В Сумах открылась выставка хороших и разных фотографов
Во вторник 11 октября в Сумской городской галерее открылась выставка художественной фотографии «Антология света» Сумского городского фотоклуба «Импульс».
Заметки с выставки
Отличная выставка – творческая, добрая, умная. Был бы я главным судьей, то цветочную церемонию (в спорте это 6 первых мест) устроил бы следующим образом:
- Золото – «Милость». Автор – Владимир Хвостик. Авторское название – «Ангел пролетел» — название правильное, но слишком в лоб.
- Серебро – «Феноменология мысли или трансцендентальная рефлексия». Автор – Сергей Чепульский. Авторское название – «Гнездо» — как по мне, то несколько упрощенно.
- Бронза – «Бабочка». Автор– Сергей Чепульский. Название совпадает с авторским – именно то, что надо.
- 4-е место – «Дюжина цветных рудных агломератов в остывающей плавильной печи». Автор – Игорь Ройченко. Авторское название — «Е504» (или какие-то другие цифры) говорит о том, что моделью были остатки желе в стеклянной посуде со льдом.
- 5-е место – «И реки обыдоша мя». Автор – Наталья Ковалева. Авторское название – то ли «Стихия души», то ли что-то похожее – недостаточно выразительно, статично, действия не передает.
- 6-е место. Не скажу. Выбрать точно по памяти не могу. Было еще около десятка работ, достойных цветочной церемонии.
Владимир Хвостик — автор лучшей, на мой взгляд, фотографии на выставке. Возможно, это вообще его лучшая работа.
Но он же — и автор худшей – той, на которой исполосованная линиями-тенями девушка. Думаю, что большинство зрителей чувствовали некоторый дискомфорт, глядя на нее. Объясню, почему я так думаю.
Там – иллюзия обыкновенной татуировки. Нормальный человек при виде татуировки должен содрогнуться, как содрогается при виде зла. «И кроенiя не сотворите на теле вашемъ и язвъ настреканныхъ да не сотворите въ васъ» — «не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». Это нам заповедано на самом первом этапе истории человечества – еще в Ветхом завете. И заповедь эта не отменялась в Новом завете.
С пониманием можно относиться к клеймам каторжников, но их уже давным-давно нет. С пониманием можно относиться к татуировкам современных заключенных — это их единственный достоверный язык, вольный или невольный. Но не может быть понимания добровольного нанесения татуировки на свободе. Это признак принадлежности к тупой современной черни. Посмотрите на руки футболистов, рокеров, бардов, обычных студентов и т.д. – стадо. И не смешное. Поразительно, что нанося татуировку, они думают, что совершают нестандартный поступок. Увы, все наоборот. Они осознанно или неосознанно присоединяются к отрекшейся многолегионной толпе, выбравшей себе нового хозяина.
Понимаю, что Владимир в своей работе, скорее всего, не предполагал никаких татуировок, а создавал образ мятущейся вольнолюбивой лошади-зебры или томящейся за решеткой души. Но мое подсознание мгновенно формирует в сознании татуировочное зло. Увы, моя беда.
Был у Владимира портрет женщины (показалось, что модель – Римма). Отличная работа, но жестокая. Само собой, мастер остался предан теме борьбы с апартеидом. Если бы это делалось для журнала «Вокруг света», то я был бы двумя руками «за». А если для творческой выставки в бледнолицем городе, то мне это напоминает псевдоэстетический рулонный материал, хоть ты горшки на него ставь, хоть к джазу привязывай.
Сергей Чепульский становится для меня творческим лидером Импульса. Понятно, что лучше-хуже – это всегда субъективно, поэтому я оговариваюсь – «для меня». Думающий, ищущий и воплощающий.
Но у Сергея «ни стыда, ни совести». Представьте себе литератора, с чьим творчеством вы знакомы и даже готовы кое-что принять из его сочинений, приглашающего вас на встречу. Вы приходите, а он начинает читать известные вам рассказы. Спасибо, конечно, но уйдете вы со встречи разочарованными.
Зачем Сергей понавесил свои старые фотографии? Они же были представлены месяц назад в бывшем Филантропе!
