О кротах, ласточках, свободе и песнях Юрия Визбора

P1220241а

Всё нижеследующее является вступительным словом перед исполнением песни Юрия Визбора «Я когда-то состарюсь», произнесённым мною на вечере памяти знаменитого барда. Как мне потом сообщили, слушать меня было интересно, но никто ничего не понял smile

Ввиду того, что я сам понимал и до сих пор понимаю, о чём говорил, мне показалось правильным ещё раз изложить всё там сказанное. На этот раз письменно. Для начала два вводных тезиса.                           

Тезис первый. Свобода

Свобода —  это такая ситуация, когда ты находишься в игре, позволяющей реализовать все твои способности. Футбольный гений Месси на футбольном поле — идеально свободный человек. Но окажись Месси на ринге против Владимира Кличко — и вот для него уже наступает ситуация полной антисвободы. Иными словами, свобода —  понятие относительное.

Тезис  второй. Двойная идеология

С 1917 года и доныне мы живём в ситуации двух идеологий — официальной и альтернативной.

Относительно двух первых тезисов граждан можно условно разделить на три группы: тигипкообразные, диссиденты и лояльные.

Тигипкообразные

Это стопроцентные подлецы и приспособленцы.Они-то и насаждают двойную мораль (см. тезис второй), потому что в ней они на свободе (см. тезис первый). При СССР они — секретари обкомов, при  капитализме — народные депутаты. А на самом деле, их жизнь — беззаветное служение себе и только себе. Это очень странный феномен, ведь у нормального человека, как у социального существа, есть внутренняя  потребность что–то  делать просто так для других. У тигипкообразных такой потребности нет. Только для себя любимых. Не все они в равной степени социально успешны, но все — законченные эгоисты и негодяи.                                             

Диссиденты

К этой группе относятся те, кто при данном строе не в своей игре (см. тезис первый). При СССР – это Бродский, Солженицын, Улицкая и прочие. По отношению к нынешней Украине тоже многие диссидентствуют.  Например, автор этих строк, которого абсолютно не устраивают сегодняшние правила игры – и официальные мелкобуржуазные и вторые, реальные, бандитские.

Диссиденты тоже делятся на две подгруппы. Такие как Бродский и Солженицын или в украинском варианте Черновол и Хмара – активно призывают изменить правила игры, которые им неудобны. А когда в результате их титанической борьбы правила таки меняются, они вдруг с ужасом осознают, что сделали несчастными большое число людей, которым как раз по тем правилам было жить хорошо, а по этим – плохо.

В целом это ситуация кротов и ласточек, оказавшихся в одном народе. Когда всех  заставляли  рыть норы – ласточкам было плохо. А потом всем велели летать, бросили в воздух и тут кроты офигели….

В отличие от активных диссидентов есть ещё и пассивные. Они, как доктор  Живаго,  тихо приспосабливаются к обстоятельствам внешнего мира и пытаются жить тем, ради чего и должен жить человек: любовью, творчеством, поиском смысла своего существования…

Попутный пафос моей речи ещё и в призыве к кротам-диссидентам не менять строй и не делать несчастными ласточек. Диссидентствуем тихо.  Как Живаго. И так спасёмся. 

Лояльные

К ним относятся как граждане, которые чувствовали себя в своей игре (см. тезис первый), живя согласно официальной идеологии СССР и видели счастье не в свободном доступе к ста сортам колбасы, а в совместном строительстве светлого будущего,  так и те, которым удобно при  официальной идеологии нынешнего капитализма.

И при капитализме есть граждане, которые имеют свой маленький бизнес (большой —  только  у тигипкообразных ). Они зарабатывают свои доллары, малую часть отдают на благотворительность, основную тратят на себя и детей и им комфортно. Они – в своей игре (см. тезис первый).

Ярким примером абсолютно лояльного к советскому строю и полностью реализовавшегося при нём человека, является Юрий Визбор. И его песни – классическое тому подтверждение.

