Р.Горизонтов. Нурд и Тишина. Заметки из темноты

 В заметках использованы фрагменты из романа Терри Пратчетта «Посох и шляпа» (Р.Горизонтов)

images

Магическая Вселенная

«…Орак, изготавливаемый из сока кактусов и яда скорпиона, — один из самых сильнодействующих алкогольных напитков, но кочевники пустыни пьют его не затем, чтобы захмелеть. Они используют его, чтобы смягчить эффект клатчского кофе. Не потому, что этот кофе можно применять для защиты крыш от проникновения влаги. Не потому, что он проходит сквозь слизистую оболочку нетренированного желудка, словно горячий шар сквозь растопленное масло. Нет, он действует куда хуже. Он вызывает у вас нурд. В подлинно магической Вселенной все имеет свою противоположность. К примеру, в ней есть анти-свет. Это не то же самое, что темнота, потому что темнота – это всего-навсего отсутствие света. Анти-свет – это то, что вы видите, когда оказываетесь по другую сторону темноты. Вот и состояние нурд не похоже на трезвость. По сравнению с ним быть трезвым – все равно что купаться в вате. Нурд лишает вас всех иллюзий, развеивает уютный розовый туман, в котором люди обычно проводят свою жизнь, и позволяет им впервые ясно увидеть и осознать окружающее. Немного повопив, люди сразу принимают меры к тому, чтобы больше никогда не испытывать нурд».

Вначале определим основные антиномии качества (или отсутствия) света и описываемых состояний психики (виденья).

Свет — обычное опьянение

Темнота —  трезвость («розовый туман»)

Антисвет — нурд

Из темноты в свет, т.е. из  трезвости в обычное опьянение, как приходилось слышать автору данного анализа, попадают с помощью спиртных напитков или наркотических веществ. Последние при этом могут выполнять дополнительную –лечебную функцию, если, как говорят врачи, принимать их в ограниченных дозах.

По другую сторону темноты-трезвости находится основная антиномия — антисвет-нурд, который назван «подлинным состоянием человека». Отметим также, что это состояние описывается автором  вышеприведенного фрагмента как невыносимое для сознания.

1sJlrLXQoLTZ32h

Если трезвость – это отсутствие вИденья («уютный розовый туман»), подмена его квазидвижением («купание в вате»), то обычное опьянение – это направленное движение в никуда, заранее обреченная на провал попытка ориентации в лжепространстве с  помощью бесконтрольно плодящихся зрительных образов-иллюзий. При этом их содержание и зависимость этого содержания от различных видов алкогольных жидкостей и наркотических веществ – это тема отдельного исследования, ждущая более опытных аналитиков.

Если верить сомнительным рассказам алкоголиков и наркоманов,  возвращение из света в темноту («отрезвление») происходит само собой, в основном без применения дополнительных средств и часто вопреки желанию освещенных. В отличие от этого «смягчение действия клатчского кофе» (читай – побег из нурда) достигается только с помощью орака. Орак назван «одним из самых сильнодействующих алкогольных напитков». Таким образом, алкогольные напитки не только дарят человеку свет, но также могут вернуть его из антисвета в желанную темноту. Для этого, однако, алкоголь должен быть настоян на яде скорпиона и соке кактуса. Даже само по себе чтение этого рецепта может, на наш непрофессиональный взгляд, отрезвить любого обычного алкоголика.

Нурд

Нурд – отсутствие всех иллюзий и возникает он благодаря клатчскому кофе. Клатчский кофе, таким образом, относится к вину и наркотикам так же, как антисвет относится к свету, а нурд – к обычному опьянению. То есть – никак.

Основная функция клатчского кофе, надо полагать, — очистительная, т.е. лишение сознания зрительных образов-иллюзий. Что такое сознание без иллюзий и зрительных образов нужно спросить у людей, испытавших нурд. И самым честным ответом на этот вопрос, надо полагать, может быть только вопль. Следует сказать, что в описании нурда существенно не только «виденье» антисвета и вопли, заменившие обычные слова (сказать нельзя, потому что нельзя «увидеть» как это делают трезвые или пьяные). Существенна и временнАя составляющая, отраженная словом «немного». «Немного» — это камуфляж, маскирующий отсутствие времени как последней иллюзии и включающий чистый вопль.

