Зимний вечер в стиле барокко в Сумах
Первая встреча в Новом году в «Саду сходящихся тропок» художницы Ирины Проценко состоялась 16 января и была посвящена эпохе барокко в европейской культуре, период который охватывает XVIІ- XVIII век.
Обширная программа вечера включала музыку, литературу, архитектуру и изобразительное искусство этого времени. В переводе с итальянского – барокко означает «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», с португальского perola barroca — «жемчужина неправильной формы».
Философия барокко
Философия барокко понимается как вечная и величественная природа, а человек – ничтожная песчинка – одновременно слит с нею и противостоит ей. В основе же новых представлений, определивших суть стиля, лежало понимание многосложности мира, его глубокой противоречивости и драматизма. Изменения сказались в грандиозных космических масштабах формы и содержания через аллегорию, метафору, героями которых стали персонажи из «Метаморфоз» Овидия. Барокко раскалывает мир: в нем, рядом с небесным, сосуществует земное, рядом с возвышенным – низменное. По своей сути, художественное творчество «золотого века» тяготело к монументальности, где за внешней величественностью и богатством, кроется трагизм, в отличие от предыдущей эпохи Возрождения, которая не знала видов и жанров, независимых одно от другого, но была в единстве с высоким искусством, в котором сливались все способы выражения прекрасного.
Архитектура и зодчество
В архитектуре и скульптуре, основными представителями «большого стиля» были Браманте, Бернини, Кортона, Барромини. Среди архитектуры наиболее яркими памятниками были дворцы и замки в Версале, Потсдаме, Дрездене, Шернборне (Австрия, Англия), а также многочисленные фонтаны и церкви. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Интерьеры украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.
Живопись
Предтечей барокко в живописи был великий гений Ренессанса Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Творчество другого итальянца – Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1609) положило начало не только следующему, демократическому развитию искусства, но и целому движению, так называемых художников «караваджистов». Полотна Караваджо обладают исключительной драматической силой, его живописная манера основана на мощных контрастах света и тени, создающих эмоциональное напряжение, а подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждала новые идеалы. Одновременно в Болонье, около 1585 тремя братьями Карраччи была основана “Академия вступивших на правильный путь”, сыгравшая важную роль в становлении академизма. Яркими представителями этой школы были также Пьетро да Кортона и Гвидо Ренни.
Главой фламандской школы живописи и одним из величайших мастеров эпохи барокко был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Прирожденный живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел как художник бурного темперамента и огромного творческого размаха. Основу его творчества составляют сила пластического воображения, торжество декоративного начала, динамичность форм и ритмов. Из его школы вышла плеяда выдающихся живописцев, среди которых А. ван Дейк, Снайдерс, Йорданс, Тюльден, Файдерб и многие другие.
Ранее мы писали: Эпоха барокко в Сумах
В Испании, Голландии и других странах Европы этот стиль не проявился столь ярко. В это время свои знаменитые произведения на историческую, мифологическую и религиозную тематику создавали такие выдающиеся художники как Веласкес, Сурбаран, потомки Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), а также Вермеер, Стен, Остаде, братья Хонтхорсты и многие другие «малые голландцы». Творчество великого Рембрандта ван Рейна (1606-1669) завершает период барокко, драматизм которого был предрешен, но чем трагичнее столкновение человека с миром, тем выше сила духа, тем важнее мудрость знания. Драматическая нота ХVІІ века завершается полотном Рембрандта «Блудный сын» с горечью утрат и светом надежды, переходя в искусство будущих поколений.
Музыка
Произведения И.-С. Баха были исполнены на клавесине известным сумским музыкантом и менеджером Орестом Ковалем с ансамблем «Органум» и исключительным голосом Татьяны Ластовецкой. Ведущий артист ТЮЗа Сергей Сидоренко вдохновенно читал фрагменты из эпической поэмы английского писателя публициста Джона Мильтона «Потерянный рай» с иллюстрациями Густава Доре под органную фугу выдающегося немецкого композитора. Искусствовед Надежда Юрченко продемонстрировала и прокомментировала широко известные программные произведения, а картины западноевропейских художников ХVІІ века из Сумского художественного музея (для многих слушателей стали откровением), собрание которого входит в десятку лучших музеев Украины органично дополнили общую картину развития искусства рассматриваемого периода.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Відмінний вечір!!!
Високий рівень. Барокко огортало і милувало!
Чудовий настрій сформувала камерна музика. Фагот, скрипка, спів та чарівна посмішка Тетяни Ластовецької…Фортепіано та клавесин (!!!!) від Ореста Коваля!
Дуже гарно, невимушено і душевно.
Стілець під паном Орестом примудрився поскрипувати в такт музиці створюючи особливий шарм.
Дякуємо за грунтовний, фаховий та емоційний екскурс по світу барокко Надії Юрченко!
Архітектура, живопис, культура стилю — все було цікаво, зрозуміло і доступно!
Шикардос!
