Мексиканский Андрей Рублёв, или Несколько удивительных фактов о синем цвете
Много веков назад индейцы майя открыли тайну приготовления синей краски (Maya Blue), которая не тускнеет с годами.
Более того, на неё практически не влияют химические растворители, щёлочи и кислоты, например азотная кислота. Образцы живописи, выполненные с использованием краски Maya Blue, и поныне встречаются в Мексике и на Кубе.
Наиболее известным является цикл картин для францисканской церкви в посёлке Текамачалко (Tecamachalco) – сегодня это мексиканский Штат Пуэбла. Работы были созданы в середине 16-го века (1562 год) индейским художником Хуаном Герсоном. Выполнены они на ткани, приклеенной к кладке, расположены на сводах церкви и являют собой яркий пример сочетания индейской и европейской техники, которое иногда называют индо-христианским искусством (Arte Indocristiano).
Возможно, они были созданы Хуаном Герсоном на основе черно-белых гравюр, взятых из средневекового молитвенника.
О самом художнике сегодня известно крайне мало. Ясно только, что он знал способ изготовления бирюзово-голубой краски Maya Blue, то есть был посвящён в тайны живописцев-майя, народа имевшего, к слову, свою веру.
В то же время индейский художник, допущенный к росписи христианской церкви, безусловно, находился под влиянием европейской культуры, с которой познакомился через монахов-францисканцев.
Эта ситуация двойственного мышления вызывает в памяти образ русского иконописца Андрея Рублёва (1360-1428), жившего во времена, когда Русь ещё не была полностью христианской и многие сакральные традиции славянского язычества являлись органичной частью быта и мировосприятия. Атмосфера того времени великолепно воссоздаётся в фильме Андрея Тарковского, посвящённом судьбе и творчеству знаменитого иконописца.
Обратим внимание на любопытный момент. Образному мышлению славян–язычников был присущ антропоморфизм, то есть перенесение человеческих черт и качеств на окружающий мир. В более широком смысле, вселенная славянами воспринималась как нечто целое, полное человеческих, а следовательно, и божественных присутствий в различных стихиях, бытовых вещах и элементах живой и неживой природы.
А теперь посмотрим на знаменитую рублёвскую «Святую Троицу», где в центр композиции помещена чаша, а ангелы с обоих боков своими фигурами повторяют её очертания. Достаточно смело для строгих традиций христианской иконописи…
Но вернёмся к Maya Blue. В наши дни секрет индейской краски, утерянный на несколько веков, разгадан французскими исследователям из Института Нееля (Франция) под руководством доктора Катерины Дижоэ с помощью методов рентгеноструктурного и термогравиметрического анализа.
Оказалось, что всё дело в глине палыгорскит, с которой смешивался органический краситель (индиго). Её строение отличается той особенность, что сквозь весь её объём проходит множество микроскопических каналов, заполненных мелкими капельками воды. При термическом воздействии вода покидает каналы, и её место занимают молекулы красителя. После охлаждение материала каналы вновь сужаются, и краситель остаётся замкнутым внутри глины.
Сейчас ведутся эксперименты по окрашиванию палыгорскита в другие цвета.
А мы ещё скажем несколько слов о синем цвете. Как это ни удивительно, но единственная древняя культура, которая различала синий цвет, — египетская. У египтян даже была краска синего цвета. А остальные европейские народы, даже древние греки, синий цвет не различали довольно долго.
Читайте об этом подробнее в материале: Учёные выяснили, что древние не знали какого цвета небо
В общем-то древних немного жаль, ведь сегодня синий цвет мы видим везде и именно он считается одним из самых позитивных в спектре. Он в достаточно большом количестве присутствует даже в «Святой Троице» Андрея Рублёва.
Синему цвету посвящено целое стихотворение. Вряд ли ещё какой цвет может этим похвастаться. Написал его грузинский поэт Николоз Бараташвили, а перевёл на русский язык Борис Пастернак.
Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.
И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.
Он прекрасен без прикрас —
Это цвет любимых глаз,
Это взгляд бездонный твой,
Опалённый синевой,
Это цвет моей мечты,
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружён земной простор.
Это лёгкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах твоих.
Это синий негустой
Иней над моей плитой,
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим.
В этих стихах вся жизнь человека….
А ещё, оказывается, в XV—XVI вв. богатого и успешного художника определяли по количеству оттенков синего цвета на его картинах.
Читайте об этом и смотрите картины в материале Ляпис-лазурь: и всем было счастье.
комментарии