Записки негосударственного человека
Я — маленький человек с точки зрения «больших». И вот я смотрю на окружающий мир и думаю: Половина моей жизни прошла в СССР, половина — в НУ. Что поменялось лично для меня при смене державы? И затрудняюсь ответить. Ну, так… Детали какие-то непринципиальные…
Живу я там же и с той же. Ем и пью примерно то же, купаюсь в прежнем Псле, а на море — как ездил, так и езжу в любимое Планерское, опять ставшее Коктебелем.
Старые друзья мои (из тех, кто ещё жив, но это от государственного устройства не зависит) так же дороги мне и готовы помочь, когда мне трудно. Впрочем, как и я им. Правда, живём мы теперь преимущественно в разных городах и странах. Зато есть интернет и общаемся мы, в итоге, минимум не реже, чем с теми, с кем живём в одном городе. Интернет помог получить свободный доступ практически ко всем библиотекам и произведениям искусства в мире. Но это просто прогресс цивилизации и вряд ли зависит от независимости или государственного строя. У коммунистических китайцев интернет тоже есть…
Читаю я те же книги, на тех же равно близких мне, русском и украинском языках. На моей книжной полке уже много лет мирно уживаются Гоголь и Достоевский, Пушкин и Драч, Бердник и Ефремов, а также множество литераторов из, так сказать, «третьих стран».
На Новый год — как пил, так и пью шампанское, после банального поздравления смешного и немножко жалкого человека, который явно не в своей тарелке. (Я сейчас не о гостях). Начальники вообще практически не расконсервировались, как и моё отношение к ним. Их подчинённые — тоже. Трусы и подхалимы, как били челом при коммунистах, так и продолжают при нынешних.
Нет, изменения, конечно, имеются. Теперь меня в московском поезде будят ночью какие-то странные люди в погонах и требуют документы. Мне это немножко напоминает детские игры и, конечно же, составляет некоторые неудобства. Хотя с другой стороны — как-то развлекает в дороге.
Зато явно лучше стала транспортная сеть в городе и по области. До появления маршруток и частных автобусов, поездка на ту же Барановку составляла проблему. Впрочем, после недавней транспортной реформы ездить на Барановку опять стало так же неудобно, как было при СССР.
При тоталитарных Советах вся пресса работала на правду КПСС. В демократической НУ появилась «независимая» коммерческая пресса, которая за деньги пишет «правду» на любую заказанную тему.
Если бы я был автомобилистом, наверное, ездил бы на каком-нибудь «Шевроле», как мой отец в СССР — на «Ладе». Но я пешеход и поэтому не могу не замечать, как ухудшилось качество тротуаров. Выросло число автомобилей, увеличилось количество выхлопных газов. Зато авто, говорят, нынче — качественнее. Кроме того, остановилась часть промышленных предприятий и стали чище реки. Хотя, это спорный вопрос.
Раньше из высшего руководства я знал имя Генсека и директора школы, где работал. Теперь знаю поимённо две трети горсовета и десятка два шоу-депутатов из Верховной Рады, плюс пяток министров. Они сейчас выполняют для меня ту же развлекательную функцию, которую раньше выполняли международные империалисты. Вместо Анжелы Дэвис и Нельсона Манделлы, за свободу которых я всей семье боролся у телевизора во времена Союза, я у того же телевизора (только новой марки) борюсь за свободу Юлии Владимировны, а параллельно и за весь украинский народ, который хотя, наконец, и обрёл, но всё равно жутко страдает.
Особенно страдания украинского народа видны летом возле водоёмов, которые в это время похожи на привал монголо-татарского войска с бесконечным количеством костров, соответствующими шашлыками и стойбишами породистых коней (сейчас железных). Вместо праздничных демонстраций — теперь майданы. На советских демонстрациях мы кричали начальству: «Ура!». Теперь с таким же энтузиазмом (и с тем же успехом) кричим ему: «Геть!».
И тут я подхожу к главному и единственному серьёзному отличию НУ от СССР. В Союзе меня всё — СМИ, телевидение, кинофильмы, наружка и т.д. — убеждало в том, что я живу хорошо. А скоро — буду ещё лучше.
А в незалежной, мне с утра до вечера рассказывают, как всё вокруг ужасно. А будет ещё хуже.
И каждый день в курилках, нетрезвых застольях и на ратном поле фейсбука сражаются до полного стирания смысла слов и букв на клавишах сторонники НУ и СССР. О чём мы там спорим? Кого убеждаем? В чём?
… А самое главное, что все эти годы, независимо от строя и цвета флага, я живу и по горло занят ежечасным, ежеминутным проживанием своей, одновременно прекрасной и горькой, порой лёгкой, порой невыносимой, единственной личной жизни, которая была и будет такой, пока у меня есть какое-то здоровье, и нет войны…
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Мудрое наблюдение. Я бы измерял отличие Того и Этого периода в количестве счастья на душу населения. Ведь что такое человеческая жизнь, разбитая на 60-80 лет, на 365 дней в году? Это количество дней/моментов счастья. Все остальное-работа, нудные будни, какие-то неприятности и пр.