 Следствия

До сих пор мы пытались анализировать данные так,  как они представлены автором повествования о магической Вселенной. Теперь перейдем к следствиям, из них вытекающим.

Для этого нам необходимо подробнее рассмотреть дополнительные функции клатчского кофе. Во-первых,  в его описании отсутствует информация о дозах и, как следствие, — о лечебном эффекте. Думается, — неспроста. Во-вторых, функций  две – проникающая и защищающая.

Начнем с последней, более практичной, — защищающей («защита крыш от проникновения влаги»). Нужно думать, что только благодаря этой своей способности  напиток до сих пор не запрещен. Другими словами, население магической Вселенной отстояло свое право на сухое жилье и прочные крыши.ima32ges

Что же касается проникновения клатчского кофе через слизистую оболочку желудка «как горячего шара сквозь растопленное масло», то это, как испокон веков считали поклонники прочных крыш, не может не привести  к катастрофическим последствиям для физического здоровья пьющего этот напиток, если он обладает нетренированным желудком. Следовательно, как отмечено в Программном документе Партии Строителей «Крыша – Наш Дом», в определенном количестве случаев в нурд попадает, скорее всего, только сознание, тело же остается там, где ему полагается быть.

«Зачем сознанию бродить без тела и, к тому же расходовать столь ценный строительный материал?», — резонно спрашивают авторы документа.

Я хочу сказать (и мой вопль да будет услышан!), что возникают большие сомнения, применяется ли клатчский кофе по своему прямому назначению, а если применяется, — то в каком масштабе. Лично мне Партия Строителей представляется единственным логическим развитием ситуации, как, впрочем, и единственной правящей партией магической Вселенной. Она представляется мне партией, монополизировавшей производство и, как следствие, потребление клатчского кофе в своих созидательных целях. Не имеющие же прочной крыши бомжи-мечтатели-о-подлинности вероятнее всего объявлены в лучшем случае авантюристами, склонными к суициду, а в худшем – деструктивным элементом, мешающим магическому обществу двигаться к светлому будущему под еще большим количеством прочных крыш.

default

Деструктивный элемент должен быть уничтожен. Отсутствие критериев нетренированного (а, следовательно, и тренированного) желудка играет на руку апологетам стабильности. Во Вселенной, где ничего ниоткуда и никуда не капает, тренированность желудка практически недоказуема и попытаться это сделать, — значит заведомо выставить себя на посмешище.

Чтобы закрыть  проблему Нурда раз и навсегда, скорпионы и кактусы внесены Правительством магической Вселенной в Красную Книгу. Сэкономленный алкоголь используется по своему прямому назначению и вокруг становится все светлее. Не настолько, однако, чтобы различить содержание книг. Поэтому создан мощный пропагандистский аппарат –  Вечный и все усиливающийся Шум, заглушающий любые помыслы, кроме помыслов о прочной Крыше.

Воспоминания о Будущем

Во всей магической Вселенной наступила тишина. Впрочем,

«это была  вовсе не тишина, а могучий рев  антишума. Тишина не есть противоположность звука, это просто его  отсутствие. Но это был звук, лежащий по другую сторону тишины».

Ещё эссе Р.Горизонтова

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (1 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментарий 41

  1. Прохожий:

    Очень понятно, что такое антишум.Это как ненависть по отношению к любви….

  2. Р. Горизонтов:

    Из дневниковых записей Марины Цветаевой: «Оттого это отсутствие настоящей ненависти… точно вся сумма чувства мне данная, целиком ушла в любовь. На ненависть не осталось. (Любить одно — значит ненавидеть другое. У меня любить одно — значит не видеть другого» (1922г.)

  3. Маша:

    Чтобы ненавидеть, надо быть очень сильным, злым и не ленивым. Я долго ненавидеть не могу. Лень напрягаться smile

    • Павел Кричевский:

      Маша, я не согласен с Вами, что «Чтобы ненавидеть, надо быть очень сильным». Ненависть не требует духовной работы. Наоборот — это предательство себя, измена себе, а значит слабость. Разве это не очевидно? Не ленивым — да, наверное нужно быть чтобы ненавидеть. Хотя и это не столь уж очевидно

      • Евгений Фулеров:

        Павел, Маша права. Она о грехах человеческих
        Для того, чтобы ненавидеть свое погружение во мрак, надо быть сильным, злым к своим недостаткам и не ленивым. Без духовной работы со своим падением не справиться.

