В Беларуси решили проблему, которую не могут решить в Сумах
Как известно, А.П.Чехов был единственным (если не считать Куприна, которому у нас не понравилось) литератором с мировым именем, несколько раз отдыхавшим в Сумах и оставившим тёплые воспоминания о нашем городе.
Проживал Антон Павлович в усадьбе Линтварёвых на Луке. Сейчас эта усадьба представляет собой руины, а музей великого писателя располагается в бывшем флигеле.
В проблемном состоянии находится и краеведческий музей «П.И.Чайковский и Украина», находящийся в Низах, в бывшей усадьбе Н.Кондратьева.
А в это время в соседней Беларуси…
Приезжайте в «Северные Афины», здесь снова душевно
Усадьба Михала Клеофаса Огиньского в Залесье еще несколько лет назад являла собой картину горя и злосчастья: казалось, вот–вот любимое обиталище нашего выдающегося земляка, бывшее некогда местом притяжения людей искусства и носившее гордое имя «Северные Афины», переименуют в «Северные руины». Однако сегодня с полной уверенностью можно заявить: усадьба спасена и может претендовать на роль центра культурной и туристической жизни страны, что в полной мере подтвердил музыкальный фестиваль «Год Огиньского в Залесье», открытие которого в имении композитора под Сморгонью прошло без помпы, зато с душой.
Нынешний год объявлен ЮНЕСКО Годом Огиньского в связи с 250–летим со дня рождения Михала Клеофаса. А 200 лет назад была построена усадьба в Залесье, где началась музыкально–художественная жизнь Беларуси, затронувшая, пожалуй, всю Европу.
«Музыкальные сокровища Огиньских» — так назывался первый концерт в обновленном зале в усадьбе композитора. Послушать выступление ансамбля солистов «Вытокi» съехались минчане, жители Молодечно и Сморгони. Лауреат международных конкурсов Алексей Фролов (фагот), Сергей Махов (флейта) и Ирина Авдеева (фортепиано) открыли фестиваль полонезом соль–мажор самого Михала Клеофаса, продолжили творчеством Кароля Огиньского, Михаила Казимира и других представителей этого славного, одаренного рода.
Возможно, кому–то покажется, что эти редкие, малоизвестные произведения имеют ценность только для специалистов. Ведь все Огиньские были любителями, а не профессиональными композиторами. Однако одна из целей фестиваля в Залесье — воссоздать ту камерную, душевную атмосферу, которая, по описаниям современников, царила в «Северных Афинах». Музыка в уютном зале — том самом, где 200 лет назад почитали за честь выступить не только аристократы–«аматары», но и именитые современники Михала Клеофаса, — звучит совершенно по–иному, нежели в концертных залах, пусть даже самых замечательных.
Правда, в силу необычности составленной программы не обошлось без милых казусов. «Что же, разве они не сыграют настоящий полонез Огиньского?! — возмущались вполголоса зрители. — Хотим полонез!» И музыканты оправдали ожидания, сыграв знаменитое «Прощание с родиной». «Есть предложение встать!» — шепотом понеслось по залу, и все как один поднялись и слушали любимое творение стоя. Были и слезы на глазах слушателей, и овации.
Усадьба в Залесье реставрировалась в ударном темпе. Планируется, что она станет таким же мощным туристическим брендом Беларуси, как Мир или Несвиж. Все работы проведены усилиями белорусских специалистов. В восстановлении поучаствовали строительные организации Сморгони, историческая мебель XIX века воссоздана также нашими производителями.
Сложность ситуации в том, что вещей, принадлежавших самому Михалу Клеофасу, практически не сохранилось, говорит младший научный сотрудник музея–усадьбы Татьяна Клещенок: — Что–то будет куплено на аукционах, подобраны аутентичные вещи, отражающие дух эпохи. В настоящее время уже готово 9 гостиничных номеров, вплоть до постельного белья, и у нас множество заявок. Люди уже хотят посетить усадьбу. Пока что в пахнущих деревом и свежим лаком комнатах экспонатов как таковых немного — мебель реконструированная, а красивый светлый паркет жаль топтать даже самим сотрудникам: «Мы же его портим!» В оранжерее радуют зеленью листья монстер и драцен, цветут пышным цветом орхидеи–фаленопсисы. Через какое–то время здесь планируется разместить столики кафе, где гости смогут отдохнуть и выпить чашечку кофе, любуясь парком.
Процесс музеефикации «Северных Афин» идет полным ходом и завершится к сентябрю, когда имение Огиньских сможет похвастаться полноценной экспозицией. А сейчас музейный комплекс, парк, заросший ветреницами да подснежниками, и яблоневый сад облюбовали свадебные фотографы — уж очень здесь красиво и романтично.
Ранее мы писали: Разыскивается автор памятника А.П.Чехову в Сумах
Источник: sb.by
А можна сказати конкретніше? Вибачившись перед тим мільйон разів. БЛЯДІ. Така садиба, така історія. Не десь в Хацапетовці, а в місті Суми. Ростуть Царські села, їздять круті тачки, люблять народ депутати. А центральна садиба Линтварьових помирає. А Суми не мають свого культурного обличчя, своєї фішки, як наприклад комплекс Голіциних у Тростянці. А яке прекрасне місце для фестивалів, виставок, пленерів- та чого завгодно. Псел, старий парк, садиба, історія….Не з нашим щастям…
Мне понравилось что белорусы там и гостиницу при музее сделали, чтобы народ специально туда приезжал и не на день…
Да, мечтаем о Культурном центре в «доме» Линтварёвых . Я, по крайней мере, с 1987 года, как только приехала сюда жить. Мечта разрушается. С каждым годом надежды все меньше и меньше у тех, кто действительно любит этот город, прожил в нем всю жизнь. И все это видят каждый день служащие Музея, убирая в усадьбе мусор, с упорством высаживая каждую весну цветы.
Что делать? C транспарантом (и в обращении к власть имущим вот это Ваше слово большими буквами) «… быстро дать деньги, кому говорят, на восстановление усадьбы».