Женщины у холста

Женщины у холста (фото 1)

Софонисба Ангиссола (1532/3-1625). Автопортрет

Поскольку в Москве проходят сразу две выставки выдающихся художниц — фотографа Энни Лейбовиц и сербского перформера Марины Абрамович, мы решили затронуть тему женщин в искусстве.

Если считать, что положение женщин в мире живописи лишь отражает их роль в обществе, то всего две крупные женские выставки в Москве покажутся весьма скромной удачей. Но справедливости ради надо сказать, что искусство не всегда принадлежало мужчинам. В Древней Индии только женщины имели право изображать богов и богинь, да и наскальные рисунки часто демонстрируют женский почерк. Женщины перестали заниматься искусством лишь в средневековый период, однако уже в эпоху Возрождения с распространением идей гуманизма стали появляться и знаменитые художницы. Тогда же была написана пьеса «Город женщин»  в этом утопическом городе женщины были свободны от мужского гнета. Тем, кто сомневается в способности женщин сравниться с мастерами Возрождения в таланте, стоит увидеть картины Софонисбы Ангиссолы и Феды Галисии.

Женщины у холста (фото 2)

Анжелика Кауфман (1741-1807). Автопортрет

Однако именно в эпоху Возрождения произошло разделение между высоким искусством и ремеслом, которым стали заниматься женщины. Поскольку им нельзя было посещать уроки анатомии и рисовать обнаженных натурщиков, дамы надолго выпали из истории мирового искусства. В Голландии художницам повезло чуть больше: в начале XVII века становится популярным жанр натюрморта, и особенно преуспевают в нем представительницы прекрасного пола.

Женщины у холста (фото 3)

Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет, 1790

В XVIII веке женщинам-художникам было непросто: основным мерилом стиля были академии, куда женщин не принимали. Существует всего несколько исключений, среди которых известная портретистка Элизабет Виже-Лебрен. Благодаря своему таланту она стала фаворитом при дворе и написала свыше сорока автопортретов, которые успешно продавала. Однако даже став членом академии, женщины не могли присутствовать на уроках пластической анатомии — основе академической живописи, и этот барьер сохранялся вплоть до XX века.

Женщины у холста (фото 4)

Берта Моризо. «Колыбель», 1872

Однако в XIX веке некоторые школы живописи стали более либеральными  в них дамам позволялось писать нагое тело с натуры. Многие женщины стали известны в новом виде искусства — фотографии, где никто не мог препятствовать их образованию. В 1857 году в Англии было организовано Общество женщин-художников, которое до сих проводит ежегодные женские выставки. Знаменитые живописцы Берта Моризо, Мари Кассат и Эва Гонсалез участвовали в выставках импрессионистов и оказали влияние на развитие всего движения.

Женщины у холста (фото 5)

Берта Моризо. «Эжен Мане и их дочь в саду», 1883

Женщины у холста (фото 6)

Кэте Кольвиц. Автопортрет, 1898

В XX веке женщины получили возможность наравне с мужчинами учиться живописи, и их роль в искусстве продолжила расти. Мало кто не знает Джорджию О’ Кифф или Фриду Кало, которая входит в десятку самых известных живописцев мира. Надеемся, что стереотипы продолжат рушиться, ведь главное  не загубить большой талант лишь потому, что он заключен в женское тело.

Женщины у холста (фото 7)

Фрида Кало. Автопортрет, 1926

Женщины у холста (фото 8)

Сюзанна Валадон. Ваза с цветами, 1920

Женщины у холста (фото 9)

Зинаида Серебрякова (1884-1967). Автопортреты

Текст: Елизавета Афанасьева 

 

От: ИРА

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (оценок ещё нет)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментария 3

  1. Ирина Проценко:

    Напомним о пишущих дамах smile За каждым автопортретом- непростая судьба…
    После революции счастливая жизнь Серебряковой резко переменилась. Зинаида теряет любимого мужа(тиф), остаётся с четырьмя детьми и мамой в полной нужде — стиль её живописи так же резко утрачивает актуальность, а в футуризм, невероятно популярный в 20м в стране, Зинаина переходить отказывается.
    Её, как художницу, спасает вызов в Париж, она получает в 24м г. большой живописный заказ. Зинаида живёт во Франции, но разлучена с детьми и матерью. И только во время хрущёвской оттепели детям были разрешены контакты с Серебряковой.

  2. Творчество мужчиньі — прихоть. Творчество женщины — героизм. *BRAVO*

    • Ирина Проценко:

      … если оглядываться-да. Соглашусь. Главный Героизм — не опускать планку достигнутого, а поднимать. Если первая планка успеха была подарена Богом за трудовые заслуги в поисках, то последующие планки, это -штанги, взятие веса.
      То есть-работа над собой… Но непременно-вдохновенная работа… а это непросто…

Добавить комментарий для Ирина Проценко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + 8 =