Если бы выставка была в другом городе, тогда, пожалуйста. Но в Сумах?! Да нас в Сумах всего не более сотни человек, которые стараются не пропускать открытия выставок. Показывать ранее показанное – это не совсем глубокое уважение к нам. Другое дело, если вы приняли решение выпить чашу с ядом и решили устроить предсмертный показ своих лучших работ – тогда понятно, возражений нет. По крайней мере, в объявлении надо честно писать, что за отчетный период вы бездельничали или непрерывно рубили овощи на свадьбах, у вас мало новых работ и вы будете показывать старые. Я не пойду, даже если там будут ваши шедевры. Уже видел. Фотоработы – не иконы же, чтобы тихо подходить, в благоговении прикладываться взглядом и задом отходить.
Кроме Сергея были и другие фотографы с мертвыми кошками, в смысле, с повторами бывших выставок. Лучше оставлять пустое пространство по сторонам. Работа в одиночестве эффектней выглядит. Хотя, может, другим и нравится окунуться в недавнее прошлое мастера? Ладно, пусть купаются в непроточной воде, настаивать не буду.
Но они – фотохудожники и сами себя… того… не дооценивают. Беседую с одним из организаторов и задаю вопрос: «Почему выставлены рядом несколько по сути одинаковых фотографий? Не вижу в них ни динамической смысловой смены, ни развития сюжета, ни новых граней». А мне организатор отвечает про композицию выставки, про гармонию фотографий между собой, про несовместимость некоторых фото при расположении рядом, про необходимость подбора похожих фотографий для лучшего целостного восприятия выставки.
Ёлки-палки, — думаю про себя, — так вы сами же к своим работам относитесь, как к обоям. Для вас целостное цветовое восприятия выставки идет впереди индивидуального творческого начала своего коллеги.
Толково разместить фотографии на выставке – невероятно сложная задача. По серьезному, и дня может не хватить даже для такого небольшого зала, как на Соборной. Но, как говорится, нет такого хорошего дела, которое нельзя было бы испортить. По крайней мере, я прослушал из выставочного патефона три грампластинки с царапинами.
Отличные фотографии Игоря Ройченко я назвал агломератом, в смысле – сырьем, в надежде, что он на них не остановится и будет развивать найденную тему. Половина работ там закончены – улетающая птица, здание вокзала, осенний лист, тротуар под дождем, слеза по щеке. Вторую половину надо заменить с целью усилить и конкретизировать первую. Блин, знал бы я как отличить фотоаппарат от бинокля, я бы у него выпросил шесть супер фотографий из той дюжины, а шесть доделал бы сам. Они у меня прямо сейчас перед глазами стоят в цвете и в сюжете. Назвал бы цикл: «Последнее прощай с любимых губ слетает, в глазах твоих больших тревога и печаль. Еще один звонок, и смолкнет шум вокзала, и поезд улетит в сиреневую даль».
Кстати, фотография Игоря Ройченко с мокрым тротуаром по настроению – один в один, как фотография Олега Бурбовского с дождем, выставка которого еще находится в соседнем зале. Но это только по настроению. По форме между ними столько же общего, сколько между прекрасным борщом с фасолью и каким-нибудь удаленным спутником Юпитера.
К слову, прогулявшись еще раз по соседнему залу мэтра из Запорожья, понял, что сложно сравнивать эти две выставки. Одинокому автору не просто тягаться с разнообразием и разномыслием целого фотоклуба.
Человека, входящего в житейское море («И реки обыдоша мя») Натальи Ковалевой я отметил цветочной церемонией, очень хорошая работа. Были у нее и неплохие портреты. А квадриптих с музыкальными названиями и балериной мне не пошел. Оконная рама – шикарная, цветовой тон – приятный, больше ничего не почувствовал.
А может это из-за балерины? Искусство не только же лечит, но и калечит. Я, как только увижу балерину, так сразу вздрагиваю и озираюсь по сторонам. Ну как сейчас откуда-нибудь из-за угла Владислав Шерешевский вынырнет со своим мозгозиждительством?
Запомнились хорошим впечатлением триптих — натюрморт (чайник по центру), кажется, Виктории Васильевой. Портрет девушки с фотоаппаратом, с крестиком на платье. Еще несколько работ. Виноват, по памяти затрудняюсь вспомнить авторов.
