Сергей Степанов — художник умной радости
В среду 20 ноября в сумском художественном музее им. Никанора Онацкого открылась выставка члена Национального союза художников Украины ахтырчанина Сергея Степанова. Выставка называется «Відлуння прабатьківських світів» .
Входишь в зал и первая ассоциация – Поль Гоген. Далее — Анри Руссо. Присматриваешься — славянское этно. Хотя нет, не только славянское… Потом начинают наплывать литературные и художественные цитаты, в частности, из иллюстраций, которые делал к «Энеиде» Котляревского Георгий Нарбут. А затем понимаешь, что с этими картинами можно общаться долго, они многослойные, каждую можно «листать» словно книгу, и это будет умная книга. А вся выставка представляет собой достаточно неожиданную смесь интеллектуального постмодерна с «декоративным наивом».
На открытии выставки было много известных людей: выступали художники, искусствоведы, научные работники музея, и все в основном хвалили автора. Правда, на подобных мероприятиях, слушать выступления художников — только разочаровываться. Меньше всего они говорят, собственно, об искусстве, ещё меньше — о своих впечатлениях, которые они как знатоки, ценители и обладатели тонкого художественного вкуса получают от созерцания полотен коллеги. Хотя, собравшаяся публика ждёт от них именно этого. Художники же, напротив, налегают и акцентируются на том, как они хорошо советуют автору и как автор почти послушно их всех слушается и добросовестно выполняет их мудрые рекомендации, отчего вот–вот выйдет на прямую дорогу. Что такое «прямая дорога» в их трактовке мы не очень поняли. Вероятно, имеется ввиду творческий штамп.
А нам, дилетантам, то есть тем, для кого собственно эта живопись и создаётся, показалось, что автор уже вышел на прямую дорогу и занимается тем, что методами искусства изучает и постигает историческое время. Если подняться над какой-то местностью на воздушном шаре, то можно увидеть мир таким, каким его не видишь, стоя на земле. Сергей Степанов как бы поднимается над пространством времени на воздушном шаре своего творчества и в одночасье обозревает прошлое и настоящее.
Одно из знаковых полотен выставки — «Скифия», где органично сосуществуют древнерусская и скифская символика, показывая таким образом, что, по видению автора, история Руси начинается не с раннего средневековья, а гораздо раньше — со времён скифов и антов. Известно, что у скифов была своя интересная развитая культура и даже философия. Чего стоит хотя бы скифский философ Ана́харсис (ок. 605—545 гг. до н. э.), которого в Элладе причисляли к семи мудрецам. По легенде, Анахарсис изобрел якорь, усовершенствовал гончарный круг и парус. А родом он был примерно из наших краёв или чуть южнее.
Мы не случайно заговорили о скифах. На картинах Сергея Степанова присутствует множество разнообразных этнических символов: скифских, трипольских, древнерусских, древнегреческих. Как нам сказали, автор серьёзно интересуется археологией и каждое летом участвует в раскопках Бельского городища( VIII—III вв. до н. э.), которое ассоциируют с легендарным скифским городом Гелоном. И даже если это не так, сам факт наличия такого крупного населённого пункта свидетельствует, что не вся Скифия была кочевой.
Впрочем, не единой историей жив художник Сергей Степанов. У него большой диапазон тем: от вызывающих добрую улыбку, как «Кот и рыба», до философских, возвышенных и романтичных. Например, — «Пробуждение». Я возле этого полотна больше всего, наверное, времени провёл. Удивительная, бездонная картина….
У животных на картинах Степанова выразительные… чуть не написал — лица. Ну, морды, конечно… Это только у Заболоцкого «Лицо коня»:
…И если б человек увидел
Лицо волшебное коня,
Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню. Поистине достоин
Иметь язык волшебный конь!
Мы услыхали бы слова.
Слова большие, словно яблоки. Густые,
Как мед или крутое молоко.
Слова, которые вонзаются, как пламя,
И, в душу залетев, как в хижину огонь,
Убогое убранство освещают.
Слова, которые не умирают…
А вот у людей на картинах Степанова (кроме казаков из «Энеиды» Котляревского) лица размыты. Хотя это же не совсем люди…
Вот «Змееногая Богиня» без лица. Именно её безликость делает её манящей и таинственной. На самом деле у женщины много лиц и ракурсов. И чем их больше у женщины, тем дольше она держит возле себя полигамных от природы мужчин. А женщина, у которой бессчетное количество обликов – богиня. Именно такая и может зачаровать навечно. А что змеи у ног, так — «У каждой женщины должна быть змея», как поёт БГ.
Надо сказать, что автор при всей своей многоплановости и многотемности умудряется держаться в одной стилистике. Все картины экспозиции написаны в одной технике, яркими пятнами, без полутонов.
И ещё одно впечатление с открытия выставки. Сам виновник торжества был достаточно скован и даже несколько угрюм, сдержанно реагировал на тёплые слова в свой адрес и в, основном, держался коллег по цеху. Скорее всего — от удивления, что открытие сопровождал такой ажиотаж — много зрителей, телевидение, пресса. И это не в своём родном городе.
А сейчас самое главное: картины Сергея Степанова вызывают выброс эндорфинов — гармонов радости. (К слову, чаще встречаются противоположные случаи – автор весь такой светлый и доброжелательный, а живопись его пугает). И вот это редчайшее ощущение хорошей, умной радости и есть главный результат и смысл посещения выставки. Ведь это же оба полушария мозга радуются! А видя такое дело – и душа поёт….
Выйдя из музея с улыбкой и прекрасным настроением, я уже дома открыл пресс-релиз и прочитал буквально следующее: «Произведения С.Степанова вызывают ощущение радости и поражают авторским темпераментом». Да. Вызывают. Подтверждаю.
