Народный артист Валентин Бурый. Эффект внутреннего свечения.

«Без вины виноватые» Муров. с Алексеем Вертинским.

Жизнь как разворачивание и осуществление зерна, заложенного в человека Богом – именно так видится мне судьба народного артиста Украины Валентина Дмитриевича Бурого.  Какая сила ведет человека по судьбе, пролагая его путь в пространстве, во времени и в предназначении? Бог… Сам человек…
И конечно, способность живой Души расслышать в себе пульс Божьей искры… 

Из тихой украинской деревни в 15 лет вдруг (!) рискнуть и махнуть на край света – во Владивосток, за девять тысяч километров от родного дома, чтобы там строить свою судьбу… А спустя 10 лет в ежедневном труде простого заводского рабочего Дальневосточного судоремонтного завода вдруг (!) расслышать зов Иного пространства, говорящего смыслами и снова  рискнуть! — будучи взрослым 25-летним семейным человеком круто изменить точку приложения своих сил и выбрать театральный факультет! И — учиться, жадно вбирая все, что дают учителя и сама жизнь. Впитать все до единой капельки: простоту и трудолюбие крестьянина,  надежность и непритворность рабочего, любовь к театру и к слову от своих учителей в Дальневосточном Институте Искусств, внимательное отношение к миру и человеку.  И снова через 10 лет рискнуть (!) и вернуться в Украину, в украинский театр: Луцк, Сумы. И вкладывать всего себя в служение театральному искусству. И достигнуть эффекта внутреннего свечения и в жизни, и на сцене.      

Как вам такая траектория Бытия?..

 

 — О детстве и не только…

Я вырос в крестьянской семье с тихой, смиренной, но сильной мамой и вечно занятым отцом, председателем то колхоза, то сельпо. Моя старшая сестра вспоминает, что дед с бабушкой очень красиво пели, пожалуй, лучше всех в селе. А сам я помню, что отец всегда напевал что-нибудь, когда тачал сапоги или подшивал валенки. Дед Василёк, так его все звали, читал до глубокой старости, был моим первым учителем азбуки… Хорошо помню, как трудно запоминалась буква «Ж», а он с печи мне подсказывал всякий раз, когда я запинался. На чердаке я находил останки толстых дореволюционных, еще с «ятями»,  журналов, книг. Это была моя первая библиотека. Школьником я ходил уже в настоящую сельскую библиотеку, любил читать сказки, фантастику, приключения. Однажды нас обязали распространять литературу среди селян. Ходил и я со стопкой книг. Там была одна, которую мне до слез захотелось купить. Однако, денег мне не дали. И ее тогда купила соседская девочка. Это была сказка Ершова «Конек Горбунок».  До сих пор помню запах этой книги…. 

Детство – мир, где люди еще не искалечены людьми. В детстве человек —  чистый, Богом ведомый…Меня учила сама природа. Я радовался солнцу, ручью, весне, слушал, как поют птицы, как гудят провода, ходил в лес, собирал ягоды, грибы, чего-то боялся в этом большом мире и в то же время безотчетно любил его. Ведь в природе есть все! Она научила меня практичности и любознательности, и это стало мне опорой на всю жизнь… 

 — Первый опыт театрального действа…         

В школе я участвовал в художественной самодеятельности, любил читать наизусть стихи. Юмористические.  И рассказы Остапа Вишни. А еще я в детстве делал с друзьями спектакль. Прямо в овраге на окраине села – показывали взрослым сказку «Маша и три медведя», был режиссером!…  
 — Вы жили во Владивостоке 20 лет, работали на Дальзаводе, служили в армии, учились в Институте искусств, играли в театре . Говорят, что Дальний Восток – особенный мир?

Мне кажется там жили более свободные люди, там ощущался дух свободомыслия, близость чего-то  большого, неизведанного — Японии, Сингапура… В бухте стояли корабли – вестники других миров. И там особенная дикая природа, сопки, море. Владивосток – город военных и гражданских моряков, рыбаков, пограничников, исследователей, ученых, романтиков, это придает особый шарм городу и людям.  Вообще, Владивосток стал для меня школой жизни, там же и моя театральная школа.