Еще была девочка — фотомастер по имени Екатерина. У нее тоже агломерат – детские две ручки внутри взрослых рук. В таком виде работа хорошая, человечная, но неинтересная, несколько банальная. Но вот если бы! Дело в том, что руки в руках на фотографии образовали почти круг, то есть, они могли бы превратиться в земной шар, а лучше во вселенную. Во вселенную заботы и добра. Эта непоявившаяся на свет фотография была бы намного интересней.
На выставке была даже одна тупиковая работа. Даже мысль проскочила, может это наш певец Голливуда втихаря ее из выставочного подвального помещения банковской перевесил? Так вроде он не в Импульсе? Короче, геометрические формы, поиски нового, так сказать, из ряда вон, типа долой классику, даешь авангард. Но ее в закуток повесили, в дальний правый угол и она никому не мешала. Ребячливое искусство. Живописи полтыщи лет, фотографии сотня лет, а они хотят что-то новое найти. Найти-то можно, и нужно искать, только взгляд должен быть направлен вглубь, а не в стороны. Мало вам опыта первой половины 20-го века? Сколько народу во все четыре стороны перемыкалось, сколько –измов сотворили, в том числе и геометризмов? И что? Материал для историков-искусствоведов. Ну, и для аукционов ценность. Поскольку на всякого одного, выложившего миллион за туфту, в будущем всегда найдется второй, который перекупит за два миллиона. А нам-то зачем чужую дурь в критерии брать? Как тут Гоголя не вспомнить: Он бач, яка кака намальована.
В противовес можно привести «Бабочку» Сергея Чепульского. Вот где настоящая геометрия стен-крыльев, ног, полос на платье! Высший пилотаж.
Не понял, что с Сергеем Краснянским. Кризис творческий, что ли? Когда шел на выставку, в первую очередь меня интересовало то, какие новые работы он покажет. Ничего. Старый триптих. «Сфера», кажется. Но он мне и раньше не нравился. При всей внешней космичности, мне в нем мелковато, да и скучно. К тому же прием заезженный. Собственно все приемы заезжены. Но для натуральных классических работ это значение не имеет. А вот если создается что-то оригинальное, то тут заезженность незамедлительно портит репутацию работы.
Еще панорамный диптих был. Правая цветная работа прекрасна своей живописностью. А левая – как оскомина — пустыни, отливы, колья, и все это в черной-белой мрачности. Лестницы, уходящей вдаль, еще не хватало. Уж и не знаю, сколько современных романов проиллюстрированы подобным сюжетом. Прошу прощения у Сергея. Я его считаю за думающего крепкого мастера и надеюсь на будущие работы.
Спасибо «Импульсу» за хорошую выставку. Точнее, фотомастерам спасибо. Как по мне, то по сравнению с последней выставкой в библиотеке, явный шаг вперед, в особенности у девушек. Очень рад.
Выставка продлится до 23 октября 2016 года.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Евгений, кризиса нету, скорее всего я больше не соотношу себя с творческой средой, показал старые работы и по моей задумке они стоят вне «творческого соревнования» с другими авторами, представленными на выставке, в общем то это и оказалось основным посылом моего личного участия, ну и предпосылкой исхода… так что и будущих работ совершенно не обещаю, но спасибо за внимание !
Сергей, вспомните сказанное, вспомните притчи. Цитировать не буду, вы их прекрасно знаете и лучше меня понимаете.
Вы живете верой. И как художник смотрите на мир через эту призму. То, что удается увидеть вам, ваши коллеги могут не увидеть. Они могут быть сильнее вас по некоторым профессиональным качествам, но они остаются светскими фотографами.
У меня были случаи лично с вами, точнее, с вашим взглядом, еще точнее, с вашими фотографиями, когда ваши работы становились для меня путеводными в восприятии некоторых сторон жизни. Лучшие ваши работы тверды своим нравственным началом и не имеют аналогов в нашем небольшом сумском сообществе. Фотографы, запечатлевающие нашу городскую духовную жизнь, есть; вижу их в соборах. Но они — чистые документалисты. А ваша призма творческая, это несколько другое, поэтому я пишу, что не знаю аналогов.
