В Сумах прошли чтения, посвященные юбилею автора картины «Девочка с персиками»

Валентин Серов

Валентин Серов, автопортрет

10 января  в галерее искусств «Академическая» Украинской академии банковского дела НБУ состоялись  научные чтения, посвященные 150-летию со дня рождения Валентина Серова (1865-1911).

Чтения были инициированы кандидатом искусствоведения, доцентом УАБД Сергеем Побожием. Он и открыл мероприятие докладом «Произведения русского художника В. Серова в музеях Украины», где, в частности, рассказал о том, что большая часть произведений Валентина Серова находится в музеях России. Однако немало его работ хранятся в музеях и частных коллекциях Украины, в том числе таковые имеются и в Сумском областном художественном музее им. Н. Онацкого.

Художник написал большое количество своих пейзажно-жанровых композиций в Домотканово Тверской области – в усадьбе, принадлежавшей в конце XIX — начале XX вв. художнику и земскому деятелю Д. В. Дервизу, другу В. А. Серова. Усадьба расположена в живописном месте, в окружении старого парка, и сейчас частично сохранившего свой первозданный вид — аллею и пруды.

В конце XIX — начале XX столетия в усадьбе Д.В.Дервиза творил не только В. Серов, но работали и другие выдающиеся русские художники В. А. Фаворский, И. И. Левитан, И. Я. Билибин, И. С. Ефимов, Н. Я. Симонович-Ефимова.

Об отце художника — композиторе Александре Николаевиче Серове — в докладе «Композитор А. Н. Серов как образ героя своего времени» рассказала доктор искусствоведения, профессор кафедры художественной педагогики и хореографии Сумского государственного педагогического университета им. А. С. Макаренко Ольга Завьялова.

«Портреты Серова — аристократические и стильные, а Репина – громоздкие. За этими внешними различиями стоят более глубокие различия в методе работы, характере пластического мышления и в органике обоих мастеров. Художники ставили перед собой различные задачи.. », — такую тему раскрывает  доклад «И. Репин и В. Серов: два подхода к портрету» доктора искусствоведения, профессора кафедры изобразительного и декоративного искусства Харьковского национального университета строительства и архитектуры Александра Шило. К сожалению, сам автор присутствовать на чтениях не смог и его доклад зачитал сотрудник Сумского художественного музея Алексей Семашко.

В докладе «И. Репин и В. Серов: учитель и ученик» — старший научный сотрудник Сумского областного художественного музея им. Н. Онацкого Валентина Ткаченко рассказала о художниках, оказавших влияние на формирование  творческого мировоззрения Валентина Серова.

Нельзя отделять художника от его творчества и его окружения. Чтобы понять художника нужно собрать его целостный образ. Первоначальное влияние на Серова оказали Веласкес, Ван Дейк, Рембрандт.

Однако наибольшее воздействие на формирования  художника Серова оказал Илья Репин, дружба между ними длилась 40 лет, а первая встреча произошла, когда Серову было 6 лет, а  Репин был уже известным мастером. Также значительно повлиял на Серова его преподаватель в художественной академии Павел Чистяков.

«О композиции в творчестве В. Серова» увлеченно рассказывал Заслуженный деятель искусств Украины, преподаватель кафедры изобразительного искусства, истории, теории музыки и художественной культуры Сумского государственного педагогического университета им. А. С. Макаренко Николай Жулинский.  По его словам, творчество В.Серова можно разделить на три периода:

Первый (до 1890-х годов ) – формировался под влиянием реалистического искусства  и моральных картин старых мастеров. Воспевая юность и красоту, В. Серов видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании.

Второй (1890-1900-е годы) — на художника оказывают свое влияние передвижники. Теперь он предпочитает доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов.Творчество его меняется и характеризуется большей декоративностью и свежестью красок.

Третий (начало 1900-х )годов — происходит перелом в стилистических исканиях Серова, в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля «модерн», неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека.

Антон Павлович Чехов, автор  В. Серов

Антон Павлович Чехов, автор В. Серов

Был ещё доклад «В. А. Серов и коллекционер С. П. Крачковский (по материалам переписки)» — автор научный сотрудник Государственного Русского музея (СПб) Наталья Серебрякова. Доклад посвящен переписке художника с малоизвестным коллекционером, в ходе которой Серов проявляет многие свои личностные черты, а также требовательность к себе и своим работам.

О  культурном слое, который создаёт серия писательских портретов, написанных Серовым в докладе «Портреты русских писателей как культурные тексты» рассказал редактор сумского издательства «Университетская книга»  Владимир  Кочубей.

«… Существует портрет Чехова, принадлежащий кисти Серова. Написан он акварелью в течение двух недель. Однако несмотря на столь незначительное время работы над портретом, автор подписал картину, что означает, что он посчитал ее законченной. Этот портрет отличается от распространенного портрета, написанного Брасом, однако считается одним из лучших портретов Чехова, так как максимально передает духовный мир писателя», – рассказала в докладе «Чехов неуловим …» (А. П. Чехов и В. А. Серов) заведующая научным отделом Мемориального Дома-музея А. П. Чехова в Сумах Людмила Евдокимчик.

Внимание сумской творческой общественности к личности Валентина Серова обусловлено не только его талантами как художника и знаменательной юбилейной датой, но и тем, что в молодые годы Серов неоднократно бывал на Сумщине, проживал на хуторе Немчинова в Ахтырском районе, а позже, путешествуя по Украине, бывал в Лебединском районе Сумской области.

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (1 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


1 комментарий

  1. ABatriatry:

    Он с любопытством взглянул на нее. То, о чем просил его Джесс. Подоткнув одеяла у детей и поцеловав их на ночь, я вернулась в свою комнату. Летти с удивлением почувствовала, что ее влечет к нему. А раз она так ошибалась в муже, то, возможно, никогда по-настоящему и не любила его как такового. Это не была ее тайна, и ей пришлось на распятии поклясться никогда ее не раскрывать, даже на исповеди. Ты когда-нибудь слышала о блефе и о двойном блефе? Поезжай домой и не забудь купить подарки жене и детям. Я промою это месиво, кровь должна остановиться Судя но всему, женщина была госпожа Джессика? Ты босс, ответил Томми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


3 + 9 =