В Сумах появилась спорная икона
В сумском Спасо-Преображенском соборе появился Чудотворный Малочернетчинский образ Христа Спасителя «Хлеб Жизни» .
Вот одно из размышлений прихожан — Евгений Фулеров.
Когда впервые увидел, в буквальном смысле отшатнулся. Сознание не поверило глазам. Теперь это — одна из святынь православной Сумщины. Вот что почерпнул из интернета:
1. В конце ХIX века Чудотворный Малочернетчинский образ Христа Спасителя «Хлеб Жизни» прославился многочисленными чудесами исцеления в с. Малая Чернетчина Сумского уезда Харьковской губернии.
2. Для этой иконы Святейший Синод в 1904 году установил ежегодный крестный ход
3. В годы Гражданской войны икона была утрачена.
4. Несколько лет назад в собрании донецкого коллекционера О.М. Здановича оказался древний образ Спасителя.
5. Экспертное заключение члена-корреспондента Российской академии художеств, главного научного сотрудника отдела древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств, доктора искусствоведения И.Л. Бусева-Давыдова отмечает, что атрибутируемый образ по ряду признаков совпадает с чудотворным образом из Малой Чернетчины.
6. Подлинность святыни подтвердила комиссия Сумской епархии во главе с епископом Сумским и Ахтырским Евлогием.
7. О.М. Зданович передал образ Церкви.
8. По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира митрополит Иларион за труды на благо Святой Церкви вручил коллекционеру О.М. Здановичу орден Украинской Православной Церкви святого князя Владимира II степени.
9. В июле 2012 года духовенство и верующие Донецкой епархии встретили чудотворный Малочернетчинский образ Христа Спасителя.
10. В сентябре Малочернетчинский чудотворный образ был передан в Спасо-Преображенский кафедральный собор верующим Сумской епархии.
Лет 200-300 назад на краю света в маленьком уездном селе губернии кто-то нарисовал икону для своей церкви. Может, это был конюх, может, горшечник, может, крепостной в поле. Способности к живописи были, иначе бы он кисть в руки не взял, но таланта и образования не было. Наверняка в своей или другой церкви он видел Спаса Нерукотворного или Спаса Вседержителя. Однако решил пойти своим путем. Получилось немногим богаче наскального рисунка многотысячелетней давности. Другими словами, совсем плохо получилось. И дело не в пропорциях тела. Как раз через искажение пропорций настоящим изографам удавалось передавать духовные черты. Идеальные пропорции были разве что у Микеланджело, но он писал свои работы, поднаторевши на препарировании трупов в морге. О какой тут духовности можно говорить?
Смущает поза человека и лицо. Не похоже на статичное изображение. Скорее всего, это танец. Но о каком танце речь на иконе Спасителя? Нелепость. Может, он псалмопевца Давида рисовал? В этом случае многие позы уместны и танец тоже. Лицо тоже скорее веселое, чем строгое или печальное или сострадающее. Слово «лик» явно не подходит.
И, тем не менее, изображение становится чудотворной иконой. Не будет Священный Синод за зря крестный ход устанавливать. Как говорится, Божьи промыслы человекам не объяснить.
После того, как образ прославился исцелениями, с него в 19 веке (а, может, и в конце 18-го) начали делать многочисленные списки. А кто делал эти списки? Да такие же сельские мастера, как и создатель оригинала. Профессиональные живописцы не взялись бы копировать слабохудожественную работу. Думаю, позу передали более-менее точно, а вот выражение лица на копии могло выйти другим. Одна из таких древних копий и попала к донецкому коллекционеру.
Эксперт не подтвердил подлинность, аккуратно написал, что атрибутируемый образ по ряду признаков совпадает с чудотворным образом из Малой Чернетчины. Именно по ряду признаков, не по всем. Все признаки просто никому неизвестны, поскольку оригинал исчез.
Подлинность подтвердила комиссия Сумской епархии. А что она еще могла подтвердить? Что новой святыней кафедрального собора станет копия?
По каким критериям комиссия Сумской епархии установила подлинность? Да кто его знает? Вряд ли кто-то из них в 19 веке держал эту икону в руках. Хотя, если бы они подтвердили, что им было видение, я бы, не сомневаясь, согласился.