Решили творческую фотографию отодвинуть на третий план в своей жизни? Эге… эге… а не эгоизм ли это? Сами спасаетесь, а на зрителей, которым вы нужны, рукой махнули? Неправильно это. Нет в ваших словах «будущих работ совершенно не обещаю» любви к нам.
Отдохните, усовершенствуйтесь и в — бой! В бой за истину, за истину в фотографии.
Далеко не всякая внешне правдивая фотография является истинной по существу. Вон была на выставке фотография девушки, ухватившейся за товарный вагон. Ну, куда это годится? Товарняк похоже двигается, потому что волосы развиваются, а девушка не вперед или вверх на крышу вагона смотрит, а явно в камеру позирует псевдоволевым взглядом. К тому же одежонка у нее совсем не та, в которой по железнодорожным просторам странствуют.
Евгений, не смогу даже вкратце объяснить, как так бывает, что допустим фотография или еще какое искусство перестает играть некую решающую роль в жизни, формировании взгляда и самого направления… Должно быть так, что человек делает шаги возможно даже не понятные для окружающих, но личностно важные, и дело тут не в гордыне или пренебрежении к окружающим ! Конечно я мог бы говорить и о смысле искусства, именно современного, когда любование некими психологическими изворотами, выдается за нечто важное, но по содержанию и по самой духовной пользе — полностью пусты ! Тут же и о себе скажу, что если я и устал, как Вы подумали, то не от самого творчества, а от того пути куда движется современное искусство. Но и это по сути не важно, просто если можно так сказать, то мое творчество изменило направление и есть более важные вещи, которые мне нужно успеть еще сделать в этой жизни, по возможности творчески ! )) И пусть простит зритель, который возможно и ждет моих работ в фотографии, уверен для каждого есть множество возможностей получить гораздо более важные вещи, чем дает фотография ! С такими надеждами и посылами я даже не удаляюсь из творческой среды, поскольку отдалился я уже давно, если не заметили, но именно исхожу… конечно будут какие-то снимки, ведь я же не противник творчества, как такового, но внутри фотографического «течения» меня уже не будет !
Вам же спасибо за внимание и время от времени поддержку, так же рад, если и сам чем-то вдохновлял в своих работах и показал хоть что-то важное ! Очень рад, что вы полезное увидели как бы изнутри моих работ, очень ценю это и очень ценю Ваше мнение !
Ну вот. Я так и знал.
— Вася! Братик! Узнаешь брата Колю?
— Узнаю! Узнаю брата Колю!
По вашим работам чувствовалось, что фотография для вас — не главное в жизни.
Обычно у одного мастера работы подготовлены и произведены с одинаковым уровнем тщательности. А у вас был «разнобой: мадера, старка, зверобой».
С одной стороны были работы глубокие, продуманные, с самоотдачей. Тут вспоминаются многочисленные сюжеты крестных ходов, море-набережная-священник, подворье-ремонт-трактор, разлив-дерево и другие.
С другой стороны были работы, напоминающие домашнее задание, которое школьник с естественным нежеланием приготовил на завтра в школу. Тут вспоминаются, например, могрицкие сюжеты. Они у вас хладные и безынтересные самому себе. Сразу же в голове выплывает сравнение с вашим одноклубником Александром Мыколенко. У него Могрица — душевная и на полной самоотдаче. (Кстати, его морские работы с нынешней выставки я не нахожу удачными. Куда им до его же Могрицы?! Разве что дымчатость волны интересная получилась.)
Ваш «исход» — очень удачное слово — не оказался для меня ошарашивающим. Если говорить по самому строгому счету, то творчество — инвалидный защитный костыль. Оно имеет смысл только как промежуточная ступень к другому, более важному для творца. Человек, ушедший с головой в творчество — неблагонадежен.
Так что, примите мои поздравления. Хотя фотоаппаратик я бы на вашем месте не стал на гвоздик вешать. Авось, пригодится.
У меня дела хуже, я на две ступени позади. Как вышибло год назад из творческого процесса, так и мыкаюсь бестолку, малякая всякую фигню на форумах. Теперь мечтаю хотя бы еще раз до костылика дотянуться.
