Мэри и Франкенштейн, или Парадокс вымышленной реальности
Парадокс – это такая ситуация, которой теоретически быть не должно, а она есть.
Наглядным примером парадокса является ночная темнота. Теоретически безоблачной ночью должно быть светло как днём даже без Луны – ведь с неба на нас светят миллиарды миллиардов звёзд.
Или представим себе, что к нам прилетают инопланетяне, которые видят и слышат в другом диапазоне частот. Увы, для них не будут существовать ни Бетховен, ни Рембрандт. Хотя и музыка Бетховена, и живопись Рембрандта объективно никуда не денутся. Более того, они будут всегда. В отличие от их творцов.
Парадокс жизни
Если рассуждать логически, то каждый из нас, узнав о неотвратимости смерти, должен расслабиться и обречённо ждать того, что случится в любом случае. Вместо этого люди воюют, грабят банки, соревнуются, изобретают чудо-технику, движут вперёд теоретическую науку, творят произведения искусства – зачем? Что нами движет, ведь всё зря…
Даже если кому-то удаётся войти в историю с какими-то шедеврами – что о нём вспоминают потомки в своих жёлтых СМИ? Люди смакуют реальные, а чаще выдуманные (опять тот же парадокс) подробности частной и интимной жизни, особо акцентируясь на скелетах, которых в шкафу гения после смерти собирается гораздо больше, чем было в реальности.
В общем, жизнь – это парадокс. А значит, нет ничего удивительного в том, что она в процессе самой себя порождает множество парадоксов второго порядка. То есть парадокс порождает парадоксы. Один из них и является нашей темой.
Автор или герой – кто реальнее?
На Земле за время существования человечества уже пожили более 100 миллиардов людей. И в подавляющем большинстве они пришли и ушли, навсегда затерявшись в дебрях истории. И попробуй-докажи теперь, что они существовали. Кто их помнит, кто о них знает?
А вот придуманные персонажи известны всем. Они, в смысле присутствия в актуальном дискурсе и влияния на окружающих, более живы, чем люди, существовавшие «на самом деле». Естественно, речь не о любых героях книг всех времён. А только о литературных удачах авторов, известных и неизвестных. Бабая же тоже какой-то гений сотворил и теперь дети и даже (тайно) некоторые взрослые боятся его больше, чем какого-нибудь жившего 200 лет назад злого разбойника.
Возьмём для примера персонажа, известного как чудовище Франкенштейна.
Писательница и чудовище
На тему чудовища Франкенштейна существует множество ремейков: книг, фильмов, мультфильмов, компьютерных игр, спектаклей и комиксов.
В 2018 году Массачусетский технологический институт выпустил специальное издание «Франкенштейна» с комментариями, среди коих, в частности, есть и такой: «Раскаяние, которое испытывает Виктор (Франкенштейн), напоминает чувства, которые, по его воспоминаниям, испытал Роберт Оппенгеймер, когда увидел разрушительную силу (созданной им) атомной бомбы».
«Комплекс Франкенштейна» — термин введенный Айзеком Азимовым, обозначающий страх перед восстанием роботов.
Валлийский философ Марк Роулендс использовал образ чудовища Франкенштейна в книге «Философ на краю Вселенной». С его помощью Роулендс иллюстрировал мысль о «вброшенности» человека в мир: «Вы вынуждены жить в обстоятельствах, которые не выбирали; с внешностью, от которой с удовольствием бы отказались; со способностями и пристрастиями, которые не в состоянии объяснить».
Есть даже музыкант с псевдонимом Дойл Вольфганг фон Франкенштейн. Выглядит он как профессиональный бодибилдер, на сцену выходит в пугающей боевой раскраске, играет на гитаре жуткий хоррор-панк рок, а в жизни его зовут Пол Дойл Кайафа, он примерный семьянин и вместе с супругой практикует вегетарианство.
Автор книги о Франкенштейне и его чудовище — Мэри Шелли тоже была убежденной вегетарианкой. Вы знали это? А то, что она в момент написания романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» была девушкой знаменитого английского поэта Перси Биша Шелли? А потом стала его женой, имела от него троих детей, из которых выжил только один. И её при жизни вообще считали не значительной писательницей, а всего лишь женой великого Перси Шелли…
Две реальности
В вышеописанном случае мы сталкиваемся с классической ситуацией, когда персонаж, который никогда не существовал, оказывается гораздо более живым и влиятельным, чем его малоизвестный реальный автор. А если принять во внимание что таких персонажей и авторов множество, то возникает логичный вопрос, выводящий нас на парадокс: Какая же из реальностей действительно реальная? Та, где жили и живут авторы или та, что населена созданными ими персонажами?
Вампир на закуску
Раз мы уже коснулись истории создания чудовища Франкенштейна, то она была бы не полной, если бы мы не упомянули некоторые дополнительные обстоятельства.
В 1816 году в Швейцарии на вилле Диодати встретились лорд Байрон, его личный доктор Джон Полидори, Перси Биши Шелли и его 19-летняя спутница Мэри Годвин, которая уже тогда просила называть себя Мэри Шелли.
Однажды прохладной и хмурой летней ночью Байрон предложил всем написать страшный рассказ. В результате Мэри придумала жуткую историю про Виктора Франкенштейна и его монстра, а Байрон сочинил сюжет с персонажем по имени Август Дарвелл. У самого автора он восторга не вызвал, а вот доктор Полидори тему запомнил и через три года воплотил набросок в повесть под названием «Вампир». И издал её под именем Байрона, чем последний был весьма скандализирован.
Далее Байрон и Полидори долго вели полемику на тему авторства, а повесть триумфально шествовала от читателя к читателю. И в итоге, слово «вампир» стало нарицательным и уж точно во много раз более известным, чем открывший его миру доктор Полидори.
Читайте ещё о персонажах и авторах: Топ 15 знаменитых литературных героев, которых придумали англичане.
Ставлю пять! А мы собираемся открыть свой автосервис. Помещение нашли, штат работников укомплектован. Вопрос только остался где купить качественное автосервисное оборудование, чтобы не подвели по срокам и цена была адекватная. А то знакомый заказал вот так наугад, пообещали быстро и недорого, а уже 2 месяца ждет. Кто подскажет где заказать профессиональный инструмент и оборудование для автосервиса?