Святыни Сумщины. Образ иконы «Богоматерь Ахтырская»
Данный образ Девы Марии- Отроковицы с карими миндалевидными глазами, с темным ликом, без мафория, со сложенными в молитве руками (жест более характерный для католиков), был распространен не только на Сумщине, но и в других городах Украины и России. Этот чудотворный образ Богоматери с Распятием (без младенца на руках) в православном иконописании имел западноевропейское влияние.
Он представляет своеобразную иллюстрацию Богородичного канона, который читают на страстной неделе перед Пасхой. Одновременно отражены первая и последняя недели Великого поста, ибо на первой церковь отмечает установленный на седьмом Вселенском соборе день Торжества Православия, символом которого является двуглавый орел, (герб, возникший еще в Византии), а последняя – страстная, изображает само Распятие, перед которым предстоит Дева Мария. Подобный богородичный извод характерен и для других икон подобного типа, одной из которых является «Самарская Божья Матерь». В 1808 году икону привезли запорожские казаки с востока в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, расположенный недалеко от г. Новомосковска, и установили Ее в военной церкви Коша Запорожского. Впервые этот образ, находящийся в Николаевской церкви деревни Новый Кайдак и также почитающийся как чудотворный, упоминается в 1736 г.
Иконография происходит от пророчеств о Ее особенной «уготованости» и «очищенности» от «чрева матери», переданных сирийским богословом ІV в. Ефремом Сириным. Эти предвидения легли в основу композиции слобожанского образа с идеей о начале и конце («альфе и омеге») земного бытия Сына Божьего, непосредственным свидетелем рождения которого была Дева Мария.
В прадавние времена к престолу – священному месту храма, который символизировал представление о смерти Христа и Его царской славе – церковнослужители выносили икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Присутствие образа Божьей Матери у трапезы, где происходит освящение Святых Даров в Тело и Кровь Христа, имело глубокое содержание, постоянно напоминало об истинном воплощении Бога и молитвы перед Ним Его Матери за все человечество. Пророк Исайя в своей книге утверждает, что Мария является пророчицей своего жизненного пути – ибо «Дух Господа сошел на Нее и сила Вышнего осенила Ее» (Ис. 8, 1–4).
Задолго до чудодейственного явления иконы «Богоматери Ахтырской» в тот самый день ( 2 июля) состоялись другие известные события. Так в 458 г. святитель Геннадий перенес «чесную ризу Богоматери» во Влахернский храм ( г. Константинополь), в этот же день были явлены чудотворные образы Феодотьевской (1487 г.) и Пожайской (1674 г.) икон Божьей Матери.
Несмотря на то, что образ Ахтырской Богоматери явился значительно позже – своей чудодейственной силой исцеления людей он получил большое признание и любовь верующих.
По одной из версий эта икона как «дорожная» была завезена на Сумщину военными и среди украинского казачества и гусар Ахтырского полка была особенно почитаема. На военных штандартах она была рядом с образом Спасителя. Из истории известно, что Ахтырка была основана в 1641 г. царем Алексеем Михайловичем, до того она принадлежала Польше и крымским татарам. Данная канонизирована во время Елизаветы Петровны. Тогда в Ахтырке стоял один из пяти слободских полков. Военными и гражданскими делами руководили полковники и старшины, имеющие свою канцелярию. А по делам духовенства ахтырские храмы принадлежали Белгородскому епархиальному управлению.
В начале ХVІІІ в. в Ахтырке была старая деревянная церковь Покровы Пресвятой Богородицы, в которой служил священник отец Даниил (Полянский) – «муж благоговейный, простой, кроткий и благочестивой жизни». Именно ему довелось стать свидетелем обретения чудотворного образа. Летописи свидетельствуют, что во дворе, заросшем густой травой и дикой ромашкой, во время косьбы он увидел икону, от которой шел яркий свет, и священник «… сотворив на себе крестное знамение, начал читать пришедший ему на память кондак празднеству Рождества Богородицы». Затем он занес икону в дом, а через три года это же сияние повторилось, после чего отец Даниил отнес икону в церковь.
Иконой лечили людей от множества различных болезней, особенно помогала от лихорадки. Она является покровительницей сирот, к ней обращались государственные мужи. По приказу императрицы было записано и проверено 324 случая исцеления людей от тяжких болезней, после чего в 1751 г. Святейший Синод признал икону «Ахтырской Богоматери» чудотворной.