Тут вот еще какие подозрения мучают. Новый образ появился после похищения Шпилевской иконы. Как будто стояла задача хоть что-нибудь взамен предложить нашему православному брату. Но если Шпилевская исчезла, значит, Господь попустил это. Не в наших силах объяснить почему. Хотя никуда она не исчезла, также как и порубленная Казанская. Списков предостаточно. Мы же не язычники, идолопоклонники, думающие, что молитва бумажной иконе менее действенна, чем молитва оригиналу?
Впрочем, тяги к таинственному, колдовскому у нас хватает. Вспоминаю очереди к привезенным в Сумы на время чудотворным иконам. Колона в 2-3 ряда от Спасо-Преображенского собора до фонтана Садко. И это в течение недели, днем и ночью. Сходить на литургию, не говоря уже о всенощной – пока не по силам, как-нибудь потом, может, и получится. Но вот приложиться к привезенному образу надо позарез. Все бабки у подъездов и тетки на работах об этом говорят. Авось, после этого все срастется и жизнь наладится. Надо, надо! Это как зеркала в доме покойника занавесить.
Но польза от мистических наклонностей тоже есть – у церкви дополнительные финансы появятся, которых действительно не хватает. Кровли в столетних храмах разрушаются, штукатурка осыпается, зарплаты у клира ниже плинтуса, точнее, прожиточного минимума. По крайней мере, у тех, кого знаю.
То, что новая святыня появилась – хорошо. Но неужто, если бы этого не произошло, мы бы в вере ослабли? Кстати, где еще можно встретить эту икону? Или это местночтимая? Но задумайтесь, может ли быть икона местночтимой? Это же не святой. Святые могут быть местночтимыми. Но икона? Мы же не сектанты. У православных все иконы одинаковочтимы и в Сумах, и в Киеве, и в Якутске, и в Москве, и в Сан-Франциско.
Простите меня грешнаго.
В этом году будет праздноваться 5 лет, как был обретен этот образ. И спорный он только по мнению внезапно узнавшего о нем автора. Так что заголовок весьма некорректный.
Порадовало размещение в рубрике «Новости, события». Разумеется, открытие автором пятилетней новости -это большое событие)) Особенно для Сум.
Ну а содержание еще раз подтвердило, что на данном сайте стоит читать только афишу и отчеты о концертах, да просят меня его организаторы. Не совсем, правда, понятно, какое отношение имеет эта «новость» к культуре. Но, видимо, использование данной информационной площадки, а не личного блога, для нападок на святыни, отвечает задачам сайта(((
радует одно — те люди, которые прибегают к помощи иконы, вряд ли придут сюда это читать.
«Ну а содержание еще раз подтвердило, что на данном сайте стоит читать только афишу и отчеты о концертах, да просят меня его организаторы» — организаторы отнесутся снисходительно к этому весьма спорному утверждению )).Исключительно из уважения к чувствам верующих. Жаль только, что в комменте уважаемой Ясрославы нет ничего по существу предмета.
И не будет. Я не вижу смысла спорить с великим экспертом по иконографии, духовной жизни и церковным финансам, необъективное и не подкрепленное ничем кроме своего «я» мнение которого считается новостью, достойной размещения в данном разделе сайта.
Кстати, сообщение о пятилетней давности в сочетании с «Появилась спорная икона» — это ведь не по существу, да?
По существу — это о соответствии облика изображения, напоминающего танцующего индейца, с духовным образом Христа
Как много специалистов по духовным образам собралось)) Разумеется, ценность иконы заключается именно в том, насколько она соответствует чьему-либо вкусу. А все древние иконы лучше сжечь от греха наверное?
Ау! Каждый верующий человек — специалист по духовному образу Христа. Мы ни с кем так часто не общаемся, как с ним. Здесь в материале высказана точка зрения того, для кого эти иконы создавались,между прочим. Одного из них. Нас. Или понимание православия для избранных пастухов, а остальные — бараны в стаде? А вы из каких будете, Ярослава — — из пастухов или баранов ? ) По замашечкам — явная претензия на пастуха )
я не вижу смысла продолжать спор. Господь поругаем не бывает. Если бы люди побольше задумывались о том, к каким последствиям в их собственной жизни приводят оскорбительные выражения в адрес святынь, они бы взвешивали свои слова гораздо тщательнее. Я не хочу провоцировать вас на продолжение таких высказываний. Да и спорить в общем-то не о чем.