Так вот. Сравнение Того и Этого периода очень ярко дает понять банальную истину — СЧАСТЬЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, А ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, ЧТО ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ОБ ЭТОМ САМОМ ПОЛОЖЕНИИ,
Что изменилось в материальнои плане? Да будем справедливы- очень многое. Это не только нашествие дорогих автомобилей, это супермаркеты набитые снедью, это поездки на отдых заграницу, это современные квартиры и пластиковые окна, Можно много приводить примеров. Я ограничусь одним. Реньше мы все сдавали стеклянную тару. ВСЕ. Тару и сейчас принимают. Но сдают ее практически одни бомжи. Т.е. мы материально таки укрепились.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПЛАНЕ СЧАСТЬЯ? Да тут и соцопросов не надо. Тогда, выйдя на улицу и опросив 10 человек на предмет наличия счастья, наверняка половина дала бы утвердительный ответ. Сейчас- наверняка — ни один. Или один на 100.
Парадокс, казалось бы. Люди жили хуже, но были счастливее. Это факт. Значит нам не хватает не денег, а некой нематериальной субстанции. Книги мало читаем?
Мне кажется нам не хватает любви. Не со стороны других людей. А внутри. В нас. Ведь счастье — это когда ты всех любишь.Точнее — в момент счастья ты всех любишь, ты — сплошное добро…
Культурные люди, например, сумские художники получали неплохие деньги за свою халтуру. Лепили всяких шароголовых. Правда, пользоваться вынуждены были советскими красками и поэтому считали, что их притесняют. Правда были и честные люди. Некоторые даже жи вы до сих пор. Дай
Подпишусь под каждым словом! Не хватает только анализа цен: типа хлеб 10 коп — в СССР, а в НУ — 3.80 — 4.00-4.20
Благосостояние масс всегда у нас мерялось по водке. Сейчас бытылка водки стоит примерно 30 грн. На заралату в 2400 можно купить 80 поллитровок.
А в СССР на зарплату 150 рэ можно было купить…. О… а почём там была водка? Я забыл
Ваня , включись! В совке вообще не было водки! Только портвейн по рубль две. А для любителей крепкого — одеколон. Его перед свиданиями пили, чтобы хорошо пахнуть
Да нет ( что я сказал: да или нет?) Так и с водкой. Она точно была. «Столичная» называлась… А сколько стоила — не помню…. Вырубило память….
Разницы:
1. Ты имеешь право (да в общем-то всем пофиг) говорить и думать как хочешь. Тебе за это не дадут 15 лет расстрела.
2. Ты можешь уехать куда хочешь (ну конечно если тебя туда пустят) и вернуться не боясь преследования.
3. Ты можешь работать, а можешь заработать.
4. Ты можешь организовать свой досуг (выбор куда больший).
5. Ты можешь проживать свою жизнь как ты того хочешь. И если тебе грустится по СССР то ты можешь грустить о нем. Можешь жаловаться на жизнь по привычке на кухне. А можешь например пойти ловить Гейцов на взятках, или сносить незаконную стройплощадку, или блокировать работу незаконной Киеврады, или плохо работающего БТИ и т.п. и сделать свой вклад в улучшение жизни. Т.е. проявить ту самую активную позицию. Ну или блеять что ничего не поменялось и не меняется.
Без обид. *IN LOVE*
Дружище pbou! Ну Вы же так хорошо говорили! Таким себя демократом, придерживающимся общеевропейских ценностей проявли в этом тексте! Я до середины пункта пятого просто гордился, что общаюсь с таким человеком *THUMBS UP*
И вдруг вот это: «Ну или блеять что ничего не поменялось и не меняется.» Блеять.. Это же рецедив тоталитарного мышления! Ведь «блеяние» — это, как известно, речь барана, который символизируе тупое, стадное, и в этой связи, не имеющее право на индивидуальную жизненную позицию животное.
Я уже не говорю о том, что в применении к человеку — это прямое оскорбление — то есть, действие выражающие активное неприятие другого, имеющего другую точку зрения. И это есть, увы, рецедив, тоталитарного мышления. Гены, куда от них денешься…. Как я Вас понимаю. Сам с этим каждый день среди себя борюсь >:o
Хорошо написано. Автор, как всегда, прекрассный эссеист. Прочёл и почему-то вспомнился герой Басилашвили из осеннего марафона))))
И какой можно сделать вывод из всех этих информаций?
Отвечаю! Социальный строй не поменялся! Как врали нам, так и врут! Как эксплуатировали наш труд в своих интересах, так и эксплуатируют! Как в старом советском анекдоте:
«Сколько Вам нужно денег и времени чтобы из студенческого общежития сделать публичный дом?»
«Пять минут и две копейки!»
«Почему так мало?»
«Пять минут поменять вывеску и две копейки позвонить по автомату, собщить декану, что переходим на легальное положение!»
И будет так пока будем позволять себя обманывать!
… а система то не меняется!