В Сумах сыграли беззвучную музыкальную пьесу
В воскресенье 24 апреля в «Саду сходящихся тропок» Ирины Проценко состоялся вечер под названием «Музыка для мебели».
Хедлайнерами события стали участницы фортепианного дуэта «Два рояля» Елена Антонец и Людмила Скрынник. В этот раз они выступали, в основном, в качестве лекторов-рассказчиков, сопровождая повествование небольшими музыкальными иллюстрациями.
А самое длинное произведение «исполнил на фортепиано» поэт Лев Скрынник. Пьеса под названием «4′33″», по задумке её автора — композитора, поэта, художника и философа Джона Кейджа — представляет собой четыре минуты и тридцать три секунды молчания в исполнении различных инструментов. Таким образом создаётся тишина, которая заполняется естественными звуками окружающей среды. В данном случае это были различные реплики и междометия, изрекаемые гостями «Сада…». Подобный номер в «Саду…» исполнялся впервые, поэтому был увенчан овацией.
Ранее мы писали: В Сумах состоялась премьера спектакля без слов
В целом, речь шла о минимализме в музыке и в искусстве вообще. Минимализмом называют метод композиции на основе простейших звуковысотных и ритмических ячеек — «паттернов».
Основателем его считают эксцентричного и, как сейчас говорят, креативного французского композитора Эрика Сати (1866-1925). Сати создал жанр «музыки для мебели» — ненавязчивых мотивчиков, которые звучат для фона во время различных публичных событий.
Далее его идеи были развиты Джонатаном Крамером, Филиппом Гласом, Майклом Найманом, Джоном Кейджем и другими.
В частности, Майкл Найман занимается тем, что берёт несколько тактов из произведений Моцарта или Шуберта и строит на их основании самостоятельную композицию, используя принцип «накручивания» одинаковых ходов друг на друга.
В жанре минимализма написана и символически посвященная возлюбленной Бетховена Джульетте Гвиччарди «Лунная соната», автором которой стал современный российский композитор Виктор Екимовский.
Читайте об этом подробнее в материале: Женская тайна «Лунной сонаты» Бетховена
Одним из коммерческих развитий минимализма стала «попса», — музыка, построенная на повторении одного–двух несложных музыкальных ходов.
Стоит отметить связь минимализма с психоделикой, хотя тут как раз минимализм выступает, скорее, в роли следствия, а не первопричины.
Лекция о минимализме проходила в интерактивном формате. К исполнению музыкальных иллюстраций привлекалась публика, как умеющая читать ноты, так и просто чувствующая потребность позвучать, как это было во время сольного номера Льва Скрынника.
Всё прошло легко, познавательно, остроумно и ненавязчиво. Лекторы — Елена Антонец и Людмила Скрынник — были умны, талантливы и очаровательны. Более чем полтора часа события показались короткими как мгновение.
В «Саду сходящихся тропок» происходит много разных творческих встреч. Условно их можно разделить на эксклюзивные и промежуточные. Ко вторым мы отнесём выступления различных музыкантов, поэтов и бардов, которые, в общем-то, могут с таким же успехом случаться в любом другом месте.
Но есть специальные «садовские» события, которые рождены здесь и с трудом представляются в иных местах и антуражах. Прежде всего, это нынешний авторский киноклуб «Кадр» Александра Гвоздика, каждое заседание которого представляет собой нечто одновременно неожиданное по форме, «вкусное» по содержанию и увлекательное по проведению.
Такой же штучной получилась и «Музыка для мебели». Было бы замечательно, если бы вечер, о котором мы вкратце рассказали, стал первым шагом в развитии некоего аналога киноклуба, где бы музыканты говорили бы о музыке, особенно о той, которую мы слышим, но не знаем.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
С последним абзацем радостно соглашусь и поддерживаю идею)) Какой интереснейший вечер приготовило трио «три рояля»! Лев, как уставший мэтр, не согласился повторить на бис, и правильно,- а вдруг бы рука дрогнула, а в нотах этого не указано. Вот интересно: Мила исполняла своего нелюбимого моего любимого Филипа Гласса с такой любовью! Что значит-проф.ответственность и любовь к ближнему…(Глассу, в смысле)
Спасибо, вам, друзья!! *ROSE*