Бывают случаи, когда творчество и есть тот костылик. Мы же люди, и мы не можем стать тут на земле аки облаки бесплотными ( да простят меня метеорологи. ))
Творчество и любовь к женщине -это практически единственные созидательные способы преодолеть свою разобщенность с миром. И не только с миром людей.
И бежать от них некуда — вне их везде суета и непокой. .
Да… Любовь к женщине… Как метеорологу мне знакомы два атмосферных явления, сопоставимых с этим чувством:
1. В количественном (силовом) разрезе — ветер 30 м/сек — не можешь идти вперед, ложишься на ветер и не падаешь, плащ уходит позади тебя в небо, хлопает взрывными звуками, пытается оторвать от земли, нечем дышать, рот забит ветровым потоком так, что не выдохнешь.
2. В качественном (смысловом) разрезе — ледяной дождь — не знаю, видел ли кто из читателей это редкое явление — конусообразная прозрачная ледяная оболочка, наполненная водой, падает и разбивается, как ваза с цветами.
Что уж говорить, нет сильнее чувства, чем это. И хорошо оно тем, что дает понятие о том, какова должна быть сила настоящей любви.
А относительно творчества, так, Евгений, вот это твоё эссе на тему фотовыставки — классический пример со-творчества. которое самоценно и есть равным настоящему художественному творчеству . Я бы мечтал, чтобы о каком-нибудь моём творческом проекте так написали — подробно, детально, очень субъективно, с уважением, но без лести — это настоящая критика, за которую театралы, например, платят большие деньги.
Но что-то я не вижу отзывов от руководства фотоклуба «Импульс» и его членов, кроме Сергея.
И меня это беспокоит. Неужели пришло фэбэшное время молчунов-визуалистов? Это что, венец цивилизации? Вначале было Слово, а в конце Демотиватор? )
Хотя вот, например, тот же Володя Хвостик — человек говорящий. И великолепно говорящий…
Еще раз о метеорологии.
Вот была бы у меня зеркалка со съемным объективом, а в ней миллион настроек, громадная матрица (ну хотя бы какой нибудь Nicon 36х24 мм, мегапиксели — по-барабану, там и так по-любому хватит), и чтобы я знал, на какие кнопки нажимать и что куда крутить, я бы сделал эту фотографию.
Назвал бы ее: «Егоже возметает ветр от лица земли».
1. Значит, в городском парке есть несколько подходящих мест на аллеях, где рядом с мощным деревом растет высокий куст. Во время сильного ветра куст будет гнуть к земле. Осенью взметнувшаяся листва усилит эффект.
2. Дома у меня в коридоре будет лежать подготовленный плащ. Любой, лишь бы не черный и не кожаный. Нет, не любой, надо под цвет листвы подобрать. Фотография будет цветная, но совсем малоцветная, вся в одном тоне, близком к светлокофейному.
3. Регулярно смотрю прогнозы погоды, ожидая бурю.
4. И как только есть подозрения на ее начало, тут же плащ в руки и звонок другу, который будет человеком, чтобы немедленно бежал в парк.
5. Плащ на человеке должен быть растегнут. Человек гулял себе по парку — и внезапно буря. Не знал человек, когда наступит это время, а буря пришла внезапно и нашла плащ незастегнутым. Теперь человек не поймет за что хвататься — за себя, за голову или за пуговицы, его просто сметает.
Во! Я бы Игоря Касьяненко попросил быть человеком. А в руках у него книжечка стихов, а страницы заранее оторваны, а ветер вырывает страницы жизни, а они шлейфом стремительно улетают. Тут уж не до пуговиц.
Я вам точно говорю! Если ходить на все бури в парк, то за пару лет усердного служения идее фотография точно получится.
Я же не фотограф, я же понимаю, что просто так классных снимков не бывает. Действует закон: легко пришло — легко ушло. Фотографию надо выстрадать. Одним случайным щелчком может получиться только тогда, когда ты месяц перед этим щелкал непрерывно и безуспешно тот же самый сюжет.