Кстати, хотелось бы знать, куда делся мой голос из голосования за материал… Нешто подчистили для лучших результатов? Фу так делать!
Даже при большом желании подчищать голоса на этом сайте никто никогда не будет. Примером тому и голосование на конкурсе «Колибри», когда люди ошибались в своих оценках и просили исправить и та же самая афиша ТЮЗа, если у вас есть желание, можете поговорит с Татьяной Свелебой, и т.д
А вот от технических сбоев никто не застрахован. У вас же есть возможность проголосовать ещё раз — сделайте это.
нету. показывает заполненных 5 звезд — и все.
Было бы тупо удалять оценки, оставляя возможность комментатору сообщить об этом на весь мир. Ну зачем Вы так, Ярослава, — считайте других хорошими, а потом уже разочаровывайтесь, а не наоборот))
Я считаю. Только вот ставишь один балл из пяти, (и это высвечивается) а при следующем входе видишь оценку — 5 из пяти. И это именно твой голос, потому что другой возможности проголосовать нет. Как так-то?
Мне кажется агрессию Ярославы вполне можно понять. В контексте сегодняшних реалий, мировых и особенно украинских, уровень агрессии ко всему «не своему» весьма высок.
А относительно темы, возможно стоит обратится к специалисту по иконописи? И узнать на сколько эта икона соответствует христианским православным канонам.
Мне тоже кажется что сей образ не вполне соответствует общим канонам православия. По моему, у нас Христа всегда писали в одеждах, то есть уже вознесшегося, а не обнаженного, как пред распятием. Оклады икон обычно оставляли открытыми только лик и руки, тоже отступление.
С другой стороны жестких требований по иконописи в роде бы нигде не прописано и каждый мастер писал исходя из своей меры понимания веры.
ТО есть, вот икона была почитаемой и чудотворной, выставлялась в храмах, ее носили в крестные ходы, с нее делали списки по благословению священноначалия, сейчас при возвращении она прошла через несколько епархий — и священнослужители всех рангов не заметили, что она не соответствует канонам? Опять же, об истории ее обретения писали во всех православных СМИ — и опять никто не заметил? Что касается того, как у нас пишут Христа — в каждом храме стоит распятие, оно же изображено на множестве икон. Посмотрите на него при случае. И на иконы, изображающие путь на Голгофу. Потом поговорим об «у нас всегда писали»))
…но уровень агрессии мы понизили, и это уже хорошо, правда?
не знаю, где вы видите агрессию. Я ее вижу только в нападках на почитаемую святыню.и в пропаганде этих нападок под видом «новостей». которые обычно предусматривают какую-то объективность и баланс мнений.
А я вижу агрессию. Хотя бы в переходе на личность сайта. Это порочный путь. Он ничего не добавляет к истине ещё и провоцирует — мы же все люди — ответную агрессию. которую мы, конечно, как истинные христиане подавляем в себе смирением. Но всё равно грех её прихода проживаем. А это нехорошо. .
Братцы! Ярослава, Игорь, Миросозерцатель! Спасибо, что присоединились. Так уж мне не хотелось, чтобы мое сообщение без комментариев усохло.
Теперь скажу больше. На предмет чудотворных икон я — диссидент.
Кому нужны чудотворные иконы? Апостолу Павлу? Почитайте Деяния. Иакову брату Господню, которого с крыла храма сбросили, а потом камнями забили? Марии Египетской? Сергию Радонежскому? Игнатию Брянчанинову? Да зачем они им? Они и так в Бога верили.
Думается мне, что чудотворные иконы Господь попустил по немощи нашей, по нашему неверию.
Пришел человек в храм и помолился от всей своей души, сердца и ума перед иконой.. Господь всегда услышит такую молитву. И сбылось в желаниях человека то, что было сообразно спасению его. Молился бы этот человек с таким же открытым очищающимся сердцем другой иконе или в дремучем лесу или среди камней в пустыне: «Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего», результат был бы тот же – Господь услышал бы.
Потом пришел ближний этого человека, который узнал от друга, что перед этой иконой сбылось. Естественно, что и у ближнего замки сердца перед этой иконой с легкостью пали. И он был услышан. Потом пошли другие, узнавшие о том, что было. И у них сердца в ожидании открылись. Потом икону назвали чудотворной.