Выставка продлится до 25 декабря. Можно планировать визит. Для этого надо подобрать самый хмурый день. И вы, после осмотра экспозиции, выйдете улыбаясь. И день станет солнечным.
Потрясающая по своей необыкновенности выставка. Спасибо автору за прекрасные эмоции! :P
Браво, Игорь! Настолько ёмкая статья, что можно и не ходить на выставку (шучу). А если серьезно, то ещё раз браво! А по поводу необъективности художников по отношению к коллегам — не огорчайся. Это правильно: художника интересует только собственный образный мир, ну и изредка точки соприкосновения с чужим образным миром, когда они случаются. Инстинкт самосохранения, я думаю. А нам, дилетантам, хорошо, и это тоже правильно.
Да ну, Том… Ты прям о художниках, как о зверушках Ну, не все ж…
Живу и вижу собственными образами, а интересует образный мир других.
Очень точно написано про выход на прямую дорогу… Поэтому и не люблю ходить на открытия, прихожу потом посмотреть. Слышать в толпе приходится всякое после официальной части. Не знаю, насчёт самосохранения, но никто не заставляет коллегу, с широкой улыбкой, говорить виновнику торжества, к примеру, вот так(вы только вдумайтесь) : «Всё равно поздравляю!»…. » Мы внимательно наблюдаем за ростом N и давайте сегодня только о хорошем-человек только на пути к совершенству…»… «Нам радостно отметить, что претендент в Сх N, учёл замечания, вынес урок с прошлой выставки и движется в правильном русле…» или ему же: » Отрадно, что художник уже не оторван от родины и мы видим, что у него появились рушники с орнаментами в натюрмортах»
Я, к сожалению, не знаю лично Сергея, но его «командировочные» картины всегда останавливают, радуют и освежают общие выставки в худ.салоне
Маргарита Москвичёва сказала как-то, что пишет стихи, чтобы досказать то, что не получилось сказать в живописи. Хорошо сказала. Я таких вот художников понимаю, которые ещё многое хотят добавитьо своих картинах. Как Ира Проценко, например. Или Евгений Бачурин.
Я очень хорошо знаю, что даже при переходе с одного языка на другой открываются возможности сказать то, что отчаялся сказать на прежнем. Я иногда пишу на украинском — так это совсем другой автор получается! Сколько Бродский кроме стихов о жизни и литературе наговорил.
Ну раз у нас уже такие совсем молчаливые художники в сумском союзе, то было бы хорошо, если бы на открытии выставки какой-нибудь умный искусствовед проводил экскурсию для дилетантов. Вот бы интересно было. Тем более, что умные искусствоведы у нас есть. Это же так важно для самого экспонента!
Я когда занимался театральными фестивалями, так первый вопрос от иногородних театров был: а какие пофессиональные критики у вас будут? Это крайне важно, для того кто хочет расти….
Солнечный и добрый свет, что идет от картин, не отпускают. Нравится всматриваться и искать отклики в своей душе. А потом Людмила Константиновна Федевич нам рассказала о некоторых картинах с искусствоведческой точки зрения.
Так что получилась полноценная экскурсия для разума и чувств.
Все очень искренне.
Купила кисточку и, наконец, посетила выставку Сергея! Получила положительный заряд, просто-бальзам на душу.
Работы, при таких насыщенных колоритах, лёгкие, свободные, не вымученно изобретательны! Некоторые словно написаны не в мастерской, а в реликтовой пещере освещённой огнями факелов и костра Изображения претендуют на добротные декоративные росписи!
Но вот хочется сказать… Тут страшно высказываться, тем более, советовать-творцы агрессивно ранимые же…
И всё же: трактовка ЛИЦ животных -кота, быка- какая-то мультяшная что ли… открыточная… мне кажется, не найдена стилизация. Остальное-блеск!
Мистика, сказка, загадка. Очень понравилось. Спасибо.
САДЫ ДУШИ
Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И — кто поймет намек старинной тайны?-
В них девушка в венке великой жрицы.
Глаза, как отблеск чистой серой стали,
Изящный лоб, белей восточных лилий,
Уста, что никого не целовали
И никогда ни с кем не говорили.
И щеки — розоватый жемчуг юга,
Сокровище немыслимых фантазий,
И руки, что ласкали лишь друг друга,
Переплетясь в молитвенном экстазе.
У ног ее — две черные пантеры
С отливом металлическим на шкуре.
Взлетев от роз таинственной пещеры,
Ее фламинго плавает в лазури.
Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.
, Париж
Николай Гумилев.
*THUMBS UP* да, Ирочка, со смыслом радостным прогулялись
*THUMBS UP*
Ир, надо было позвать Игоря экскурсоводом ;) А то я не правильно думала, что выставка из трёх (если правильно посчитала) серий в разном стиле и в разной технике…
И при этом-да-лицо автора налицо
… и, как мне кажется, я догадываюсь, от чего ТАКОГО уровня художник Сергей… хронически угрюм…
Сергей, а давайте дружить….? Приезжайте к нам вот сюда http://creativpodiya.com/?p=10984
Можно с супругой или с другом. Напишите свой телефон/адрес Ларисе и добро пожаловать!!!
Обязательно ждём *THUMBS UP*
О.. От Иры Проценко дождаться художнику похвалы — дорогого стоит… А от двух Ир — та тем более….
…кто? =-O Я? не хвалю? Я?Я не хвалю? Хвалю не я? А ктоштогда…. да у меня от талантливого дух захватывает…
вот и я об этом
многолетний кошмар … *CRAZY*
Бывает…
Ляля не поленилась, нашла статью Степанова и засвидетельствовала что много лет пасёт его творчество. Я завидую Степанову