Сумы отмечают 275 -летие явления чудотворной иконы Ахтырской Божьей Матери
Сумской художественный музей подготовил выставку, посвященную иконе Ахтырской Пресвятой Богородицы.
15 июля в 15.00 первыми ее посетителями станут слушатели воскресной школы.
Фонды сумского художественного музея насчитываю 6 разных списков с иконы Ахтырской Пресвятой Богородицы.
Иконография образа сложилась от указующих на Богородицу ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой «уготованности», «очищенности» от «чрева матери», переложенных сирийским богословом IVв. Ефремом Сириным.
Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. «Се Раба Господня». Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец — «альфа и омега», — у порога которого стояла юная Дева Мария.
Православные люди, независимо от того находится икона в храме или в музее, чувствуют её сокральный смысл и получают утешение.
История чудотворной иконы вполне могла бы стать сюжетом захватывающего детективного романа.
Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года, о чем свидетельствует надпись под изображением Богородицы, разделенная двуглавым орлом.
Известие о новой чудотворной иконе быстро распространялось. По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского; 1742-1748), в 1743 году было произведено расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено донесение в Синод. По повелению императрицы Елизаветы Петровны от 26 ноября 1744 года было произведено новое расследование, а затем, в 1746 году,- еще одно, которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич; 1742-1750) и архимандрит Киево-Печерской Лавры Тимофей (Щербатский; впоследствии митрополит Киевский). Приезжавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе проявления благодатной силы иконы. Показания давались под присягой.
В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное «следствие о чудесах святой иконы», постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную.
В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (заложен по указу императрицы в 1753 г.; архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году (по другим данным: в 1905 г) во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург.
Достоверно неизвестно где сейчас находится икона Ахтырской Пресвятой Богородицы. По одной из версий она оказалась неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона приобретенная Степановым была той самой чудотворной Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где он ее передал Комитету Русской Православной молодёжи как благословение. В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско (США) достигли СССР, откуда в 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор.
Образ Ахтырской Пресвятой Богородицы очень распространен и почитаем не менее, чем образ Владимирской Божией Матери и Казанской Божией Матери.
Пред этой иконой молятся о благополучном замужестве дочерей, об исцелении от разных болезней, она также считается покровительницей детей.
Выставка в сумском художественном музее продлится месяц.
Икона является только тогда, когда люди теряют связь с Богом