Автор самой красивой марки в мире называет себя монархистом
В 1994 году на международном конкурсе в Италии самой красивой в мире была признана марка, созданная 64-летним чешским художником-иллюстратором Адольфом Борном в честь 740-й годовщины со дня рождения путешественника Марко Поло.
К тому времени Адольф Борн был повсеместно известен как карикатурист, книжный иллюстратор и художник-мультипликатор, создавший, наряду со многими прочими, образы Маха и Шебестовой в мультсериале «Приключения Маха и Шебестовой» (1977—2005), на котором выросло не одно поколение детей.
Однако к 90-м годам прошлого века Адольф Борн разочаровался в анимации:
«Уже нет. Дело в том, что очень сильно изменилась технология. Сегодня используется множество чисто технических средств. Раньше рукодельная работа мультипликаторов отличалась абсолютным совершенством… юмор в детских мультфильмах, похоронили американцы и японцы. За все время они не были способны создать единого фильма, который бы отличался увлекательным повествованием. Все ограничивается тем, что герой падает, разбивается как блин, второй ему обязательно даст кулаком в нос, первый упадет, потом грохнется второй, а потом оба встанут и все начинается сначала».
Адольф Борн родился в селении Ческе-Веленице в семье железнодорожника 12 июня 1930 года. У него был один учитель — карикатурист и иллюстратор Антонин Пелца, у которого Адольф Борн прошел школу обучения ремеслу в двух вузах: художественно-промышленном институте и Академии художеств.
По завершению обучения, в 1955 году Адольф Борн на пару со своим сокурсником Олдржихом Елинеком открыл собственную студию и начал предлагать свои карикатуры различным издательствам. В 1959 году в галерее «Фронта» прошла его первая выставка.
В 60-х и 70-х годах двадцатого века Адольф Борн уже был маститым карикатуристом, победителем многих престижных международных конкурсов, в том числе и обладателем Гран-при международной выставки карикатуры в Монреале.
Со временем карикатура в его творчестве уступила лидирующие позиции графике, книжным иллюстрациям и почтовым маркам. На сегодня Адольф Борн является автором целого ряда графических работ, выполненных, в основном, сухой иглой, оригинальных экслибрисов, офортов и литографий.
Попутно заметим, что у Борна есть соотечественник, которого называют «королём литографии». Зовут его Владимир Суханек. Он почти ровесник Адольфа Борна и знаменит своими графическими работами с проникновенным раскрытием темы женской красоты во всех аспектах — от высокой духовности до откровенного эротизма.
С творчеством Владимир Суханека можно подробно ознакомиться в материале: Литография: планета Vladimír Suchánek
Работы Адольфа Борна совсем иные. Они отличаются наличием обязательной приправы из тонкого юмора, присутствием экзотических существ, а также характерной исторической атмосферой: мужчины — в высоких цилиндрах из XIX века, а дамы — в длинных платьях с глубокими декольте и с «многоэтажными» прическами по моде тех времён.
Это не случайно. Адольф Борн — человек с прекрасным чувством юмора и убеждённый монархист.
О юморе он говорит так: «Большинство народов находит точки соприкосновения в области юмора, хотя каждый из них отличается собственным типом юмора. Но абсолютно все юмор воспринимают очень хорошо, независимо от того, испанцы это, голландцы или турки. Точно также как сегодня молодые люди изучают английский язык, и юмор относится к средству общения между народами и государствами».
Что касается монархических убеждений, то они относятся ко временам императора Франца Иосифа, когда в Австро-Венгерской империи, куда до 1918 года входила и Чехия, люди отличались высокой моралью: «Старики пользовались уважением, договоры заключались не подписью на бумаге, а рукопожатием, и ни один вор не позволил бы себе совершить кражу в костеле… современность на меня наводит скуку своей поверхностностью… Монархия для меня самое лучшее решение для всех времен и народов. Этим мировоззрением и продиктовано все мое творчество. То, что человек живет в современном мире, можно воспринимать, как необходимое зло, но совсем не обязательно быть от этого в восторге», — это цитата из интервью Адольфа Борна, предоставленном Радио Прага.
Ностальгию по «золотому веку» Адольф Борн переносит и на свою внешность, в частности, украшая себя характерными для того времени пышными усами.
К слову, подобным образом, через внешний облик и моделирование соответствующего интерьера, выказывал своё уважение к романтическим прошлым временам ещё один знаменитый график, автор первой украинской гривны Георгий Нарбут.
О нём и его брате — поэте-акмеисте из ахматовского круга читайте в материале: Братья Нарбуты. На раздорожьи двух культур
Сегодня Адольф Борн, в основном, занимается иллюстрированием книг. Его концепция состоит в том, что иллюстрации, как и текст, должны проживать в книге собственные истории: «К числу самых любимых у меня принадлежат «Робинзон Крузо», рассказы Эдгара По, сказки братьев Гримм, басни Лафонтена. Я иллюстрировал множество книг, более трехсот, но к числу любимых можно отнести 10-15 названий…»
«…только что закончил работу над иллюстрациями к произведениям Христиана Моргенштерна, немецкого поэта времен расцвета дадаизма. Его стихи в высшей степени культивированные и сатирические. О такой работе я мечтал».
Это же надо, такое придумать — перематёрый кот русалку поймал… и у неё ручки так висят…
Это уже сам по себе-шедевр: карась или чудо какое — разницы нет, лишь бы рыбой пахло ))
//http://s005.radikal.ru/i211/1012/31/fbfa7c78b241.jpg — автопортрет нашла… кот.. заяц… *THUMBS UP*
Владимир Сучанек правильнее будет…
Уважаемая Ирина Проценко! Редакция только что проконсультировалась с товарищами из Чехии. Фамилия звучит: СуХанек.
Вот как хорошо — мне так больше нравится!
Замечательный художник