В Сумах звучал необычный мужской голос (видео)
В воскресенье 30 октября в зале областной филармонии состоялся предпоследний концерт XXI Международного фестиваля «Bach-fest».
Сумской публике были представлены старинные вокальные произведения в исполнении киевского ансамбля «Vox animae» в составе: Наталья Хмелевская — руководитель, Елена Нагорная, Александр Лось, Татьяна Яшвили, Вадим Даньшин. Им аккомпанировала на клавесине Наталья Фоменко.
По традиции в программе прозвучали мотеты, мадригалы, арии и дуэты на немецком, английском и итальянском языке.
«Vox animae» далеко не впервые украшают своим присутствием баховский фестиваль и имеют в Сумах свою «прикормленную» публику, которая заполняет залы на их концертах, уже зная, куда и на что идёт.
«Своя публика» — это замечательно. Но с другой стороны, сложившаяся ситуация выдвигает требование к артистам всё время обновлять репертуар, искать новые формы сценической подачи.
В этот раз были театральные выходы в зал, выстраивание непринужденных мизансцен и введение в аккомпанемент дополнительных ударных инструментов. Однако главным, конечно, является воистину ангельское совместное звучание артистов ансамбля. Выделим среди них Александра Лося, участвовавшего практически во всех номерах концерта.
Александр Лось — обладатель уникального голоса – контратенора.
Справка
Контратенор (лат. contratenor, букв. голос «напротив тенора») — самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон от «ми» малой октавы до «ми» второй. Как правило, это мужчина-певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом.
Контратеноры исполняют партии героев-мужчин, изначально написанные для кастратов в эпоху барокко. Вначале певцы-кастраты исполняли партии женских голосов в папской капелле, куда не могли быть допущены женщины. Особые возможности их голосовых связок привлекли внимание композиторов и специально для них стали писаться партии, которые исполнялись от лица мужчин. В частности, Юлий Цезарь и Ринальдо в одноимённых операх Генделя или несколько позже ранний Моцарт и Россини.
В настоящее время партии, написанные для кастратов, часто исполняются женщинами. Например, певица Чечилия Бартоли в 2009 году записала альбом «Sacrificium», состоящий из арий, написанных для кастратов в эпоху барокко. Но и мужчины сегодня могут их петь, естественно, фальцетом.
Александр Лось как раз является обладателем такого уникального голоса или скорее вокальной техники, так как вне фальцета его голос определяется как тенор.
Остальные участники ансамбля не менее искусны, хотя и не столь экзотичны. Если говорить об общем впечатлении от концерта, то с точки зрения сбалансированности энергетики, идущей в зал, нам не хватило ещё хотя бы одного-двух сольных номеров баса Вадима Даньшина.
Отдельно отметим «музыкальную паузу», во время которой звучал клавесин Натальи Фоменко, исполнявшей два произведения Г. Перселла «Граунд Си-минор» и «Чакона Соль -минор». Это было слегка меланхолично внешне, но глубоко и проникновенно. На наш субъективный взгляд — одно из лучших звучаний клавесина во время фестиваля этого года.
Завершается XXI «Bach-fest» во вторник 8 ноября в зале филармонии выступлением львовского дуэта двух сопилок и клавесина.
Двое из очаровательных участниц финального концерта – Божена Корчинская (сопилка) и Анна Иванющенко (клавесин) играли на «Бах-фесте» прошлой осенью и также очень хорошо знакомы сумским любителям классической музыки.
Третья участница – Анастасия Арбузова будет не только играть на сопилке, но и выступит с вокальными номерами.
В программе Бах, Телеман и Гендель.
Начало всех концертов фестиваля в18.00
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
На видео фрагмент исполнения Александром Лосем Арии «Verdi prati» Г. Ф. Генделя.
комментарии