Но дело-то не в иконе!!! Дело в открытых сердцах человеческих. Слабы они. Вера в Бога не заполняет все пространство их души и ума. Для мистики тоже что-то осталось. Так пусть хоть через путь веры в чудотворность откроются их сердца.
Курско-Коренная, Шпилевская Корсунская, теперь вот Хлеб Жизни…
Украсят Хлеб Жизни золотыми окладами и множеством драгоценных украшений, похитят воры икону, тут же появится Ворожбянская или Высторопская или еще какая. Вот и хорошо. Лишь бы на пользу открытия сердец.
Женя, ну и вираж ты совершил своим необозримым все обозревающем умом. Для написания этого текста ты брал благословение? Если не брал, то может быть последовать за Гоголем? Наверное есть в жизни что-то к чему стоит подходить с наивностью ребенка. Я верю тебе, твоей искренности размышлений, твоей заинтересованности, но нужно ли искушать искушаемых? «Чистые сердцем Бога узрят». Ты уверен, что твой критерий верен?. . И мне хочется иногда поразмышлять о квантовой физике, о степени объективности открытий в этой области. Но откуда во мне, не знающей науки, обывательская самонадеянность? А вот хочется знать – ведь вдруг эти открытия всего лишь игра в поддавки того, кто радуется нашей гордыни? И останавливает только вопрос самой себе – зачем? Ведь ты сам сказал, что ум не должен мешать вере
«Ты понимаешь, что говоришь? Упекут тебя, братец на север иконки подновлять за язык твой» (из фильма).
Аня, конечно, не уверен, конечно, боюсь. Сомневаться в иконе, прославленной Церковью — прямая дорога в геену огненную.
С другой стороны, посмотрю на Новгородского Спасителя в Красном углу, на Троицу Рублева, потом вспомню, что изображено на той иконе, и у меня все винтики с гайками в голове раскручиваются.
Уважаемый автор! Это не «ТАНЦУЮЩИЙ» Христос, как Вы пишите. В идее этого образа лежит библейский образ (еще ветхозаветный) Христа в точиле. Страшный Суд представлен в Библии под образом точила, Христос «топчет» виноград, сок собирают в сосуды, а жмых выбрасывают. Праведников Господь принимает в Свои селения, а грешники идут в ад. Поэтому не кощунствуйте, Вы же верующий человек, как это можно понять, прочитав Ваш опус.
Я тоже не хочу и боюсь кощунствовать.
Наш разговор на пользу, поскольку сомнения гуляют не только в моей голове.
Вам за разъяснения спасибо. Другие тоже это прочитают.
О, скорбь скорбей!
Превратность дней земных!
Непознанность вселенской тайны!
Чем явственней конец последних дней
и изобильнее роса с мощей,
тем гуще мрак очей людских
и гордых душ прочнее камни.
Это из лучших ваших произведений, Сергей.
Последние две строки я с радостью принимаю на свой счет.
Еще раз простите меня грешнаго.
«Христос в Точиле», «Спас Кровоточивый» — много разных икон. Такого лица, как в кафедральном соборе, нет нигде. Даже Малочернетчинские образы оказывается есть разные. В статье о крестьянке Анисии Панченко из села Малая Чернетчина изображена другая иконы. На ней совсем другой лик.
Если бы еще увидеть «Христа в точиле» для которого Святейший Синод в 1904 году установил ежегодный крестный ход.
Уважаемый Кифа, очень прошу Вас: дайте ссылки на то, что Вы разъяснили в своем сообщении. Естественно, ссылки должны быть в рамках Священного писания или Священного предания. Пожалуйста, не ссылайтесь на средневековые апокрифы, связанные с Чашей Грааля и немецкие гравюры.
Надеюсь, вы ответите.
Нашел журнал «Православные монастыри» №109, стр. 20. Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь. Но там другой образ, совсем другое положение рук. Из тела Христова (правые ребра) исходит струя крови в чашу. Сюжет списан из немецких гравюр 18-го века. Икона крайне редкая, не получила распространения на Руси. В силу некоторой экзальтации в изображении считается скорее католической, чем православной.
Кифа пишет: Страшный Суд представлен в Библии под образом точила, Христос «топчет» виноград, сок собирают в сосуды, а жмых выбрасывают.