Да, Евгений. Здорово! Именно так и приходит любовь. Вроде и ждёшь её, и готов, и плащик подобран, и место, и фиксатор её мгновений. А она приходит — и всё сметает…
хорошая Выставка как для меня… жаль что у нас на задворках области такое в диковинку будет, ЕСЛИ БУДЕТ?! не все же могут сейчас так запросто махнуть в центр поглазеть,. Нет ли желания по райцентрам пробег сделать, больше зрителей будет или они не того уровня?
Отличная идея.
О каком уровне вы говорите? Уровень жителей столиц, областных центров, районных, сел — совершенно одинаковый.
Но различие есть. Обычно, чем крупнее город, тем, с точки зрения восприятия искусства, в нем больше искалеченных людей. В больших городах дурь лучше приживается. Мусор, который может прокатить в столице, в областном или районном центре уже не прокатит.
Вам надо обращаться к руководителям клубов «Позитив» или Импульс».
Если кто-то из них согласится, то я запросто в своей Волге могу отвезти пару представителей клуба из Сум и работы.
Не ожидал ответа — ПОЭТОМУ Огромное СПАСИБО!… ЛОВЛЮ НА СЛОВЕ и будем с нетерпением ждать….
Да, и еще один вопрос — что Вы подразумеваете под термином «дурь» ?
Николай, если мне на день рождения подарят цветы — это хорошо,
если пачку сигарет — это хорошо,
если дырявую калошу, то какими бы смыслами и юморами не обвешивали этот подарок — это дурь.
Если перед вами фотография, от которой вам тепло на душе — это хорошо,
если заставляет задуматься — это хорошо,
если вы чувствуете банальность сюжета или исполнения — это тоже хорошо,
если полная безынтересная ясность — это тоже хорошо,
если вы ничего не можете понять, но при этом не испытываете неприязни — и это хорошо.
А вот если вас почти тошнит от увиденного — это дурь,
если вы чувствуете от фотографии просыпающееся в вас зло (Всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья — Александр Сергеевич) — это дурь.
Чтобы не быть голословным, примеры.
Произведения о смерти:
Суриков, Утро стрелецкой казни — это хорошо.
Верещагин, Апофеоз войны — это хорошо.
Репин, Иван Грозный убивает сына — это дурь. Как по мне, то Илья Репин — на редкость безнравственное мерзавное существо, родоначальник многих извращений будущего.
В Сумах знаю одну его жертву. Хотя жертва и не догадывается, что ее папа — Илья Ефимович. Есть у нас молодой фотограф. Возможно был, потому что последние пару лет не вижу его работ. Талантливый, ищущий свой путь, но невооруженный никакими истинными нравственными представлениями, кроме своих молодеческих. Он решил поработать со страстным сексуальным началом в человеке. Причем, никакой эротики, не говоря уже о худшем. В силу своего таланта он сразу вышел на гибельные реперы совершенно точно, он сразу попал в психологическую десятку. Создал цикл работ. Не хочу их описывать, но, чтобы у вас было представление, дам один сюжет — сильная мужская нога сжимает в своем коленном изгибе шею гордосмотрящей женщины.
Конечно же, эти работы тут же попали в лауреаты всевозможных выставок и даже стали заглавными при оформлении афиш или каталогов.
Поразительно, что сумские мастера, которых я глубоко уважаю, защищали эту бесконечную дурь.
Евгений, Благодарю за Ваше разъяснение что есть «дурь» в Вашем понимании, не буду спорить с Вами так как не являюсь критиком и большим гуру в этом деле, но многие пункты из Ваших толкований мне близки и понятны.. Да, мне кажется что наш разговор можно перенести из паблика, например в FB, ежели конечно у Вас есть желание продолжить общение так как тема фотографии мне не безразлична, сам пытаюсь что-то делать, но пока особых успехов вроде нет, хотя на олимп не претендую.
Николай, так а я тоже не гуру.
От других зрителей отличаюсь тем, что нескромно публично излагаю свое мнение, хотя меня далеко не всегда об этом просят.
Это мне по-нраву, нравятся мнения которые идут от сердца и души, а не высокопарно-заумные тирады о композиции, свете, колористике и прочих-прочих технических приемах…. каждый видит в работе свое, но если работа толковая, то видят тогда все самое главное что хотел сказать автор. Вот так лично я понимаю прекрасное или хорошее…