У Сумах прощаються з А.П.Чеховим?
Після нападу росії на нашу країну абсолютно справедливо повстала проблема небажаності присутності російських імперських символів на території України.
Активно іде процес перейменування вулиць, названих на честь діячів російської імперської культури. Прибираються пам’ятники та інші вуличні споруди, пов’язані з державою-агресором.
У цей процес, принаймні на рівні обговорення, потрапив і сумський Меморіальний будинок-музей А.П. Чехова. В зв’язку з цим хочеться зауважити, що Чехов – це невід’ємна частина світової — саме світової культури. А також культури Сумщини і України зокрема, де він провів досить багато плідного творчого часу.
Як вирішиться питання з музеєм — невідомо. Існує вірогідність, що його ліквідують. І це, безумовно, стане значною культурною втратою, саме у сенсі присутності світової культури на наших теренах.
Сподіваючись на розумне вирішення цього питання, пропонуємо вашій увазі есе головного зберігача фондів Меморіального будинку-музею А.П. Чехова у Сумах Ганни Кожевнікової.
Вот и прошла дата приезда Чехова на Луку. 6 мая 1888 года… И опять, как и тогда весна вспыхнула девственной красотой, как и тогда многоцветие ликует и славит жизнь… но сейчас – война – дикая, варварская, нечеловеческая, подлая – взрывает землю, дома, убивает и убивает души, жизни, красоту… Сейчас смерть так близко. В эти дни, минуты, секунды кто-то растерзанный с криком падает на землю, в зеленую траву и уже никогда не услышит пение птиц ранним утром, не порадуется летнему дождику… Прощайте, доктор Чехов! Смерть от войны – чудовищна, потому что насильственна и сейчас даже воздух пронизан болью. Кто-то скажет, что война не Ваша тема. Но ведь смерть всегда рядом с человеком, умирающим от чахотки… И Вы остро чувствовали счастье жизни и неотвратимость смерти!… Неужели больше не будет праздника Вашего приезда на Луку и воспоминаний о той далекой весне, когда Вам было только 28 лет?! И стены лучанского домика не обновятся к Вашему приезду…
«Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас…» (из пьесы «Три сестры»).
И сейчас, когда война убивает и солдат, и детей, и женщин особенно хочется верить Вам, «что счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь….».
Вы – один из самых благородных людей своего века. Ваше творчество формирует мировоззрение, основанное на гуманистическом и более того христианском миропонимании. Оно учит людей понимать сущность добра и зла, исходя из Евангельских заповедей, и видеть и отличать их в себе. Вы знали, что нравственность основывается на понимании того, что человек не только биологическое существо, но и духовное. А потому Вы учили уважать не только себя, но и других, и, как доктор, утверждали, что уважение к другому — основа здоровой психики. Это Ваши слова: «Какое счастье уважать людей!». Ваши исследования человеческой души — это объективные медицинские диагнозы, поставленные доктором для спасения больных.
Ваша любовь к природе имеет универсальное значение, особенно сейчас в наше время экологической катастрофы. Как же Вы любили природу, ее красоту! Вы умели украшать землю садами, сажать деревья и цветы, учили бережности по отношению ко всему прекрасному, созданному цивилизацией и природой.
Ваш мягкий юмор проявлялся и в жизни, и в писательстве именно потому, что Вы понимали, как трудно человеку победить в себе эгоизм.
Ваша жизнь была жизнью подвижника: христианская жертвенная любовь проявилась и тогда, когда Вы взвалили на себя вину за нечеловеческие условия жизни сахалинских каторжников и, будучи больным чахоткой, рискуя здоровьем, уехали на Сахалин, чтобы рассказать об обреченных людях. Вы надеялись изменить своим исследованием условия их жизни. И Вы написали книгу «Остров Сахалин». И Вас услышали. Вы не щадили себя и тогда, когда боролись с эпидемией холеры, преодолевая деревенское бездорожье и создавая санитарные пункты в 25 деревнях. И когда строили школы для бедных детей. И когда Вы, умирающий от чахотки в Ялте, заботились как доктор о туберкулезных больных и хлопотали о постройке санатория для бедных…
Ваша всеобъемлющая гениальность настолько духовна, что касается каждого человека планеты независимо от его национальности, потому что она учит людей милосердию, любви и прощению.