В 1744 г. Ахтырку посетила сама Елизавета Петровна с графиней Марфой Шуваловой специально для того, чтобы почтить образ, радуясь Божьей милости, что икона явилась именно в час ее правления. В благодарность она решила построить храм и «…благоволила жертвовать от своих царских щедрот 2000 рублей». И по инициативе ахтырского полковника Федора Каченовского с «величайшего соизволения» в апреле 1753 г. был заложен Свято-Покровский собор по проекту русского зодчего Д.В. Ухтомского, а открытие и освящение храма произошло в июле 1768 г. белгородским епископом Порфирием (Крайским).
Величественный белокаменный храм. Его правый алтарь посвящен Ахтырскому чудотворному образу Богоматери, левый – во имя Свв. Захария и Елизаветы (родителей Иоанна Крестителя). Свято-Покровский собор является одним из лучших примеров отечественного барокко. На его алтарь графами Шереметьевыми, Паниными и Чернышовыми были сделаны большие пожертвования. Тогда же С.Б. Шереметьев подарил собору новую икону Ахтырской Богоматери с мощами святых в серебряной с позолотой ризе, украшенной драгоценными камнями, которая в 1917 г. была похищена большевиками, а собор на долгие годы превратился в склад. Сама же чудотворная икона была вывезена еще в 1903 г. в Санкт-Петербург.
Как-то во сне Богородица попросила священника: «… омый мя и приодей мя ризой”, после чего в 1743 г. икона была «одета» в чеканный барочный оклад с нимбом и короной. Традиция окладов с короной ведет к ХVІ в. и связана с распространением золотно-чеканного ремесла. К этому же времени относятся и рельефно-левкасные иконы, имитирующие оклады, которые имели глубокий смисл, связанный с библейским понятим духовных миров – горнего и дольнего (уникальные образцы хранятся в Сумском музее). Этот же образ был распространен и на дукачах, которые носили представители зажиточного сословия Гетьманщины и Правобережной Украины. На западноевропейское влияние в православной иконописи в своих воспоминаниях указывает сирийский путешественник ХVІІ в. Паоло Алепский о казацких мастерах, которые использовали: „…красоты живописи лиц и цвета одежд от франкских и ляшских живописцев-художников и теперь пишут православные образы, будучи обученными и искусными”. В Украине особенно популярной была Библия Пискатора, изданная в 1650 г. в Амстердаме. С этого времени украинские иконописцы в изображении святых все чаше обращаются к указанному изданию и к западноевропейской гравюре на библейские темы. Появляются барочные картуши, византийский канон уступает трёхмерным реалистическим изображениям, на нимбах часто встречается растительный орнамент, или, как в католических изображениях – сияние, где цвет обретает декоративность, а чувства становятся драматичнее.
В сер. 1760-х гг. в Ахтырку был приглашен известный харьковский живописец и педагог Иван Саблуков (1735-1777), воспитаник Петербугской Академии художеств. Для Покровского собора он написал много икон, там же он организоал иконописную мастерскую. Среди его учеников значится и наш земляк, известный архитектор Петр Ярославский. Можно предположить, что Саблуков и его ученики не обошли своим вниманием и образ Ахтырской Богоматери, который во ІІ-й пол. ХVІІІ обрел художественно- профессиональные черты.
История оставила несколько имен мастеров, отмеченных этим образом. Из летописей – первым иконописцем, кто видел чудотворную икону и по просьбе священника должен был ее обновить был Иван Богомаз (распространенный псевдоним украинских иконописцев-богомазов). В 1753 г. один из списков писал художник Иван Грек.
В Сумском художественном музее хранится несколько икон, одна из них датирована 1768 г. с надписью: „…а писа иконописец Михаил Иванов сын Денисов”. Народной поэтичностью наполненный другой список с характерным полесским орнаментом (1838). В конце ХІХ в. это изображение выгравировал Л. Серяков (журнал «Русский паломник», 1887р.). Множество подобных образов сохранилось на Сиверщине. В Черниговском художественном музее среди нескольких списков хранится типовая икона, происходящая из мастерской Михаила Охраменка, датированная 1857 г., с которой в конце ХІХ – нач. ХХ были распространены хромолитографии. Ахтырскую Богородицу писали в русских городах Мстере, Палехе и Холуе, где производство икон было поставлено на поток, а популярностью пользовались так называемые „краснушки” (с преобладанием киновари), в которых одной графьёй с нарушением всех пропорций и правил, но искренне, от души нарисованы простые девчата с косами перед условным распятием. Множество списков происходит из слобожанской территории Сумщины – Харьковщины и Белгородщины. В селе Борисовка (на границе с Велико-Писаревским районом Сумской области) существовал центр народных ремесел с развитием иконописания, основанный в ХVІІІ ст. графом Б. П. Шереметєвим.
