В Сумах показывали влюблённых жуков и ожившие картины классиков

В воскресенье в «Саду сходящихся тропок» художницы Ирины Проценко состоялось очередное заседание возрожденного киноклуба «Кадр», бессменным руководителем которого много лет является Александр Гвоздик.

жуки СтаревичаМы уже рассказывали о новом формате  «Кадра» и о том, почему он обрёл своё  иное воплощение именно в «Саду», который по итогам прошлого года заслуженно стал лауреатом арт-медиа проекта «Культурный остров», где отмечаются самые яркие творческие события и явления, случившиеся на Сумщине.

В этот раз темой заседания стала художественная анимация. В частности, речь шла о первых мультфильмах, созданных в российской империи. История их возникновения довольно забавна.

Долгое время первым русским мультипликатором считался Владислав Старевич — биолог по образованию. Взявшись за создание обучающего фильма с насекомыми, он обнаружил, что при попадании на жуков яркого света они впадают в оцепенение и отказываются «играть» свои роли. Тогда он препарировал жуков, воском прикрепил к их лапкам ниточки и начал снимать их кадр за кадром. Так возникли кукольные мультфильмы Старевича, которые ещё долго удивляли своей натуральностью, ведь в главных ролях его фильмов «снимались» практически настоящие насекомые. С их помощью автор разыгрывал различные любовные и драматические истории из человеческой жизни. Рассказ о Владиславе Старевиче был проиллюстрирован смешным, трогательным и немного волшебным фильмом этого автора «Месть кинематографического оператора» (1912 год).

Современный мир полон сенсаций. До сих пор хорошо продаются книги о том, что античной истории не было и, что она была создана в средние века монахами, которые под видом  Платона и прочих пытались издать свои произведения во времена жёсткой цензуры со стороны инквизиции.

А в 2009 году выяснилось, что до Старевича был некто Александр Ширяев, служивший балетмейстером в Мариинском театре. И что именно Ширяев был первым российским мультипликатором. Исследователи обнаружили в его архивах несколько мультфильмов с постановками танцев. Причем техника изготовления этих лент до сего дня до конца не разгадана. Теперь вот все спорят – мистификация это или на самом деле такое могло случиться…

К слову, о технике. Присутствующим был продемонстрирован мультфильм, изготовленный с помощью двух миллионов иголок. И это тот случай, когда вложенный труд полностью оправдан результатом…

Руководитель «Кадра» Александр Гвоздик — великолепный рассказчик. Знаток и ценитель кино, он и монологи свои строит так же покадрово, не задерживаясь слишком долго на одной детали, но и не упуская в спешке ничего важного. Чтобы окунуться в атмосферу нынешнего камерного «Кадра» нужно, конечно, присутствовать на заседаниях. В целом же, речь шла о том, что анимация создаёт параллельные реальности, где нечеловеческие персонажи  (животные, насекомые, вещи) проживают человеческие драмы и комедии.

Завершим наш репортаж мы небольшим видеофильмом, в котором итальянский аниматор Рино Стефано Таглиафьерро оживил картины классической живописи. Таковы возможности анимации сегодня.

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (1 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 13

  1. Ира Проценко:

    Замечательный анализ. Или же мы живём в интересные времена великих фальсификаций, или на истфаке, помимо архивоведения и археографии, начали обучать искусству какого-нибудь прикладного сыска ))
    Александр, как всегда, деликатен в своей манере вести беседу и изящен в режиссёрских «подвохах». Встреча в очередной раз удалась, а гости Кадра расходились с просветлёнными улыбками)) *DRINK* (у них-чай)

    • Игорь Касьяненко:

      Кстати, для меня сравниться с Гвоздиком как рассказчик может только Ирина Проценко. Но тут те же дела — профессиональное умение выстраивать композицию…

  2. Юрий:

    все замечательно, особенно потрясла биомеханика Ширяева, но фильм Тальяфьерро мерзкий

    • Надія Юрченко:

      Полностью поддерживаю, сериал об оживающих мертвецах и вампирах. Неудачный выбор. На эти картины вживую не хочется смотреть, а тут еще они «оживают» *OK* >:o

      • Юрий:

        но выбор как раз то может и удачный… кто знает
        Для меня выбор Александра тем и понравился, что позволил увидеть эволюцию мультипликации, как говорится, в «ореховой скарлупе»: от появления технологии, когда при помощи новой технологии ее использовали для пристального наблюдения за окружающим миром — людьми, их движением, движением насекомых — до развития и усложнения технологии, вплоть до того, как технология выходит все больше на первое место, и так вплоть до ухода от реального мера в мир метафизических исканий, «путешествия по разуму», до нескрываемых сексуальных вожделений

        Ну а миниатюры Кривина в замечательном исполнении Валерия и Людмилы были, конечно, опять как говорится, «сливками на торте» хорошего вечера ))

        • Надія Юрченко:

          Вообще-то моя реплика касалась только ролика Тальяфьерро. А все остальное просто чудо какое-то, и актеры замечательные, и вся атмосфера вечера была теплой и искренней. Спасибо Ирочке за приглашение и Саше, он очень компетентен в своем деле. Мне например нравятся ожившие картины Н. Михалкова: «Чаепитие в Мытищах» , «Сборы на бал», «Завтрак аристократа» и другие. В тех миниатюрах передана эпоха.

          • Игорь Касьяненко:

            А мне вот как раз миниатюры Кривина показались… не то чтобы лишними.. В общем без них можно было бы безболезненно обойтись.
            Кино достаточно информационно рассказало о человеческой жизни нечеловеческих вещей и существ, чтобы иллюстрировть это ещё достаточно простыми текстами.
            Хотя, конечно, спасибо актёрам, что почитали. И вообще сам процесс поиска новых «кадров Кадра» безусловно интересен.

        • Юрий:

          не могу не процитировать:

          Мы вырвались,
          Прошли пустоту неосвоенного пространства,
          Подводный мир подсознания,
          Космический мир абстракции,
          Виртуальный своих необузданных желаний…

          Так почему же нам холодно?
          Почему мы не можем согреться?
          Ведь мы неплохо освоились,
          Стали все знатоками, экспертами…
          Но так и не смогли понять,
          Что же для нас является главным…
          Где спрятано сокровище…
          Откуда дует ветер….

          Автор Василий Клименко

  3. Татьяна:

    От встречи с «Кадром» получили яркие впечатления! Очень уместно были прочитаны «Полусказки» Феликса Кривина нашими талантливыми актёрами театра Микитенко Валерием и Людмилой Ракута! В статье этот факт упущен

  4. ВикториЯ:

    Мультипликация — это шаг к себе маленькому…, а оттуда неподдельное ощущение счастья… Спасибо, очень понравилось!

Добавить комментарий для Игорь Касьяненко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


9 + 3 =