 — Театральная школа…

7 Бурый Вболивальник

«Антимоз из Иверии». Владивосток. ТЮЗ.

Мне очень повезло с учителями, которые внушали нам, студентам, что миссия актера – это активная гражданская позиция, и сверх-сверхзадача актера – донести ее своей ролью зрителю, донести свое внутреннее отношение к чему-либо. Мои учителя в Дальневосточном институте искусств: Людмила Дмитриевна Курбаткина – преподаватель мастерства, она заложила в нас духовную и гражданскую составляющую, добивалась, чтобы мы понимали глубинный смысл роли, старалась достучаться до души, до сердца нашего, ставила нам очень высокую планку, говорила об артисте-художнике; Народный артист СССР Присяжнюк Андрей Александрович – был одержим, горел театром, и эту одержимость, любовь к слову, к сцене, старался привить своим воспитанникам. Учил всегда подходить к делу нетривиально. Например, благодаря ему весь курс учился играть на гитаре…

 — Какой Вам нужен зритель? Как Вы чувствуете зал?

Я ориентируюсь на умного, ироничного, дотошного зрителя, которого не проведешь…
Зал или принимает или отвергает.
  Если зал «ватный», значит, что-то не так и надо искать причину в себе, надо искать иной способ существования на сцене, иной язык общения с залом, надо добиваться более точной сценической правды, чтобы зритель поверил. Особенно  сложно с подростками, они ведь нигилисты… Но если уж взял их – то они пойдут за тобой, за твоей правдой…. 

 — Вам нужна похвала, признание?

Конечно! Я не буду лукавить J Очень нужны отзывы от профессионалов, их мысль очень ценна, она дает направление, ощущение верности выбранного пути… Однако, актер должен слушать всех, а делать, как считает нужным, конечно, в рамках режиссерской концепции … «И пораженье от победы ты сам не должен отличать!» 

 — Какие актеры для Вас являются эталоном театрального искусства?

getImage

«Куда идешь?» «…там страшно? Там черти с вилами?» Сумы. ТЮЗ.

Для меня столпом актерского профессионализма есть Иннокентий Смоктуновский. Прекрасные Богдан Ступка, Олег Табаков, молодой Никита Михалков… И конечно — Евгений Миронов! Я полюбил его, как только увидел в фильме «Идиот» Владимира Бортко. Есть много прекрасных актеров на просторах бывшего Союза, которых мало кто знает. И я, в том числе, не ведаю о них. Но они несут крест своего ремесла не меньший                   (а,  зачастую,  и больший!) нежели «великие известные»! 

 -Какие книги Вы любите читать? И как Вы выбираете книги?

Открываю книгу на первой попавшейся странице – если мое, близкое – беру!..
Для меня А. Пушкин, Л. Толстой, М. Достоевский, А. Чехов – вехи.  Авторы книг  – это мои собеседники, друзья, учителя. Это мой мир!  Люблю раннего В. Маяковского, 
Д. Павличко,               Л. Костенко. А сейчас вот читаю Артуро Перес-Реверте «С намерением оскорбить»…»

И тут вдруг Валентин Дмитриевич берет с полки книгу, открывает и тихо вдумчивым голосом читает эссе испанского писателя «Собаки и сукины дети»… И по комнате полилось: «Я уважаю собак. Тот, кто не знаком с ними, никогда не сможет в полной мере узнать, что такое великодушие, дружба и верность…».  Так заданный вопрос о книгах стал самой жизнью, тут же воплотился! Понимаете?…  Валентин Дмитриевич не ждет иного случая, а по-дружески доверяя, делится той правдой, которая ему открылась в книге.  Это тоже особенный человеческий Дар – передавать Другому свое понимание мира, свою глубину… 

getImage

Бусыгин из «Старшего сына» А.Вампилова. Реж. Коробов Н.В., Приморский краевой ТЮЗ им Ленинского комсомола. Владивосток, начало 80-х.

