Самые неожиданные арт-объекты из обычной бумаги (фото)
Художники и скульпторы во все века искали для реализации своих творческих фантазий не только новые формы, но и новые материалы. Одним из них стала бумага, которая сегодня производится в больших объёмах и самого разнообразного качества.
Бумага известна людям с 105 года н.э. Официально её изобретателем считается китайский придворный Цай Лунь.
Как всегда существует и романтическая неофициальная версия, согласно которой первым изготовителем бумаги является некий китайский раб-туркмен. Изобретение местный император оценил, а изобретателя, по извечной традиции тиранов, наградил почётной казнью. Креативного туркмена заставили проглотить золотую пластинку с гравировкой в виде благодарности от властителя.
Сегодня среднестатистический житель цивилизованной страны за свою жизнь потребляет количество бумаги, для изготовления которого необходимо порядка 400 деревьев. Так подсчитали в США ещё в 60-е годы прошлого века. Поэтому по ходу нашего рассказа мы всё время будем обращать внимание и на экологический аспект проблемы использования бумаги.
А «виной всему» французский физик и зоолог Рене Реомюр, вошедший, кстати, в историю как автор первого спиртового термометра. Именно он предложил изготавливать бумагу из древесины, а не из старых тряпок, как делали до этого. В качестве примера он приводил гнёзда ос, которые те строят, измельчая до кашеобразной массы древесину.
От рождения идеи до её воплощения прошло лет сто. Только в 1848 году саксонский ткач Фридрих Келлер и одновременно с ним канадский поэт Чарльз Фенерти, независимо друг от друга предложили способ машинной переработки древесной массы для промышленного производства бумаги.
А когда в середине XX века химиками был найден способ выделения целлюлозы из древесины, наступил расцвет бумажного производства.
Теперь бумага нас окружает везде — газеты, журналы, книги, салфетки, одноразовая посуда (тут, правда, сильную конкуренцию бумаге составляет пластик)… И, конечно, политическая агитация, наносящая большой вред живой природе по причине неуёмного и бессмысленного перевода громадного количества бумаги.
Однако мы оставим политику в стороне и поговорим о различных необычных применениях такого, казалось бы, обычного материала как бумага.
В Великобритании художник-инвайронменталист Стив Мессам не так давно представил настоящий бумажный мост, переброшенный через ручей. Он состоял из 20 тысяч листков бумаги, которые держались исключительно благодаря особой конструкции сооружения, обеспечивающей их взаимное сжатие.
Мост был возведён в рамках проекта Lakes Ignite в национальном парке в Камбрии, а после завершения фестиваля был разобран, и вся бумага отправилась для вторичной переработки на ту же фабрику, где была куплена.
А в Калифорнии (США) для музыкального фестиваля Coachella из бумаги под открытым небом возвели павильон в оранжевых и пурпурных тонах. Колонны и навес ажурные, словно паутина. Тонкие решетчатые структуры были созданы путем переплетения более 2200 метров бечевки вокруг опалубки.
По окончании фестиваля павильон, разумеется, также был разобран, а материалы отправлены на переработку.
Естественно, родина бумаги не могла остаться в стороне от бумажного креатива. Китайский скульптор, книжный редактор и дизайнер Ли Хунбо прославился своими необычными «живыми» скульптурами, основанными на принципе китайского фонарика.
Внешне его скульптуры — копии классических бюстов и с точки зрения изобразительного искусства ничего нового из себя не представляют. Удивительными являются их свойства и материал, из которого они изготовлены. На первый взгляд это гипс. А на самом деле — бумага. Особенно впечатляюще выглядят его скульптуры–трансформеры на видео.
Канцелярский нож и бумага – вот и все, что нужно художнице Эмили Хогарт (Emily Hogarth), чтобы создавать фантастические работы. Фигурки птиц и животных, утонченные узоры и целые стихотворения, «написанные» курсивом… Порой кажется, что мастерица плетет тончайшее кружево, но хрупкие диковинки действительно вырезаны из бумаги.
Справедливости ради необходимо сказать, что направление papercut («резьба по бумаге») по методике исполнения очень напоминает украинские вытынанки.
На завершение, два художника, использующие в качестве материала для своих работ старые книги.
Концептуальный фотограф и скульптор из Южной Африки Барбара Вайлденбоу (Barbara Wildenboar) создает оригинальные композиции из изрезанных страниц старых книг. Филигранные узоры заставляют зрителя подолгу рассматривать бумажные скульптуры, отыскивая основу замысловатых переплетений.
А вот ещё одни мастер по резьбе по книгам — Гай Лэрэми.
В качестве материала для своего творчества Лэрэми использует старые энциклопедии и справочники, которые к нашему времени потеряли свою актуальность. Он складывает их в стопки, скрепляет, а потом при помощи ножа и прочих режущих предметов придает им новую форму.
Причем, делает это настолько талантливо и натурально, что у человека, взглянувшего на эти работы впервые, может сложиться мнение, будто он видит настоящие природные ландшафты, а не их копию, вырезанную в старых «желтых страницах».
На завершение ещё раз обратим внимание, что в большинстве описанных нами примеров делается акцент на экологию. Надо сказать, что в наши дни художники разных стран всё чаще создают свои творения из отработанных продуктов цивилизации.
Читайте об этом подробнее в материале В мире набирают популярность произведения искусства из вторсырья
причудливо астрологию покромсали