В Сумах поставили спектакль о еврейском счастье
Спектакль называется «Тевье». Поставлен по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва» совместными усилиями народной вокальной театра-студии «АВИВ» и образцового хореографического коллектива «Амелия» сумской классической (Александровской) гимназии.
Режиссёр-постановщик: заслуженный артист Украины Вадим Шерстюк.
Сюжет
Молочник Тевье живёт в деревне Анатовка недалеко от Киева со своей семьёй – женой и пятью дочерьми. Старшие на выданье. Далее появляются женихи и отношения с каждым из них. Потом черносотенцы с погромами, которых поддерживает правительство. Действие спектакля происходит примерно в 1907 году.
Темы и параллели
Сама по себе история, созданная Григорием Гориным по рассказам Шолом-Алейхема, настолько беспроигрышно великолепна, что где бы и кем бы она ни воплощалась, постановщику и актёрам главное не испортить её совсем фальшивыми нотами, неуместным пафосом или перебором дополнительных коннотаций, которые, так или иначе, заманчиво проглядывают из-за сюжетной линии. Но тут как раз всё дело в дозе, потому что вообще спектакль разворачивает перед публикой целый веер тем.
Есть тема антисемитизма – но она не главная. И тема взаимоотношений с Богом. Она больше, однако это не религиозный спектакль, хотя Тевье постоянно обращается к Всевышнему, видя в Нём того, кто помогает и советует, а не судит и даёт законы.
И тема переселения душ – тут сразу возникла интересная параллель со спектаклем «Афинские вечера» в сумском национальном театре им. М.С. Щепкина, премьера которого состоялась неделю назад. В обоих случаях душа уходящей из этого мира бабушки переселяется в новорожденную внучку (или правнучку) И в обоих спектаклях речь о том, насколько дети, особенно дочери, принадлежат родителям.
А ещё тема маленького человека, в судьбу которого врываются мировые стихии, когда есть определённый устоявшийся быт, даже нелёгкий, но всё же привычный, и вдруг является некая внешняя сила и всё рушит – как у нас сейчас с пандемией, например, или войной.
Актёры и персонажи
Мы смотрим уже не первую постановку Вадима Шерстюка совместно с театром-студией «АВИВ» и каждый раз поражает какая-то особая фирменная манера игры и взаимодействия актёров в его спектаклях. На сцене опять рядом талантливые аматоры и блестящие профессионалы – народный артист Украины Владимир Хорунжий (мясник Лейзер-Волф), заслуженный артист Украины Семён Немировский (Тевье). Когда они начинают существовать вместе, получается удивительно органичное зрелище.
Вот, например, перед публикой появляется директор сумской филармонии Александр Даниленко в роли Степана. А затем известный сумской журналист Дмитрий Видович. Он играет Урядника. И Елизавета Шерстюк — замечательная вокалистка и при этом ещё и директор «Сумского еврейского фонда Хесед Хаим». Она — Голда, жена Тевье. И ощущение, что они знакомые, то есть люди, с которыми здороваешься на улицах не исчезает до конца. Но только теперь они уже не директора и журналисты, а жители деревни Анатовка, и в голову совсем не приходит, что у них может быть ещё какая-то другая биография…
В конце спектакля с удивлением обнаруживаешь, что прошло 3,5 часа. Но действие длится совсем недолго, в смысле физического ощущения времени, хотя и особых детективных событий вроде не случается. Зато есть нечто большее — настоящее, общечеловеческое. И ты сам себя почему–то ассоциируешь с присутствующими на сцене и проживаешь вместе с героями их радости и огорчения, как свои, будто бы и на самом деле во время спектакля происходит переселение душ.
Трагическая комедия
В пьесе, кроме «погромщиков» нет откровенно негативных персонажей. Все хотят счастья и готовы даже уступать и совершать благородные поступки. И украинцы, и евреи. Но постоянно случается что-то трагическое, поэтому Тевье и находится в непрерывном диалоге с Богом – как и многие из нас в реальной жизни. И его главный вопрос: «Зачем? Зачем тебе, Господи, чтобы мне было плохо?» Хороший, кстати, вопрос.
По ходу спектакля на сцене практически безотлучно присутствует скрипач (Владимир Народицкий). Его скрипка — как душа, которая звучит – поёт и плачет…
И конечно же юмор — еврейский, горинский, шолом–алейхемский — особенный, в общем, остроумный и философский одновременно. Даже в самые трагические моменты действия звучат шутки. В этой связи вспоминается то ли быль, то ли легенда о том, как Шолом-Алейхема однажды за остроумие назвали «еврейским Марком Твеном». И тогда Марк Твен в ответ назвал себя «американским Шолом-Алейхемом».
После спектакля
Постановка вышла эмоциональной и многолюдной, в ней много красок, праздника, радости, любви и красивых одухотворенных лиц. Трогательны вокальные номера, прекрасны и зажигательны танцы и вообще вся музыкальная канва авторства Джерри Бока, взятая из мюзикла «Скрипач на крыше» – американской версии этой же истории про Тевье-молочника. В целом, зрелище создаёт впечатление погружения в бездонный поток жизни. А после действительно трагикомического финала становится светло и не безнадёжно…
Молочника Тевье придумал еврейский писатель-классик Шолом-Алейхем (1859–1916), настоящее имя которого Соломон Рабинович.
Родился он в Переяславле, а раннее детство провел в селе Воронькове Киевской области.
Впервые цикл рассказов Шолом-Алейхема, где главным героем был молочник Тевье опубликован в 1854 году. В 1946 году по его мотивам был создан бродвейский мюзикл «Скрипач на крыше» на музыку Джерри Бока. Название выбрано в честь знаменитой картины Марка Шагала, изображающей скрипача на крыше витебского дома.
В СССР в 1985 году режиссёром С. Евлахишвили был создан телеспектакль с названием «Тевье-молочник» и Михаилом Ульяновым в главной роли. В 1989 году в театре им. Ленинского комсомола. на этой же основе появился спектакль по одноименной пьесе Григория Горина «Поминальная молитва». Режиссёр Марк Захаров. В главной роли блистали Евгений Леонов и Владимир Стеклов.
Тогда же в 1989 году в киевском театре имени И.Франко был поставлен спектакль «Тевье-Тевель» с Богданом Ступкой.
Премьера в Сумах состоялась 30 и 31 мая 2021 года в ТЮЗе.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Фото: Лариса Ильченко
№ 191 Римма Марковна (Алма-Ата) 9.09.2012, 21:38 Интересно было бы посмотреть спектакль с моей любимой Марией Ароновой, интересно, как там у них? И конец оказывается другой, правильно, что от своего счастья отказываться Ну если Игорь, свое мужское слово сказал, значит тому и быть, а я думаю, найдет Проня мужа, который её полюбит )
Коммент конечно не к этому тексту, но хороший )) Конечно, Проня будет счастлива. Она же добрая и нехитрая. Такие обязательно бывают счастливы )