 -Что сделало Вас подлинным, настоящим?

Оставляю в стороне глагол вопроса, конечно. На мое стремление быть самим собой повлияла сама жизнь, чувство справедливости. Мне попадались в жизни очень хорошие люди, которые помогали мне найти себя. И театральная школа учила добиваться правды. Постигая пьесу, открываешь истинные мотивы поведения, занимаешься психоанализом, ведь театр строится на чувствах. Постоянная работа с психологией героев, анализ приучает тебя к душевной Чистоплотности. Роль воспитывает актера: как говоришь со сцены, так и живи! Работа над ролью требует душевной и духовной работы… Да и в жизни надо стремиться к правде существования. Как говорил  И. Смоктуновский, «надо быть, а не казаться!». Быть собой… Я стараюсь не играть в реальной жизни… Жизнь – это не декорация. Реальная жизнь – это постоянные проблемы, духовные, экономические, житейские  испытания… Чтобы быть собой нужно иметь мужество. Чехов говорил: «Каждый день надо выдавливать из себя раба». Пытаюсь…

 — Как в современной жизни остаться порядочным, нравственным  человеком?

Еще в юности я услышал такую аргументацию нравственного выбора: «когда принимаешь решение о поступке, то нужно осознавать, что «вот я один раз это сделаю, а обратного пути у меня уже не будет».  И это простое правило стало  для меня моим моральным поводырём.  Как Антоний Сурожский говорит: совершил ты маленький грех – и ты уже выкинул Бога из души, уже отдалился от Него.  Ты уже перешел на другой берег реки. Вот надо стараться не переходить реку, оставаться на одном берегу с Богом… Бог вдохнул в нас искру свою  — и стали мы думать, чувствовать, сопереживать, любить – и стали мы людьми! Я считаю, именно христианские ценности и делают человека Человеком.
 

 — Какое предназначение мужчины в жизни?
У Мужчины очень важная задача – защищать, добывать, охранять, быть надежным, обязательным, уметь предвидеть обстоятельства. В нашем обществе все беды от того, что мужики сдали свои позиции … Советская система изуродовала мужчин, запугала, приучила их к тепличному существованию, отобрала у них часть их мужского суверенитета, отняла у них возможность быть достаточно самостоятельными, достойно содержать себя, свою семью,  сделала из одних нахлебников, а из других слабаков. Многих искалечила Гулагом. Молодой здоровый мужчина должен уважать себя, а для этого у мужчины должен быть такой инструмент как свободная воля и возможность реализовывать ее. Конечно, все должно происходить в правовом поле и не иначе.
 

-Что Вы цените в других людях?
Искренность, открытость, толерантность, профессионализм, умение всегда быть в форме – внутренней и внешней. Еще ценю умение прощать.
 

«Тристан и Изольда» Король Марк -Бурый В. Сумы. т-р им. Щепкмна. реж. Владимир Савинов.

 — Скажите несколько слов о Любви…
 Любовь отличить от нелюбви можно только опытным путем. Расставаться – это тоже сильный шаг… Но там где Любовь, там есть и уважение, и жалость, и труд души. Надо вкладывать энергию в сохранение отношений… Любить – это видеть в другом человеке образ  Божий, который способен на многое, и верить в это. «Любовь – не вздохи на скамейке и не прогулки при луне». Но чтобы понять это, надо прожить жизнь, к сожалению. 

 — Как Вы воспринимаете Бога?
Как некую вселенскую силу справедливости, стабилизатора. Ничто в мире не происходит просто так. Все взаимосвязано, за все воздастся… Вот иконы у меня, ими моя бабушка когда-то,  году в 1928-м, благословила свою дочь, мою маму, на замужество. Я видел их перед собой сколько себя помню… И сейчас я обращаюсь к ним,  как к символу, который дает мне жизненную силу, возвращает меня на круги своя.

