зашифрованные автором в изображении. Если это получиться, удовольствие – настоящее творческое, умное – гарантировано.

Выставка «Двомислення» продлится в галерее «Филантроп» до середины июля. Вход  свободный.

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

 

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (2 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 6

  1. Сергей Тихенко:

    Дякуємо за грунтовну розповідь про відкриття виставки, особливості техніки естампу та авторів. Їхні роботи, особливо роботи Богдана викликали жваву дискусію. Щодо рефлексій на посттоталітарне суспільство- тут я з автором робіт повністю погоджуюсь.
    Можливо під впливом вистаки люди прочитають Оруела «1984». А цю книгу потрібно читати саме зараз. Росіянам, українцям…всім…
    Навіть заради цього-нічого не даремно…

    • Игорь Касьяненко:

      В любом случае экспозиционная связка Пилипушко-Вишталь выглядит интересной. Вот уж точно двумыслие… smile
      Последние две выставки — бесспорная удача галереи.

      .

      • Сергей Тихенко:

        Можливо -так, відносно успіху двох останніх виставок. Насправді це-штучний товар і потребує підготовленого глядача і шанувальника…Концепція галереї «Філантроп» просвітницька і благодійна (в тому числі). В будь-якому разі-щось нове для наших виставкових просторів, або ж добре забуте старе- то вже цікаво…

  2. Ира Проценко:

    Очень понравились ребята — они держатся за руки крепко, и поэтому всегда будут Над, а не Под! Богдан безусловно сильнее-эстампом возбудить воображение и даже мышление-это редкое качество, свойственное талантам, таким как, к примеру Бруновскому http://creativpodiya.com/?p=6581 . Александре свойственны мягкие линии. Она пытается в последних работах композиторствовать в жёстких пространствах и проигрывает перед Богданом… Попробовать бы ей себя, с её мягкостью и мистичностью в технике меццо-тина…. ну, чтобы смотреться на едином уровне…Но ребята не слушают советов и это здорово! Прекрасное качество нынешней молодёжи-не слушать советов, казалось бы безбашенное, но верное — сами… сами… сами… и за руки взявшись.
    В добрый путь и успехов им

    • Сергей Тихенко:

      Хороший тандем…І молоді люди, які добились успіху, в т.ч і підтверджуючи це матеріально, в такій складній мистецькій ніші- то вже успіх. Якби вони дослухались до всіх порад то результат міг би бути і кращий і гірший. невідомо…
      Як на мене- я влаштував би круглий стіл для молодих художників нашого міста, щоб Богдан і Олександра поділились не тільки питаннями техніки графіки, а й маркетингової стратегії. У нашій художній школі (училищі) вчать техніці, та мало вчать тому, як художнику досягти успіху в такий складний час і в такому складному суспільстві…

      • Игорь Касьяненко:

        Так вот же! И это замечательно бы соответствовало вышезадекларированной миссии галереи! Тем более и место в коворкинг центре есть… и кофе для брейков…

Добавить комментарий для Игорь Касьяненко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


1 + 7 =