Сумы увидели киевскую драму о победе зла над злом
В субботу 10 декабря на сцене ДК «Химик» киевский театр «Театральная лаборатория» показывал социально-психологическую драму «Мизантроп» режиссёра Евгения Галкина.
Спектакль длится около 45 минут. Задействовано два актёра: Учитель (Маньяк) – Борис Филимонов и Ученик (Жертва) – Евгений Ламах. Собственно, вокруг определения и трансформации статуса обоих персонажей и разворачивается сюжет.
Вначале кажется, что на сцене гиперболизировано жестокий экшен, в ходе которого Маньяк с нескрываемым удовольствием издевается над Жертвой — попавшим в его руки молодым человеком Пашей. Выглядит всё это до такой степени натурально и поначалу шокирует так, что даже реально страшно становится в зрительном зале.
А потом на сцене начинается разговор. Точнее, сначала идёт монолог Маньяка, из которого следует, что Жертва не такой уж и ангел и что у Маньяка (Учителя) были основания на… Что?
С этого момента стартует достоещивщина — «тварь я дрожащая или право имею?» — восклицает Маньяк (Учитель), рассказывая публике о прегрешениях жертвы, которая, оказывается, вполне достойна наказания и перевоспитания.
А далее Жертва (Ученик) начинает медленно, но верно идти на контакт. Почему? Да потому что у него выхода нет. Учитель (Маньяк) поставил его в нечеловечески жесткие рамки. Сначала диалог реализуется на самом примитивном уровне: «Чего ты от меня хочешь?» А затем Жертва (Ученик) всё более слышит Учителя (Маньяка).
Спустя некоторое время в нём начинает пробуждаться совесть, и он с ужасом оглядывается на свою жизнь. И тут всё меньше становится роль Учителя, который теперь только поддерживает Ученика, а не воспитывает.
А в конце – актёры это великолепно играют — с Учеником происходит удивительная метаморфоза. На глазах у публики он превращается (максимально реалистично, как у Кафки) в Учителя, примеряет его образ, вживается в него и тут становится понятно, что Ученика больше нет, а есть новый Учитель (Маньяк) и он сейчас пойдёт искать себе своего Ученика (Жертву).
Это о сценическом действии, мастерски поставленном и прекрасно сыгранном киевскими актёрами.
Относительно же идеи — ибо какая достоевшина без морали? — то она в вопросе: «Возможно ли бороться со злом методами зла?» Не зря же по ходу действия на сцене появляется картинка с заседания партийного съезда с речью Сталина — этот же тоже строил рай земной на крови…
Спектакль выглядит весьма актуальным – сейчас как раз такое время, что зло кажется невозможно обуздать увещеваниями или какими-либо другими средствами, а нужны методы более жесткие. Но более жесткие — это какие? Сталинские? Или есть другие варианты?
Настоящее искусство никогда не даёт однозначных ответов, а только ставит вопросы, которые может быть иначе и не могут прозвучать в столь острой и понятной формулировке. А если нет вопросов, то и ответ не появится и, даже появившись, не будет замечен.
Кстати, в конце, уже на аплодисментах, актёры дружески обнялись на сцене, продемонстрировав, таким образом публике, что это всё же была игра, представление. И правильно. Больно уж убедительно они выглядели в спектакле…
Фото: Лариса Ильченко
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
комментарии