 Что Вы любите?
Люблю ездить на велосипеде, плавать утром в реке, делать что-то новое, репетировать с хорошим режиссером, разбираться в психологических коллизиях пьесы, люблю сочинять, переводить и искать слово, люблю грибы собирать, бродить по лесу, по деревенским улочкам города…

— Что самое важное в жизни?
Самое ценное в жизни — сама Жизнь…

getImage

Народный артист Украины Валентин Бурый. Фото Ирины Проценко

 

Тайное становится явным!

Для нашего города пока остается тайной, что Валентин Бурый — прекрасный переводчик.
Он  перевел на украинский язык пьесы Евгения Шварца «Убить дракона» и Никиты Воронова «Страсти по Торчалову», в надежде на постановку этих спектаклей на украинском языке.
А еще сделал поэтические переводы сочинений Леонида Филатова: комедии «Лизистрата»,  «Возмутитель спокойствия», пьесу
«Про Федота-стрельца, удалого молодца».  Эта страница творческой жизни Валентина Дмитриевича  — новая, неизведанная для поклонников театра и литературы. И мы надеемся, что в ближайшем будущем осуществится презентация этих переводов, и может быть найдется книжный издатель, и появятся новые книги на украинском языке.

 

Любимые роли:

 

Приморский краевой театр юного зрителя. (г. Владивосток)

1.      «Бумбараш» по Гайдару – Бумбараш.

2.      «Вишневый сад» А. Чехов – Лопахин.

3.      «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехт – Священник.

4.      «За рекой моя деревня» Ш. Роква – Антимоз Артилаква.

5.      «Старший сын» А.Вампилов – Бусыгин.

6.      « А поутру они проснулись» В. Шукшин – Нервный, Пилипенко.

7.      «Терем-теремок» С. Маршак – Медведь.

 

Волынский областной украинский музыкально-драматический театр им. Т.Г.Шевченко

1.      «Верность» Н.Зарудный — Максим Богун.

2.      «Развод по-варшавски» З. Зборовский — Вальчак.

3.      «Наедине с судьбой» В. Босович — Максим.

4.      «День рождения кота Леопольда» А. Хайт — Леопольд.

5.      «Лисистрата» Аристофан — Кинесий.

6.      «Синие кони на красной траве» М.Шатров — Актер, играющий Ленина.

7.      «Влюбленный черт» Б. Жолдак — Кирило Келэп.

8.      «Провинциалки» Я. Стельмах — Борис.

9.      «Дети Арбата» А.Рыбаков — Сольц.

10.  «Плаха» Ч.Айтматов – Парторг, Гришан.  

 

Сумской областной театр драмы и музыкальной комедии имени М.С. Щепкина:

1.      «Бабий бунт»  по Шолохову — Дед Захар

2.      «Турецкая шаль» по Квитке-Основьяненко — Бухарец.

3.      «Женитьба» Н. Гоголь — Кочкарев

4.      «Хулий хурына» Н. Кулиш — Божий.

5.      «Восточная трибуна» Л. Разумовская — Коняев.

6.      «Майор, Тоот и другие» И. Эркень — Тоот

7.      «О, Маритана!» по Дюмануару и Деннери — Дон Сезар де Базан.

8.      «Без вины виноватые» А. Островский — Муров

9.      «Ретро» — Николай Михайлович.

10.  «Двадцать минут с ангелом» А .Вампилов — Хомутов.

11.  «Дама и гусары» А. Фредро — Майор.

12.  «Ловушка» Р.Тома — Бродяга.

13.  «Тромбонист» П. Де Филиппо — Рафаэло.

14.  «Лебединая песня» А. Чехов — Светловидов.

15.  «Герцог Гонзаго» Н. Йорданов — Полоний.

16.  «Верона» Г. Горин — Монтекки

17.  «Цианистый калий с молоком или без» А. Мильян — Энрике

18.  «Тристан и Изольда» С.Пискурёв, А. Нежигай — Король Марк

19.  «Вишнёвый сад» А. Чехов — Гаев.

20.  «Отравленная туника» Н. Гумилев — Евнух.

