Татьяна Нестерова (100 Рожева). Впечатление
Новость о том, что хозяина дома нет, но он вот-вот будет, заставила ожидающих его гостей бродить от столовой к гостиной и обратно, разглядывая картины на стенах. Хозяин – любитель живописи, при этом человек очень религиозный и очень уважаемый.
В коридоре, друг напротив друга, две работы с одинаковым сюжетом — небо, Стена плача, люди, уткнувшиеся в древние камни. На правой картине — небо голубое, пучки зелени в стыках белёсых камней, цветная толпа. Масло. Реализм. Художник залез повыше с мольбертом и старательно зарисовал всё, что увидел. Людские спины толстыми мазками наваливаются друг на друга, сбиваясь у Стены в фиолетовую массу. Впечатляет количество потраченной краски и времени…
На картине слева — рыжая Стена плача облеплена привидениями в балахонах и обстреляна с воздуха желтой и черной акварелью. Привидения в балахонах не люди – разноцветные мольбы о спасении от обстрелов. Запуганные запутанные линии, прозрачность, призрачность, черные слёзы по ржавой стене.
Почему-то от второй картины невозможно отвернуться. Художник больной… Художник садист… Художник гений! Цветные взрывы разрывают голову, даже если отойти от картины. Даже если переселить взгляд в мирный пейзаж на соседней стене. Даже если вернуться к диванам и сервированному столу, — над мертвенно белыми тарелками висят молящиеся балахоны в хаосе цвета и линий…
В ожидании обеда гости говорят о боге. Возникает спор. Должен ли «иш дати» (соблюдающий еврей) сидеть в темноте в Шабат или может намекнуть гою (не еврею), чтобы тот включил свет, но намекнуть не впрямую, а косвенно, например, так: «мне темно», и ждать, пока гой сам догадается подойти к выключателю. Мнения разделяются. Поборников традиции оказывается большинство, возможно потому, что в квартире много света и прислуга по телефонному распоряжению хозяина уже расставляет закуски на огромном столе.
Появившийся очень религиозный и очень уважаемый человек разрешает спор в пользу электричества, включённого в Шабат догадливым гоем, и принимается за развлечение гостей.
— Вы видели картину «Стена плача»? Мой рав подарил её мне. Это рисовала его дочь. Она художница! — обращается он ко мне.
— Да, да! Картина великолепна! Прозрачной акварелью выражено и страшное, и возвышенное, и необъяснимое! Очень талантливая дочь! – восторженно высказываюсь я.
— Акварелью? – недоумевает хозяин. – Это масло!
Мы подходим к картинам.
— Это масло? – переспрашиваю я, показав на картину слева.
— Это Сальвадор Дали, — улыбается хозяин. — Литография «Стена плача», 1975 год. Я говорил о картине напротив.
Чёрный взрыв стыда за собственное невежество заглушает салют жёлтой гордости за способность видеть свет…
Божественный Свет Таланта…
Читать другие миниатюры, участвующие в конкурсе «Колибри» 2014
комментарии