Родившись в Екатеринославской губернии, Вы воспели свою родную Украину. Оставаясь преданным ее красоте – донецкой степи, подарившей Вам вдохновенную любовь, выразили ее в повести «Степь». А гоголевские места, Полтавщину, которую полюбили, побывав там, в летний сезон отдыха на Сумщине на Луке, когда пережили такой творческий взлет! Ведь в первое лето пребывания у помещиков Линтваревых Вы написали рассказы «Неприятность», «Именины», «Красавицы. А во второе – родилась повесть «Скучная история», получившая мировое признание. И более того, она была написана под впечатлением смерти от чахотки родного брата художника Николая Чехова, не случайно обретшего упокоение в благодатной сумской земле.
Сердечное тепло, благодарность и благоговение к сестрам Линтваревым, к их усадьбе Вы унесли с собой – в свою последующую недолгую жизнь и вспоминали о них, работая над пьесой «Три сестры» и «Вишневый сад».
Интеллигентность, чуткость, поэтичность Ваша выразились в многочисленной переписке с лучанскими усадебными обитателями, которых лечили на досуге.
Память о Вас – великом уникальном человеке и художнике – это духовная память поколений благодарных Вам за прекрасную душу и гениальность.
Ещё подробней о связи писателя с Сумщиной читайте в материале: Чехов и Сумы. Взгляд из сегодня
Уже больше 100 суток русское государство командирует на неизменную гибель в Украинское государство. Много русских людей смотрят на сегодня это да и мыслят: особо меня это совсем не касается. А теперь притча специально для таких граждан: Один раз мышь подметила, собственно что хозяин усадьбы поставил мышеловку. Вот она сообщила об данном курице, овце и корове. Однако всё полностью они отвечали: “Мышеловка — это в целом твои затруднения, к нам всем она практически никакого отношения отнюдь не имеет!” Чуть попозже в мышеловку попалась змея — и потом укусила благоверную фермера. Пробуя ее излечить, супруге изготовили супчик с курицы. Затем зарезали овцу, затем, чтобы насытить абсолютно всех, кто приехал наведать заболевшую. Да и, наконец, прирезали корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.
И абсолютно все это время, мышь следила за происходящим используя дырку в стенах и думала о вещах, что ни к кому практически никакого дела совсем не имеют!
А пока вообразите, русские граждане, реально ли Лично вас никак не касается, что всякий день Ваши собственные главы провожают на гибель в Украину Ваших сродников?
Теперь больше 100 деньков российской федерации правительство командирует на точную погибель в Украину. Полным-полно русских людей глядят на это в целом и потом мыслят: меня лично это не касается. А теперь рассказ специально для сих людей: Как-то мышь заметила, что в свою очередь хозяин усадьбы поставил мышеловку. Вот она сказала об таком курице, овце и дополнительно корове. Однако абсолютно все они отвечали: “Мышеловка — это в целом твои затруднения, к нам она ни малейшего дела не имеет!” Чуть позже в мышеловку вляпалась змея — да и укусила благоверную фермера. Пробуя ее вылечить, благоверной изготовили супчик из курицы. Позднее зарезали овцу, дабы накормить каждого, кто приехал проведать хворую. И дополнительно, наконец, прирезали корову, преследуя цель с достоинством покормить приглашенных на похоронах.
И все это время, мышь смотрела за текущим через дырку в стене и думала о вещах, те которые ни к кому практически никакого отношения никак не имеют!
А пока прикиньте, российские люди, действительно ли Вас не затрагивает, что в свою очередь каждодневно Все ваши вожди высылают на погибель в Украину Ваших родичей?
Предкам погибших балтийцев с флагмана Москва воспрещают жаловаться по части погибели имеющихся ребят. А российские граждане продолжают в это же самое время спокойно глядеть, как их российское управление гонит и далее на погибель в Украинском государстве собственных сынов.