Из интервью с архиепископом Сумским и Ахтырским Евлогием в православной Сумщине:
«Дивный образ, который через много десятилетий забвения, не-бытия в своем основном качестве – святой иконы – вновь возвращается к жизни. Это означает, что Господь Иисус Христос, Который взирает на нас с этой иконы в виде Агнца, закалаемого за грехи мира, вновь возвещает нам о Своей спасительной Жертве. Икона вновь напоминает нам о Том, Кто стал Истинной Жертвой, превозмогшей узы смерти».
Что находится в Чаше — виноград или Кровь, поскольку на нас взирает Агнец?
Откуда этот сюжет? Иосиф Аримафейский собрал кровь? Мария Магдалина в Чашу, взятую у Иоанна? Но этого нет в Священном писании.
Ну да! И Кифа прав и Высокпреосвященный архиепископ прав, потому что виноград — символ Крови. Но сок и жмых — это одна тема, а Агнец — другая.
Не хочу я кощунствовать, хочу хоть немного понять. В ответ — обвинения в прозе и стихах.
Из интервью:
«По результатам выяснения и анализа всех имеющихся сведений об иконе, а также по мнению привлеченных к работе специалистов, мы имеем основания утверждать: выявленная икона является оригиналом утерянного Малочернетчинского образа Христа Спасителя «Хлеб Жизни», почитаемого на Сумщине как чудотворный с конца ХІХвека».
Если я спрошу, где можно ознакомиться с результатами анализа и выясненными сведениями? Это же нормально? Надеюсь, это не кощунство?
Посмотрите, сколько материалов публикуется об останках Царской Семьи. Причем регулярно. Не разглашаются только те материалы, которые находятся в работе.
Но работа епархиальной комиссии завершена.
Извините, конечно, но опять же — «почитаемого на Сумщине». А на Псковщине его не почитают?
Будет странно, если такие, в общем-то, нормальные вопросы не дождутся такого же нормального ответа от компетентных людей. Не указания на грешную тьму заблудшего разума автора поста,а ответа пр существу.
Христианство — это ещё (в отличие от всех сект) и тысячелетняя культура, которой пронизана создаваемая в эти годы литература, музыка, живопись.Это напряженная работа философской мысли. То есть это не только безоглядная вера во всё, что предложат, но и попытки понимания.
Снимаю все свои вопросы. От них полный разлад в душе и бессонница.
Приношу всем читателям — верующим и неверующим свои глубочайшие извинения.
Какая разница откуда икона, какие смыслы. В любом случае, все смыслы правильные. Однозначно икона древняя и люди ей молились. Хорошо, что продолжают молиться.
К тому же все мои вопросы по-существу — пустые. Только воду мутят. Сплошное дменное падение. Ответы на них ничего не дают для личного спасения.
Обратился в редакцию АТС с предложением убрать эту тему вообще, но специалисты объяснили, что так не делается, битых ссылок не должно быть.
Может, оно и лучше, что моя ошибка на виду останется.
Примите мое искреннее публичное покаяние.
От волнения забыл подписаться. Аноним выше — это я -Е.Фулеров
Іконографія образу «Хліб життя» з села Мала Чернеччина походить з поширених у європейському мистецтві картин барокової доби з образами святих. Ці ікони пов’язані з темою Євхаристії: «Христос – Виноградна Лоза», «Христос у виноградному точилі», «Розп’яття з виноградною лозою», «Недремане око», «Пелікан», «Дерево життя», «Христос у дискосі». Поширення таких творів, за мистецтвознавцем П. Жолтовським, зумовлене «розвитком схоластичного богослов’я, полемікою з католицизмом, а також захопленням алегорією та символікою». На сході України, зокрема Слобожанщини цей сюжет отримав назву Малочернеччинського чудотворного образа «Хліб життя», що зветься «Спасом Кровоточивим», який походить з церкви Всіх святих. Цей образ представляє зображення Спасителя у терновому вінці з ранами на руках і ногах, з яких стікає кров у дискос. Навколо вінця напис: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедий с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки» (Ин. 6,51). «Аще не снесете плоти Сина Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» (Ин. 6,53).
У 2 пол. ХІХ ст. в тому селі жив художник Євстратій Мосягін, учень Валентина Сєрова. Після навчання в Московському художньому училищі він повернувся на батьківщину писав ікони, розписував храми, його син та онук також писали картини. Тому, цілком ймовірно, що Мосягін відтворив загублений Малочернечченський образ, який виявився чудотворним та особливо шанованим на Сумщині.