        • Игорь Касьяненко:

          Ух ты как крутонул! Это же ещё одна сторона. Третья сторона — антиантимир, который не есть мир… Ненавидеть своё погружение в зло, это же не значит любить….

        • Павел Кричевский:

          Если ненавидеть свое погружение во мрак, Евгений, то не нужно во мрак опускаться, вот и все

          • Евгений Фулеров:

            Я тоже думаю, что не нужно. Но что уж теперь говорить, когда голова отрублена?
            А как там у вас вообще жизнь? Ну, там, на свету?

          • Павел Кричевский:

            Евгений, никто из себя непогрешимого или святого не делает. Напротив , эти строки Пушкина

            И с отвращением читая жизнь мою,
            Я трепещу и проклинаю,
            И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
            Но строк печальных не смываю

            наверное наиболее близки мне из всей русской поэзии. Но я бы все-таки говорил не о ненависти к себе, а сожалении, раскаянии.

  4. Прохожий:

    «Основная функция клатчского кофе, надо полагать, — очистительная, т.е. лишение сознания зрительных образов-иллюзий. Что такое сознание без иллюзий и зрительных образов нужно спросить у людей, испытавших нурд.»

    Вот -вот. Да здравствуют иллюзии! Они и есть настоящая жизнь. А иначе — нурд.

  5. Игорь Касьяненко:

    Ну конечно вот он нурд ! Deep Purple — Child in Time smile

  6. Игорь Касьяненко:

    Откровение
    A-a-a! A-a-a!
    Deep Purple, Child in Time

    Жизнь устроена так:
    Колыбель — и могила.
    И надежды хрусталь…
    И судьба* с кирпичом…
    А над всем, в небесах,
    Ослепительный Гилан,
    Он парит и кричит.
    Я не знаю о чём.

    *судьба – рок, хард рок – тяжёлая судьба (англ.)

  7. Игорь Касьяненко:

    «Остальное достигается криком.» Антонен Арто «О БАЛИЙСКОМ ТЕАТРЕ»

    • Р. Горизонтов:

      Да, вот это мне кажется — в точку.. И для Пратчета и для Арто вопли и крик — следствие отсутствия иллюзий. Это не истерика ни в коем случае. Это преодоление обыденной реальности и попытка удержаться в реальности истинной. Но вот дальше у Арто и у Пратчета все по-разному. Арто строит Театр Жестокости, весь смысл которого в том — как эту истинную реальность сохранить, а Пратчет поит людей ораком.

      • Игорь Касьяненко:

        Мне кажется её нельзя сохранить,эту истинную реальность.До неё можно только допрыгнуть. Крик — это же прыжок…. А потом опять вниз….
        Это очень важный момент. На нём всё творчество стоит. Иначе единожды добравшийся до истинной реальности, дальше бы штамповал шедевры, как пирожки. Ан нет. Не получается. Человек пишет гениальное стихотворение, а потом опять вниз… Казалось бы как? Ему же открылось! А он просто допрыгнул. Криком души прорвался…

  8. Павел Кричевский:

    Абсолютно согласен с тобой , Игорь! Собственно об этом мы и говорим всю нашу жизнь.

  9. Павел Кричевский:

    И еще мне кажется, Игорь, что Горизонтов об этом и пытается сказать — о невозможности быть ТАМ. В результате у одних постоянные попытки ТУДА снова дотянуться , а других профанация истинной реальности — о чем, по-моему вторая часть эссе.

  10. Игорь Касьяненко:

    Да, мне тоже показалось, что Горизонов именно поэтому завел тему, о преодолении граничных состояний. Мне она очень близка, я всю жизнь пытаюсь допрыгнуть, долететь до высоты на которой и не был вовсе, но почему-то я ощущаю её так , будто я там был.

  11. Павел Кричевский:

    Значит был!

  12. Игорь Касьяненко:

    — Выходит у Вас два мужа?
    — Выходит два… smile

    • Ирина Проценко:

      уже выходит? Вылечили? smile

      • Игорь Касьяненко:

        Возможно ли излечиться от тоски по творчеству?