21.  «Лошадь в обмороке» Ф. Саган — Чарльз

 

Сумской областной Театр юного зрителя:

1.      «Памела» Дж. Патрик — Сол Бозо

2.      «Миссис Пайпер ведет следствие» Дж. Поппуэл — Бакстер

3.      «Сватовство на Гончаровке» Г. Квитка- Основьяненко — Осип Скорик.

4.      «Страсти по Торчалову» Н. Разумов — Торчалов

5.      «Эзоп» Г. Фигейредо — Эзоп

6.      «Забыть Герострата» Г.Горин — Тиссаферн

 

Театральные постановки:

1.      «Вечер» А.Дударев.  Волынский областной муз-драм. театр им. Т.Г. Шевченко

2.      «Про Федота стрельца» Л.Филатов. Волынская областная юношеская библиотека.

3.      «Конотопская ведьма» Б.Жолдак. Сумской театр драмы и муз. Комедии им. М.С.Щепкина

4.      «Теремок» (Сумской театр для детей и юношества)

5.      «В открытом море» С. Мрожек. (Там же)

6.      «Лебединая песня» А. Чехов. (Там же)

7.      «Зеленая гора» Я. Верещак.  (Там же)

8.      «Медведь А. Чехов. (Там же)

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (4 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 15

  1. Александр:

    Хорошее интервью, всё просто, но читается с любопытством. Такой вопрос к герою: писатели оставляют рукописи, художники холсты, хирурги швы и т.д. Я попытался найти видео с игрой В. Бурого и кроме пейзажей родного края ничего не нашёл… Или не там искал? Или герой скромен и лишён амбиций настолько, что ему безразличны, алчущие знать своих героев потомки, или ему важен сам процесс игры? Но тогда весь список сыгранных ролей-это пройденная игра с жизнью… или в жизнь.Ведь Ваша активная гражданская позиция должна прослеживаться во всех ролях предыдущих и новых и пронаблюдать это было бы весьма интересно! Очень бы хотелось, чтобы о таких славных людях в городе показывали ретроспективу всего творчества, всего пройденного пути, хотя бы из того, что имеется в архивах героя или театра.
    С уважением

  2. Наталья Говорухина:

    Александр! Разве вы не знаете, что любая видеозапись театрального спектакля не передает и сотой части того волшебства,обмена энергетиками, в которые погружаешься присутствуя на спектакле. Трагедия театральных актеров заключается в том, что их искусство НЕВОЗМОЖНО СОХРАНИТЬ! И в этом, пожалуй, их УНИКАЛЬНОСТЬ И БЕСЦЕННОСТЬ….

  3. Александр:

    Когда же наши женщины перестанут останавливать коня на полу слове, тем более, что я не собирался поджигать избу)) Напротив, полон почтительного отношения к творчеству В.Бурого. Трагедия любого инструмента, особенно струнного, звук которого мы слушаем в записи. Моя личная трагедия-слушать пение Карузо в записи, но, спасибо богу-хоть так)) Да и Рихтера не пришлось слушать в зале, но его игру отличить способен. А вопрос мой не к Вам, уважаемая Наталья, а к герою статьи, как к ответственному лицу перед историей Сумщины, перед моими любознательными детьми за им же созданные «полотна» образов. Похоже, что надеяться на архивирование в наших театрах и, тем более на ТВ, где записи стирались, бесполезно. Остаётся призывать виновника торжества сохранить записи и отыскать то, что возможно ещё живо

  4. Ирина:

    Валентин Дмитриевич — потрясающий артист, удивительный человек…Вдохновения ему и счастья!

  5. Прохожий:

    В порядке продолжения разговора, а не дискуссии. Почему-то мне кажется, что если бы существовала возможность более -менее адекватногно архивирования театральных постановок — театр бы победил кино. Кино ведь — это сумма фотографии и театра, или иначе — другая трактовка времени. И в этом его единственный козырь, если мы говорим об искусстве, а не о развлечении, потому что, конечно же, кино можно смотреть с дивана и это — его козырный туз.
    Зато театр даёт счастье ощутимого соприкосновения с неуловимым мигом. И это его джокер ))))
    В этом и величие настоящих актёров, что они создают неповторимое даже для самих себя….

