Александр Калинин (Русаков). Чудо

Александр КалининФотофонарь я увидел в витрине модного салона. Старый, с красным стеклом, следами вздувшейся краски на железных боках. Вместе с треногой, фотоаппаратом «Салют» и радиолой «Ригонда» он был участником инсталляции из прошлого. Проходящих мимо выставка не интересовала. Стоят старые вещи, ну и что? Сейчас так модно. Однако стоило моему взгляду на мгновение остановиться на красном стекле обычного фонаря, как я тут же почувствовал во рту кисловатый привкус фиксажа, сладкий запах химикатов, тепло разогретой эмали фотоувеличителя….

Таинство начинается всякий раз, когда свет перемещает негатив на глянец фотобумаги…. Непроизвольно задерживается дыхание…. Проявитель…. Пять секунд, десять…, и вот уже на только что белом листе появляются едва заметные контуры, очертания предметов, лица людей…. Ты ждёшь чуда, и оно непременно случается. Как представление в театре, где актёры, статисты, реквизит, замыслы, а ещё режиссёр и зритель, которому после того как зажигаются софиты, является шедевр.

Мы начинаем наш спектакль не зная финала, не представляя, как всё получится? Только зажигается красный свет и наступает кульминация, где неожиданно возникают свои сюжеты и находки — результат долгого пути от кадра в видоискателе до готовой работы.

Что особенного в фотографии? Ничего для одних и всё для других, тех, кто ценит материальность старых фото, созданных обыкновенным белым светом на бромистом серебре. На этих снимках не просто люди, на них остановившееся мгновение ушедшего времени. Оно материально, к нему можно прикоснуться….

Время, время…. Ты сделало фотографии красивыми и яркими. Ты даже сделало всех фотографами. Теперь снимают все. Камерами, планшетниками, телефонами, перелопачивают огромное количество фотоснимков, измеряемых гигабайтами, терабайтами.

— Здесь сколько снимков?

— Тысяча. Посмотри на досуге….

Только порой, рассматривая собственные многопиксельные фотографии, не могу вспомнить, где я это снимал…. В то же время, когда вижу собственные старые снимки, хорошо помню каждое чёрно-белое мгновение, а ещё людей, проекции которых сохранились на этих желтеющих фото.

Неожиданно меня кто-то спросил:

— Ты помнишь свой первый фотоаппарат?

— Помню, — кивнул я. Чёрная короткофокусная «Смена» с ручным переводом плёнки.

— И первую фотографию не забыл?

— Не забыл….

— Кто на ней?

— Мама. В пальто и старомодном платке на фоне снега….

Я посмотрел на фотофонарь и улыбнулся…. Потом, шагая по знакомой улице, вдруг вспомнил, какой она была. Здесь стоял кинотеатр «Спартак» с балконом, на углу продмаг «Чайка», там в буфете из стеклянных конусов продавали томатный сок.

Мелкий, будто туман, осенний дождь обнял старые дома, черепичные крыши, заполнил переулки. Вскоре к нему добавились тяжёлые хлопья снега. Только они мне ничуть не мешали. Я шёл по знакомой улице счастливый оттого, что опять увидел чудо….

Читать другие миниатюры, участвующие в конкурсе «Колибри» 2015

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (11 голос, оценка: 4,64 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментария 3

  1. Максим Денисов:

    Ах как здорово закончилась история. Начальные размышления многие фотографы со стажем могли бы привести, но чтобы получилась художественная новелла нужен был вот такой финал. *THUMBS UP*

    • Ира Проценко:

      … а мне весь рассказ пришёлся по душе)) Чудес в детстве было много и все ценные, приносят пользу при воспоминаниях -оздоравливают фантазии художника.. Но самым главным чудом было, когда в ванной красный фонарь зажигался и нам позволяли присутствовать, быть свидетелями волшебства-превращения негатива в позитив.
      И концовка хороша… сердечная, взрослая..

  2. О. Салий:

    Ох! Какой же Вы молодец, Автор, что затронули эту тему. Очень, очень близко (думаю, не только мне) и очень ностальгично.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 5 =