Я когда-то состарюсь, память временем смоет,

Если будут подарки мне к тому рубежу,

Не дарите мне берег, подарите мне море,

Я за это, ребята, вам спасибо скажу.

Поплыву я по морю, свою жизнь вспоминая,

Вспоминая свой город, где остались друзья,

Где все улицы в море, словно реки впадают,

И дома, как баркасы, на приколе стоят.

Что же мне еще надо? Да, пожалуй, и хватит,

Лишь бы маленький дизель безотказно служил,

Лишь бы руки устали на полуночной вахте,

Чтоб почувствовать снова, что пока что ты жив.

Лишь бы я возвращался, знаменитый и старый,

Лишь бы доски причала, проходя, прогибал,

Лишь бы старый товарищ, от работы усталый,

С молчаливой улыбкой руку мне пожимал.

Я когда-то состарюсь, память временем смоет,

Если будут подарки мне к тому рубежу,

Не дарите мне берег, подарите мне море,

Я за это, ребята, вам спасибо скажу.

В этих строках вся правда о том, чего требовала официальная идеология советского государства от своих граждан. Живи так, работай на благо страны и будет тебе счастье.

В принципе, хорошая бардовская песня — это не  произведение искусства, а дорожная карта жизни. Мне поэтому и не нравится, когда песни Визбора или других бардов поют красиво. Красиво надо петь пустоту, ложь или полуправду. Ну, чтобы за руладами и многоголосиями никто не заметил обмана. А правду надо просто честно произносить. Как и делал  Юрий Визбор, исполняя свои песни.

Ещё по теме:  Юрий Визбор. Феномен настоящего

 

 

 

 

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (2 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 10

  1. Ласточкам в данной ситуации повезло больше. Они-то норки рыть умеют smile А вот кроты? — с полетами у них как-то действительно не сложилось smile

  2. Игорь Касьяненко:

    Ну если летучие мыши есть, то должны же быть и летучие кроты. Просто они пока ещё не обнаружены, как йети)

  3. Игорь Касьяненко:

    Я так понял, что опять никто ничего не понял %)

    • Ирина Проценко:

      … =-O это ты сейчас с фэсбуковских коментов сюда выпал? Или одно из двух?

      • Игорь Касьяненко:

        Ой, и я тебя не понял %) Что случилось с миром ? %)

        • Ирина Проценко:

          Да, действительно-что случилось с миром? Мир длинношеий — поздно доходит ))
          Если косвенный вопрос был адресован мне, то я раньше писала в коменте:
          организаторам мероприятий в библиотеке хорошо было бы использовать твой талант ведущего.
          Всё, что ты говорил, мне было интересно слушать и смыслы были понятны…
          Если бы меня потом попросили пересказать по пунктам — вряд ли пересказала-растерялась бы, как за мной водится, т.к. не задавалась целью -заучить.. Но если бы дали время подумать и вспомнить, то, думаю, сформулировала бы твои тезисы в общих чертах

          • Игорь Касьяненко:

            Ну вот,. значит это Фулеров меня специально дразнил )sad

          • Ирина Проценко:

            … а я причём…? Спроси у остальных- поняли они тебя или нет,-а вдруг Евгений прав … )))
            Я после выступлений попала в муниципалку, где меня несколько озадачили, так я и про Визбора забыла…

          • Игорь Касьяненко:

            А ты меня поддержала. Спасибо тебе. smile

          • Ирина Проценко:

            В библиотеке все выступающие вели себя суетно и смущались как студенты первого курса.
            Может, что-то в библиотеке поменять надо? В коментах были толковые предложения… Но, как я поняла, туда ходят завсегдатаи и получают удовольствие ))) Вот и хорошо-всё равно же для новеньких стульев не хватает *JOKINGLY*
            Ну, да — из-за нехватки стульев новенькие и не приходят повторно… Конечно, из-за нехватки стульев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


7 + 5 =