Родион Денисов (Денис Радионов). Джаз
Номинация «Вишневый сад»
Джаз бывает только настоящий. Плохой и хороший, изысканный и грубый, утонченный и примитивный, но он живой и добрый, или это не джаз. Его любишь без причин, как воплощенную наяву мечту или подсказанное вовремя слово, разрешающее мучительную попытку выразить что-то важное. Он живет в тебе каждую минуту, теряя и находя связь с твоими чувствами и поступками. Он – подтверждение твоего существования помимо себя и камертон, отделяющий близкое тебе от того, что можно уважать, желать или понимать, но что не дает тебе надежды преодолеть одиночество и ограниченность своей жизни.
Из тысячи свойств джаза мне кажутся главными два: живой и добрый. Именно это отличает джаз, его философию и эмоциональный настрой. Живой, потому что так же как мы, он живет и умирает здесь и сейчас, как и мы, ищет себе оправдание и место, сомневается и делает глупости, надеется и разочаровывается, теряется в догадках, постепенно обретает определенность, наконец, учится принимать свою судьбу с достоинством и вспыхивает неимоверно ярко, когда узнав и исчерпав себя, устремляется к нам с надеждой и … гаснет.
И добрый, потому что внимание к каждому звуку, понимание его неслучайности сродни вниманию к каждому человеку. Если пассажиры автобуса для вас не только фигуры, заполняющие жизненное пространство, а живые истории, достойные внимания и сопереживания, то вы любите джаз. Потому что вон тот звук родился из расставания, недолгого, уже наполненного предвкушением встречи. А вот тот молодой человек у окна еще чувствует на губах прощальный поцелуй девушки, ему неловко наедине с избытком нежности, неуместной в толпе чужих и безразличных людей. А эти звуки сродни улыбке пузатого китайского монаха, всегда готового расхохотаться от неизмеримого счастья случайного и необязательного бытия, лишенного смысла и зыбкого, но порой неожиданно уютного для беззлобного плута. А этот звук из другого смеха: это улыбка висельника, когда у палача разъехались ноги на скользком помосте. И этот старик на ближнем сиденье с лукавыми глазами, в смешном опрятном костюме, в свое время мог так улыбнуться.
А еще джаз, это городская музыка, часть культуры, пропитанной теснотой и одиночеством, доводящей до крайней остроты потребность в понимании и порождающей нетерпимость и душевную глухоту. Когда самопознание подменяется выбором стаи, а разнообразие человеческой души усилиями самоуверенных кретинов сводится к шаблонам успешности и жизнерадостного хамства, особенно ценно искреннее и внимательное, непосредственное и терпимое, доверчивое и смелое искусство – яркое воплощение человеческого достоинства – джаз.
Читать другие миниатюры, участвующие в конкурсе «Колибри»
Интересно!
Искренне и с душой. Зацепило!