В Сумах завершилось представление новых жителей «Культурного острова». Елена Гончаренко
Презентация лауреатов арт-медиа проекта «Культурный остров» по итогам 2015 года завершается номинацией «Настоящее прошлое», лауреатом в которой стала Елена Гончаренко.
Елена Гончаренко — номинация «Настоящее прошлое»
Елена Гончанеко — этномузыколог, музыкант с консерваторским образованием, занимающийся сохранением истинного народного творчества, в том виде, в котором оно имеет право называться аутентичным. Вместе с участницами возглавляемого ею коллектива «Серпанок», которому в 2016 году исполняется 20 лет со дня образования, Елена Гончаренко собирает народные песни, колядки и другие элементы песенного фольклора Сумщины. Собранное в экспедициях записывается и архивируется. Некоторые из найденных песен исполняются участницами коллектива на концертах и фестивалях.
Украинская песенная народная традиция требует сохранения, потому что она всё больше становится атрибутом прошлого.
Во-первых, украинское село исчезает. Точнее, исчезает исконный дух украинского села. С появлением спутниковых антенн деструктивная масс-культура стала всё больше проникает в сознание сельских жителей. Под её влиянием вытесняется настоящее, идущее от корней. Старики уходят, а молодые уже по сути другие — они дети гаджетов, а не земли, как их деды-прадеды.
Данное утверждение прекрасно иллюстрирует стихотворением сумской поэтессы Дарьи Майбороды.
У хуторі з п’яти малих хатин
Так тихо, хоч із серцем розмовляй,
Садок, довкіл якого п’яний тин,
Замріяно вдивляється у гай.
Та раптом загуло щось в димарі —
А шум цей невідомий хтось приніс.
Безлюдно у старенькому дворі,
Почув це тільки місяць — хитрий лис.
У місті ж серед клопоту й тривог
Не чутно навіть о нічній порі,
Як вказує на щось важливе Бог
Тим вітром, що гукає в димарі.
Кроме того, украинская песенная традиция была разрушена блестящими по форме, но ориентированными на унификацию академическими хоровыми коллективами советских времён, которые подгоняли исполнение народных песен под стандарты и каноны, свойственные профессиональному концертному пению.
И наконец, даже сейчас в сёлах многих участников хоров переучивают с той манеры пения, которую передали им родители, и они начинают петь под руководством прибывших к ним из города руководителей на современный манер.
«Серпанок» Елены Гончаренко поёт так, чтобы в результате возникал эффект аутентичного народного звучания. В этом и профессия, и миссия этномузыкологов.
Важно подчеркнуть, что даже песенный фольклор Сумщины, отличается в зависимости от района области. Скажем, Ахтырский и Шосткинский районы — очень разные во всём: от лексики и фонетики до мелодики. Роль этномузыкологии в сохранении истории и песенной традиции во всём её пёстром разнообразии неоценима..
Кроме того, Елена Гончаренко объехала немало стран как участница известного по всей Европе киевского фольклорного коллектива «Гуртоправці», в состав которого входят руководители ансамблей подобных «Серпанку» со всех областей Украины. «Гуртоправці» были участниками и лауреатами многих международных фестивалей. Участницы «Серпанка», бывшие и нынешние, тоже занимаются историческим музицированиеми и создают подобные коллективы.
Практически все летописи от древних до нынешних описывают жизнь политиков, а не обычных людей. А это фальшивая жизнь и ненастоящее прошлое. А вот устная песенная культура, возникшая в народе и сохраненная людьми, отражает то, как действительно мыслили и чувствовали наши предки. Отсюда и название номинации «Настоящее прошлое».
В предыдущих публикация нам уже были представлены лауреаты в номинациях:
«Хранитель высоты», «Открытое сердце», «Кулинар слова», «Фотомузыка», «Причал Одиссея» и «Живая вода».
комментарии