Серёжа, несмотря на то, что ушёл немного раньше и, как всегда, по-английски, своим восклицательным коментом передал атмосферу обсуждений встречи за чаем))) Появившиеся в эпоху Барокко яркие жанровые эмоции от роскошной радости до драматизма ты прочувствовал сполна и удалился)) Замечательно читал текст из «Потерянного Рая» артист Серёжа Сидоренко. Богатая тембральная палитра, разнообразная, без навязчивых преувеличений, сила голоса дополняли смысл… до мурашек))
Спасибо участникам -порадовали зимующих садоводов *ROSE*
И овации сорвали))
Дуже сподобалася ця зустріч із прекрасним! «Органум» із Орестом Ковалем — неперевершені! А спів Тетяни Ластовецької! І всеохоплююча, сповнена важливих знань про мистецтво барокко розповідь Надії Юрченко! Ми — я і мої друзі — в захваті!
*ROSE*
Спасибо Наде за ее барочный вечер, и особенно за его «архитектурную» часть! (кто о чем, а голый про баню))). Но, конечно, барокко — это прежде всего живопись. Просто по силе воздействия на умы.
А возникший позже романтический стиль, безусловно, «порождение» барокко. Особенно в музыке и поэзии, что блестяще продемонстрировала Надя Юрченко и любимый ею Джон Мильтон. Вот, теперь прочитаю наконец до конца его «Потерянный рай»))
«Исполни светом тьму мою, возвысь
Все бренное во мне, дабы я смог
Решающие доводы найти
И благость Провиденья доказать,
Пути Творца пред тварью оправдав…»
Игорь, вот и добавил бы реплику об архитектуре… Попросил бы слова… ))
Или готовь свою встречу: архитектура-поэзия-архитектура… C Древней Греции и до наших дней.
Только на 1,5 часа!!
архитектура-поэзия-архитектура C Древней Греции и до наших дней.
Только на 1,5 ч …часа!! сомневаюсь, что за это время можно раскрыть такую глобальную тему
Это же я Игоря изящно так подковырнула))) Все помнят его лекцию о Бродском на почти 4 часа)))) Как он вдохновенно рассказывал!
Оказывается, я такая не одна? Которых может «понести» за интересной темой. Аж на душе полегчало. И этот вечер прошел мимо меня. Ну да я у тебя, к сожалению, не частый гость.
Вельми вдячна за зацікавленість до теми, публіка була досить обізнана, хоча, дехто й дрімав (велике навантаження на мозок), а дехто пішли, як-то кажуть по-англійські, слава Богу, що то були одиниці. Музичний відділ відбувся на одному подиху, Орест Романович, як завжди, був балакучим і всі помітили його вишукану краватку з музичним логотипом. Приємно, що сподобався виступ Сергія Сидоренка. Я вважаю, що інакше ніж високим слогом про добро і зло, про греховне падіння Адама та Єви не можна говорити, це ж уривки з епічної поеми, а не домашнього оповідання про буденне.
Відносно свого виступу, то я не впоралась з часом,тому вибачаюсь, і завдячую за терпіння та добрі відгуки Сергію, Тамарі, Ігорю, архітектору за фахом, що дуже приємно, старовинна справжня архітектура, це дійсно музика у камені. За студентські роки я одну з курсових робіт присвятила Воскресенській церкві у проф. Асеєва, після чого він вмовляв мене й далі займатися історією архітектури, але любов до живопису перемогла. Не очікувала, що Мільтон зацікавить, мені його книжку дістали з глибоких глібин обласної бібліотеки, і тамтешні співробітники були здивовані цим замовленням.
Окрема і особлива вдячність Ірині, вона хвилюється і радіє за всіх виступаючих більш ніж самі виконавці. Дай Боже добра та процвітання. Спасибі тобі, сестричко!
Всем спасибо)) Как сказал бы сетевой друг и гость АТС Сергей Шиш: спасибо, любезные сёстры и братья за понимание и терпение))
Надя, всё прошло замечательно. Если бы музыканты не спешили уехать(у скрипачки ребёнок приболел) было бы понятнее всем -музыка разделила бы великий материал. Но спешу сообщить: юристы требуют продолжения искусствоведческого цикла *ROSE*
Не только юристы, но и врач гомеопат, будем думать, но только по весне.
Понравилась музыкальная часть вечера, спасибо Оресту Романовичу и ансамблю «Органум». О-о-о-чень затянутой вышла беседа о барокко.. Нужно было разбить на 2 части по 40 минут, выделиить знаковые личности и их лучшие работы. Остальное показать в паруминутном видео. Спасением оказался Сергей Сидоренко, который просто шикарно исполнил фразмент из «Потеряный рай». В целом вечер понравился. Спасибо, что пригласили!
От имени юристов с небольшим опозданием, но с незабываемыми впечатлениями: СПАСИБО за прекрасный познавательный вечер. Ждем новых встреч!
И Вам спасибо за терпение (уж очень долго, как мне кажется, я листала картинки) и интерес к сложному и уникальному периоду в истории искусства.