В Сумах второй раз с успехом открылась одна и та же выставка

Во вторник 5 мая в галерее актуального искусства «АкадемArt» открылась экспозиция работ двух сумских фотографов Александра Миколенко и Сергея Малюка под названием «Мелогорск 15».

Выставка эта в Сумах работает уже не первый день и на нынешнее место дислокации перебралась из Сумской городской галереи. Посвящена она пейзажам Могрицы – любимого места встреч тех, кто занимается искусством ленд-арта. К их числу, к слову, относится и куратор галереи «АкадемArt» Римма Миленкова. Так что выставка попала к своим.

Ранее мы писали: В Сумской городской галерее — дни художественной фотографии

Говоря о впечатлениях, мы остановимся на работах Сергея Малюка, в надежде, что кто–то из наших комментаторов так же сможет описать творчество его уважаемого коллеги. Мы не станем разбирать технические нюансы и композиционные тонкости. Мы поговорим о мыслях, которые были навеяны созерцанием некоторых  фотографий и, таким образом, включимся в творческий процесс, станем читателями-соавторами, то есть тем, что больше всего необходимо любому художественному тексту в широком понимании этого слова.

Сергей Малюк 2Нас тронули (и позвали к сотворчеству) снимки, на которых мы увидели диссонирующее присутствие человека в природе (при роде), где своими несущественными делами занимаются маленькие люди на фоне масштабных элементов ландшафта, инородно присутствуя в пейзаже, а не становясь его составляющими частями, как другие малые предметы, из которых состоит всё большое. К слову, масштабность, огромность нас окружающего мира, автору удаётся передать замечательно.

В сущности, данный ряд фотографий подводит зрителя к мысли о том, что человек только тогда находится в гармонии с собой, когда ощущает себя неотъемлемой частью общей гармонии Творения. И ведёт себя соответственно.

В этой связи важно заметить, что мы в своей повседневности всё дальше уходим от ощущения включенности в Творение. Дело даже не в пластиковом мусоре, который мы оставляем после себя «на природе». Скорее речь о потере нами первозданной среды обитания. Сейчас мы, в основном, проводим свою жизнь или в производственных помещениях, или внутри механизмов, или в реальности телевизора, или в сети. Всё это – творения рук человеческих. Но человек – только подобие Творца. И всё что он создаёт – это, образно говоря, такая себе китайская подделка, имитация внешних признаков фирменного бренда без сохранения сути.

 Ранее мы писали: В Лондоне выставят китайские подделки мировых шедевров

Даже рассматривая в интернете красивые пейзажные фото мы не получаем главного — энергетического контакта с тем, откуда мы вышли. Не получаем и уже всё реже в нём нуждаемся. Однако настоящая человеческая мудрость именно там. Не социальная и политическая  — тут  невозможно быть мудрым — а интимная, личная, человеческая, та, которой обладали наши предки, жившие на земле. Они умели радоваться простым вещам, жить ради того, что действительно требуется душе и телу, а не призрачными целями, вбитыми в голову современных горожан с помощью различных манипуляционных технологий. Именно агрессивное насаждение этих неестественных целей делает нас часто несчастными, обычно неудовлетворенными и всегда – несвободными. Человек – часть природы. Это понял ещё Франциск Ассизский, который призывал молиться Богу не в храмах, а среди лесов и полей, об этом замечательно написано в стихотворении Бориса Пастернака «Когда разгуляется»….

Сергей Малюк 1Завершая нашу долгую аллюзию на фотоработы Сергея Малюка из серии «Мелогорск 15» скажем, что мы, люди, так устроены, что видим в мире всё, кроме себя самих. Поэтому и судим других строже, чем себя. Оттого и теряем своё собственное место в природе. И начинаем думать, что мы её хозяева. Природе это не страшно. Когда человечество её действительно перегрузит – она от него избавится. Как от инородного тела. А вот человеку, с точки зрения самосохранения, жизненно необходимо помнить о своём частном и очень малом месте в Творении.

Сказанное, кстати, относится не только к людям. Как только автор на некоторых снимках выделяет (опять же на фоне всего грандиозного целого) нечто стоящее отдельно  – одинокое дерево, например, как оно тоже начинает казаться чужим для данного контекста. Потому что отдельное существование противоестественно для живого.

Справедливости ради заметим, что от присутствовавшей на вернисаже публики мы слышали  и другие впечатления. Одни находили на снимках зашифрованные мистические знаки, которые удалось поймать  фотографу, другие назвали выставку патриотической – в общем, каждый зритель, глядя на фотографии, увидел то, что составляет основу пейзажа, существующего в его внутреннем мире.

***

Большое озеро как блюдо.
За ним — скопленье облаков,
Нагроможденных белой грудой
Суровых горных ледников.

По мере смены освещенья
И лес меняет колорит.
То весь горит, то черной тенью
Насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив,
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.

B церковной росписи оконниц
Так в вечность смотрят изнутри
В мерцающих венцах бессонниц
Святые, схимники, цари.

Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
B слезах от счастья отстою.

Борис Пастернак.

Фотографии Сергея Малюка

 

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментария 2

  1. Сергей Малюк:

    Даже быть написанным в тексте рядом с Пастернаком рукой Касьяненко-уже огромное удовольствие!

  2. Игорь Касьяненко:

    И вообще, вот сам перечитал — очень хороший текст. Вполне достойный его героев)

Добавить комментарий для Игорь Касьяненко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + 8 =