Списки с Ахтырской иконы находятся в православных церквах разных стран мира, в том числе в США и Канаде. В 1994 г. Харьковским митрополитом Никодимом в Ахтырский собор торжественно была передана одна из таких икон, привезенная из северной Америки в барочном серебряном окладе.
На иконе Богородица пребывает в постоянной молитве и представлявляет глубокое смиренне и полную покорность Божьей воле. Согласно Иоанну Домаскину Пречистая Дева Мария зачала в себе древо жизни – Христа и принесла миру Спасителя, благодаря чему был уничтожен грех первых людей. Наша икона появилась намного позже Византийских и Афонских образов, но по своим изобразительно-выразительным особенностям, передаче внутреннего молитвенного состояния не уступает известным Богородичным творениям. В ней прочитывается Симеоново пророчество: „… и оружие пройдет душу Ея” (Лук. 2, 35). Сакральный символ Ахтырской Богоматери как молитвенницы перед Богом за весь человеческий род и образ Покрова, в честь которой назван храм в Ахтырке, имеют общую духовную принадлежность к типу Агиосоритиссы (Заступницы).
С ХІІ в. образы Покрова Богородицы получают особенное распространение в Киевской Руси: строятся храмы, монастыри, появляются иконы, а также гимнографические и литургические тексты. В это же время сложилась иконография Богородицы молитвенницы в иконах с образом распятия и в Деисусах (с лат. – молитва). Автором акафиста Ахтырской Богородицы был А.Ф. Ковалевский (ХІХ ст.), судьба которого связана с Харьковом (его прадед был исцелен от тяжелой болезни благодаря Ахтырской иконе).
Композиционно-цветовой строй произведения изображает православное Распятие на Голгофе, на том самом месте, где погребен ветхозаветный Адам. Ступни Христа не скрещены и прибиты на одном гвозде (католическая интерпретация), Его фигура как бы стоит на восьмиконечном кресте (число символизирует бесконечность) в терновом венце на фоне светлого пейзажа, а пригвожденными руками «обнимая» весь мир. Именно этот извод был особенно распространен на Слобожанщине. Встречаются изображения реалистически-пространственные, условно освещенные и символизируют надежду на нетварный фаворский свет. В богословии Христос соотносится с Солнцем, от котрого исходит свет правды. Старая классическая схема Византийского аналога Распятия уступает новым взглядам в трактовке образа, согласно эстетическим требованиям времени.
В нашей иконе доминирует мариологическая символика, которая отвечает священным литургическим текстам о храме в душе, спасении и вечной славе. Темный лик Богоматери подчеркивал отчужденность от суетной жизни, глубину переживаний. В иерархии цвета канонической иконы золото первенствовало, подчеркивало святость вечных ценностей, красный мафорий с золотым обрамлением на плечах Девы Марии – символ жизни („…рясны златами одеяна и преиспрещрена” (Пс.44), вскоре покроет Её голову навсегда. Зеленый далматик указывает на молодость, весеннее цветение, именно весной празднуют Воскресение Христово, после долгого строгого поста, а синий на рукавах – духовность. Художник обращает внимание на земное и сакральное существование, наполненное особенным достоинством Отроковицы. Ее аскеза указывает на славу Христа и, в то же время – отчужденность от земного, что было характерным для глубоко верующего человека. В иконе, как и в акафисте, спокойное смирение органично сочетается с жертвенной радостью. Такие главные добродетели как смирение и покорность были особенно свойственны православному христианину.
На полях Ахтырской иконы, часто присутствуют святые, чьи имена носили заказчики (ктиторы, донаторы) иконы. Кроме привычной русской «плетенки» был распространен и барочный орнамент в виде золотых «картушей» на темном фоне, напоминающий аксельбанты на гусарских мундирах. Именно эти «картуши» на полях, орнаментированные золотом мафорий и поручи Марии, а также нимб и буквицы с титлами, придают иконе особенную торжественность. Восьмиконечные звездочки на плечах символизируют троическое Приснодевство Марии до рождения, в рождении и после рождения Сына Божьего Иисуса Христа.