А Ваше замечание о духовности Микеланджело и морге — это серьезно или я юмора не понимаю?)
Диана, серьезно. Но не обращайте внимания, мне в этих вопросах доверять нельзя.
Вчера за столом один действительно умный человек сразил меня наповал, сказав, что все иконы — чудотворные. Я минуту в себя приходил. Он полностью прав.
Ладно, Диана, только ради вас. Если что не так, спишите на бред сумасшедшего.
В 2008 году режиссер Александр Сокуров в интервью сказал, что в стране (речь о РФ) на первом месте должна быть культура. Политики, начальники и прочие должны руководствоваться этим критерием. Если не будут, то стране — хана, будет что попало, в том числе жуткая война с Украиной. Собственно из-за предсказания войны интервью после 2014 года стало широко известно.
В 2014 году я был восхищен этим интервью.
Но не один Игорь Касьяненко после 50-ти лет продолжает взрослеть. Я, к счастью, тоже. В 2017 году засомневался в понятии «культура», как в безоговорочно позитивном.
В эпоху Микеланджело культура взборзела, объявила себя священной и отодвинула Бога в подсобные сюжеты для собственной деятельности. Она даже природу объявила своей частью. На мораль и нравственность плевать хотела.
Спросите любого человека, что такое творчество. В его ответе наверняка появится слово культура. Как тут не вспомнить Владимира Семеновича: «Хитрая ложь на себя одеяло стянула, в правду впилась — и осталась довольна вполне». То есть, хочу сказать, что культура на самом деле к творчеству имеет весьма отдаленное отношение. Она это, как его… эсперанто. Во!
А Микеланджело обменял божественное, т.е себя как образ Божий, на научно-технический прогресс. Духовное на телесное. Погнался за достоверными знаниями о мышцах и костях. А где их взять, как не в морге? Его персонажи — чуваки из тренажерных залов на привале.
Спасибо, Евгений, за упоминание в таком ряду имён )
Для начала — Ярославе: Вы не разобрались в механизме голосования! Я только что нажал на вторую звёздочку, и после перезагрузки голосования мне высветилось: «(9 голос, оценка: 4,00 из 5)» и 5 звёздочек, из которых последняя — белая, а не жёлтая. А до этого было: «(8 голос, оценка: 4,25 из 5)» и 5 звёздочек, из которых последняя был окрашена частично. Путём несложных вычислений можете убедиться, что я поставил статье двойку.
Теперь — Евгению Фулерову. Прежде, чем публиковать текст с оценками и предположениями, следует все их тщательнейшим образом проверить. В противном слуаче автор рискует опубликовать всего лишь собственные домыслы, основанные на элементарном невежестве, а факты приводить те, которые как бы поддерживают его версию…
Начну с малого. Цитируя заключение комиссий по иконе, Вы акцентируете, что она «по некоторым (а, мол, не по всем!) признакам…» Но зачем же Вы передёргиваете? Ведь в заключении решающая фраза звучит так: «Есть веские основания полагать, что атрибутируемый образ является утерянной чудотворной святыней из Всехсвятской церкви села Малая Чернетчина». И одно из веских оснований, оспорить которое крайне трудно, следующее: «Ручки с тыльной стороны показывают, что образ носили в Крестные ходы, а таковые были установлены только для чудотворного Малочернетчинского образа, но не для его списков».
Что касается ёрничанья по поводу «нелепой позы» «танцующего царя Давида». В сообщениях об обретении образа говорилось, что он является списком с более ранней иконы «Спас Кровоточивый». Вот об этом Вы должны были подумать прежде, чем высказывать свои нелепые предположения! Вот здесь ///https://youtu.be/yiLyciN77d4 выложен 15-минутный фильм, в котором профессионально изложена вся история появления на Руси в XVI веке иконографии «Спас Кровоточивый», восходящей к средневековой голландской гравюре. Всем рекомендую!
Бог простит и вы меня простите! Страшна Тайна Жертвы Христовой и нашего Искупления! икона *Хлеб Жизни* символизирует Таинство Евхаристии, Таинство Святаго Причащения ~ Святую Чашу ~ с Телом Христовым ( Сам Христос Спаситель ) и Божественной Его Кровию ( на иконе истекающей из Божественных Его ран )