        • Евгений Фулеров:

          Игорь, вы для себя определитесь, что важнее — любовь или творчество. Только не составляйте слова — любовь к творчеству. Пустое. Тоска — это по одному. Тоска по двум не бывает. Я вам точно говорю. Но это только раз и это несущественно.
          Два – это то, что тоски по творчеству быть не может. Творчество всегда с вами и в вас. Вы просто сейчас не желаете творить. А тоска может быть по состоянию, когда хочется творить. Вы это состояние, судя по вашему вопросу, потеряли.
          Сейчас самое печальное. Может так оказаться, что творчество − не главное в вашей жизни.
          Но не печальтесь. Творчество − удел потерянных людей.

          • Евгений Фулеров:

            Мое мнение — в ремесле больше правды, чем в творчестве.

          • Евгений Фулеров:

            Эх, где же он?! Ну, где???!!!
            Только в мечтах. Увы. Но как хотелось бы! Можно я покричу? Простите.

            АГЕНТСТВО РЕМЕСЛЕННЫХ СОБЫТИЙ !
            Всегда вам рады!
            Изготовление кресел для любых помещений!

          • Евгений Фулеров:

            Вот уйду я завтра и тю-тю.
            Вам по-барабану, а мне плохо будет.

          • Товарищ:

            Вернём. @= Нам не привыкать

          • Наталья Говорухина:

            Правда жизни и правда искусства — вещи разные.

          • Евгений Фулеров:

            Наташенька! Простите фамильярное обращение незнакомого человека. Но это я вам не знаком. А я вас два раза по телевизору видел. Вы были очень хороши. Я просто полюбил вас, как человека. В одной передаче с вами был какой-то мужик-фотограф. Который в последнем кадре засунул ногу на стул, непонятно зачем, на гусара не тянет.

            Наташа, не сочтите за поучение.
            Правда бывает только одна.

          • Евгений Фулеров:

            Как я люблю танго в «Запахе женщины» !

          • Игорь Касьяненко:

            АГЕНТСТВО РЕМЕСЛЕННЫХ СОБЫТИЙ — АРЕС — бог войны. Не не пойдёт. Плохо сокращается. Мы мирные люди.

          • Р. Горизонтов:

            «Правда жизни и правда искусства — вещи разные».увы, (или не увы) это так, Евгений, Наталья совершенно права. Об этом, собственно, обсуждаемое здесь эссе (надеюсь, о нем еще не забыли). Да и жизненных правд столько же, сколько людей. Тоже простите за поучение, Евгений.

          • Игорь Касьяненко:

            Конечно правд много! К примеру, Лариса неоднократно просила не оставлять в комментах без нужды особой живые ссылки. И это её правда. А Евгению нравится «запах женщины» на ютубе. Вот уже две правды. %)

  13. Павел Кричевский:

    Нет, если уж заболел, то это хронически

  14. Игорь Касьяненко:

    Тоска по творчеству — это тоска по вдохновению, когда крылья обретаются. И вот когда оно приходит и они обретаются — тогда такая радость наступает,что без неё — всё тоска. Я примерно это имел ввиду. Ремесло — хорошая штука, но к состоянию творческого взлёта отношения не имеющая…

    • Павел Кричевский:

      Игорь, снова согласен на все 100%!

      • Игорь Касьяненко:

        Ещё бы… Говорят, кстати, что если у поэтов сначала приходит вдохновение, а затем строки, то у прозаиков, наоборот, — текст приносит за собой вдохновение и вот там нужно какое-то время отдать ремеслу, пока муза в пути…

        Ну так говорят….

  15. Павел Кричевский:

    «у поэтов сначала приходит вдохновение, а затем строки»
    Вспомним замечательное Ахматовское о приходе вдохновения

    Они летят, они еще в дороге,
    Слова освобожденья и любви,
    А я уже в предпесенной тревоге,
    И холоднее льда уста мои.

    Но скоро там, где жидкие березы,
    Прильнувши к окнам, сухо шелестят, —
    Венцом червонным заплетутся розы
    И голоса незримых прозвучат.

    А дальше — свет невыносимо щедрый,
    Как красное горячее вино…
    Уже душистым, раскаленным ветром
    Сознание мое опалено.

    • Смотри. Под словами «Добавить комментарий» есть ряд значков соцсетей. Если ты кликнёшь по любой из них, где у тебя есть страничка, то ты войдёшь на наш сайт без авторизованным и не надо будет набирать шифры и можно будет править свои комменты.

  16. Да. У Ахматовой как раз о поэзии. А у прозаиков скорее » Ни дня без строчки»

Добавить комментарий для Игорь Касьяненко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + 2 =