В образе иконы «Ахтырской Божьей Матери», явленной на Сумщине, отражены лучшие традиции иконописания украинского барокко, классицизма и народного искусства, перед которым склоняются все верующие.
1. Надежда.Спасибо за шикарный материал!
2. Оказывается крымские татары имеют право на Ахтырку
3. Читать это надо несколько раз. по каждой иконе отдельно
5. В наше время просто надо взять себя за шкирку, оторвать от крымских вестей и читать про иконы. Пост же ведь, оттого и столько искушений, в том числе и на ненависть. Сам не заметишь, как зайдёшь за грань
6 А что такое «мафория»? )
Спасибо, Игорь! Ты добрый человек. Этот материал у меня в два раза больше, уже сокращала как только могла. Слобожанские земли самые лучшие с замечательным климатом, потому и тянулись сюда и поляки, и крымские татары, и россияне, и другие, и каждый народ вносил сюда свои культурные ценности. Были настоящие меценаты, понимающие, что ни одним хлебом жив человек. И память о них сохраняют летописные источники, из которых и был взят фактаж (все сноски, а их более двадцати, я убрала). К «Ахтырской Богоматери» надо обращаться всегда, ведь именно Богоматерь была первой молитвенницей перед своим Сыном, и показала всем пример молитвенного бдения, а еще она именно постовая, потому как Распятие является главным символом поста. Нужно отвлекаться от политики и — к Богу, а к статье, это уже как душа ляжет. Мафорий — плат, большая прямоугольная ткань, укутывающая женщину с головы до низу. Палестинские женщины носили его постоянно после замужества.
Ларисе Ильченко особая благодарность, очень корректно сократила, можно было и больше.
Это же, каждому военному сейчас -русскому, украинцу- мама или жена в карман кладёт иконку……. получается-иконка на иконку…..?
Спасибо, очень интересная статья! Первой иконкой любуюсь)))
А помнишь мою иконку на выставке? Украли её по моей глупости…
Ой, Ирочка, да я часто вспоминаю твою иконку, она мне так в душу запала!!! Настоящая, молитвенно монастырская. Но увы, надо отпускать.
Спасибо, Надежда. Ваш материал очень обстоятельный и проникновенный. У нас в Музее денег тоже есть икона «Ахтырской Богоматери», подарена ахтырчанкой, кстати. Список с чудотворной иконы…
Спасибо, Сергей. Эта икона была очень популярна. Я начала ею заниматься, после того, как в музей довольно часто приходили люди с этой иконой и каждый раз спрашивали: почему Богоматерь без младенца, почему она с непокрытой головой, почему у нее темный лик? Честно, я не могла ответить на эти вопросы, мне даже не могли ответить священники (хотя в беседе мы находили ответы). Но, кто ищет, тот всегда найдет. Почти на все вопросы исторического плана ответы я получила в б-ке Короленко в Харькове. Эта икона открыла мне путь к дальнейшим исследованиям.
Що це за кацапська інформація? Крадуть і переписують нашу історію на свій лад. Відчуваю злість і огиду.
По-перше, цей матеріал був наданий нам співробітниками Сумського обласного художнього музею ім. Н.Онацького. Що свідчить що інформація правдива.
По-друге, зверніться до Вікіпедіі, стосовно створення міста Охтирка. Цитую:
Просування біженців на схід непокоїло як Московський так й польський уряд. В 1641 році, поляки, на місці слов’янського городища, на горі Охтир, закладають прикордонну засіку проти крайнього західного флангу Білгородської засічної лінії. Офіційно визнаною датою його заснування вважають 29 вересня 1641 року. Її будівництво проходило під керівництвом урядника Речі Посполитої Кульчевського. Першим урядником Охтирки був Якубовський.
У 1645-1648 роках за Полянським мирним договором відбулось розмежування московито-польського кордону, внаслідок чого поселення на горі Охтир, де налічувалось до 50 дворів, відійшло до Московії. Після кількох років позовів Адам Кисіль офіційно передав Охтирку Росії у 1647 році, за рік до повстання Хмельницького. Поляки, йдучи звідти, вивели з неї її мешканців та зруйнували Охтирську фортецю.
У 1647 році Охтирка була відбудована та включена до складу Білгородської межі