  6. Наталья:

    Оксана, браво! Очень интересно читать, пишите, не останавливайтесь

  7. Свелеба Татьяна:

    Великолепная статья! Очень увлекательное интервью! Открыты глубинные грани любимого всеми актера! А насчет архивных видеозаписей спектаклей согласна с Натальей. Театр прекрасен тем, что весь спектр эмоций зритель переживает именно в зрительном зале, когда со сцены идет мощнейшая энергетика актеров, а видеозапись, к сожалению, не передаст и сотой доли «оголяемой перед зрителями души актера».

    • ГрафоВуман:

      И статья великолепная, и сама Оксана умница, и Человек Валентин Бурый прекрасный- никто не спорит, и дифирамбы заслуженные. Но с Александром не могу не согласиться. Потребительски как-то звучат рассуждения об
      энергетике и «оголяемости души». «Хлеба и зрелищ»… И сейчас! У нас так водится: получить взрыв вкуса и ничего не знать о поваре. А в Италии, к примеру, к авторским блюдам подаётся портфолио повара и в конце трапезы аплодируют маэстро. Насколько мне известно, отсутствие видео сюжетов и даже фотографий в полной мере, волнует не только Александра, меня и Прохожего, но и самого Валентина Дмитриевича. А ведь по глубине и фактуре артист не уступает, ну, скажем, Ростиславу Плятту, и мы сможем ещё очень долго получать наслаждение, слушая интонации, наблюдая игру великого актёра. А вот пофигизм провинциальных театров возмутителен.
      Речь-то об истории. И о большом уважении

  8. anatol:

    dziękuję..Piękny wywiad Oksano…

  9. Игорь Касьяненко:

    Это комментарии со странички Валентина Бурого на фсб к это статье. Думаю авторы не будут возражать…

    Ольга Гроздовская НЕ УДАЛОСЬ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ В ССЫЛКЕ…СКОРО БУДУ В СУМАХ,ПОСТАРАЮСЬ ПОПАСТЬ НА СПЕКТАКЛИ ЯРКОГО,ГЛУБОКОГО,АРТИСТА,ЕГО ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ИЗЛУЧАЕТСЯ ,НЕЗАВИСИМО ОТ РОЛЕЙ.ИМЕЛА СЧАСТЬЕ УВИДЕТЬ,УСЛЫШАТЬ,ПОЧУВСТВОВАТЬ ТВОРЯЩУЮ ДУША ВАЛЕНТИНА,В ПУТИВЛЕ,НА ФЕСТИВАЛЕ «ЗОЛОТАЯ «КУВШИНКА».ВОСХИЩАЮСЬ ВАЛЕНТИНОМ ДМИТРИЕВИЧЕМ,КАК АКТЁРОМ,КАК ЛИЧНОСТЬЮ.

    Marina Kalachinskaya Валька! Валечка!! Какой ты молодец! Как я рада, как горжусь, что мы коллеги, однокурсники, друзья и партнёры! Во всех твоих любимых спектаклях Приморского театра Молодёжи — мы играли вместе…)) Вот теперь ты — на Украине, я — в Израйле….жизнь…..судьба….!!!

  10. Ирина Проценко:

    Все обитатели Советского полуострова поздравляют с Днём рождения нашего дорогого друга Валентина Бурого!!
    И присоединяют своё душевное тепло к любви всеобщей к этому прекрасному человеку *IN LOVE*
    *ROSE* *ROSE* *ROSE* *ROSE* *ROSE*
    Всегда ждём, всегда рады…

  11. Светлана:

    Дорогой наш Валентин Дмитриевич! Поздравляем Вас сердечно! Всех Вам благ и свершений! Крепкого здоровья!
    *ROSE*

  12. Наталья Говорухина:

    Вечная память Валентину Дмитриевичу. Так надеялись на чудо….

  13. ВикториЯ:

    Светлая память!!!

  14. Ольга:

    Вечная память! Чудесный был актер! Вспоминаю, КАК он читал Чехова…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


4 + 3 =