Девочка из Вёля. Нищая жемчужина…
Этюд «Нищая» искусствоведы всего мира признают лучшей работой молодого Ильи Репина. Третьяковская галерея очень хотела заполучить этот шедевр, и лишь благодаря удачному стечению обстоятельств «девочка-рыбачка» осталась в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачёва.
«Нищая», изображающая девочку с рыбацкими сетями в руках, написана Репиным в 1874 году во французском городе Вёль, куда он отправился сразу после окончания Петербуржской академии искусств. На тот момент молодой художник уже успел прославиться, благодаря работе «Бурлаки на Волге».
Девочка с картины — одна из жительниц Вёля, которые подрабатывали, позируя приезжим художникам. В письме к другу Репин поделился, что девчонка позировала безобразно: она вертелась и кривлялась. Но художник сумел в этой случайной натурщице всего за один сеанс увидеть её внутреннее состояние, чувства, мысли, переживания. Интересно то, что этот законченный психологический портрет Репин создал за такой короткий срок.
Искусствоведы и художники всего мира утверждают, что, написав «Нищую», Илья Репин впервые состоялся как великий портретист.
Приехав во Францию, он начал заниматься пленэрной живописью — писать картины под открытым небом. В России такой вид искусства не был ещё развит, но европейские импрессионисты уже вовсю практиковали работу на свежем воздухе. Но если в картинах импрессионистов человек растворялся в природе, то природа с этюда Репина только дополняет девочку. На картине удивительно написано и видно все: загорелое личико, выгоревшие брови, одежда в заплатках.
Картина «Нищая» попала в Иркутский музей из частной коллекции мецената Владимира Сукачёва, жившего в Иркутске до 1898 года. Будучи общественным деятелем, Сукачёв мечтал создать в провинциальном музее коллекцию картин столичных художников.
В 1930-е годы два художника — Игорь Грабарь и Илья Зильберштейн задумали написать книгу об Илье Репине. И когда Грабарь, великий историк русского искусства и художник, познакомившийся на тот момент с огромным количеством его работ, увидел «Нищую», он сказал, что это лучшая работа молодого Репина.
Вскоре на картину началась настоящая охота. В 1948 году директор Иркутского художественного музея привёз «Нищую» на выставку в Третьяковскую галерею. Руководство Третьяковки, увидев картину, написало в министерство культуры претензию о том, что такой шедевр должен выставляться в столице. Тогда, Фатьянов (на тот момент он был директором Иркутского музея), обманом выманил этюд у реставраторов Третьяковки и тайно увёз его обратно в Иркутск. От расправы министерства Фатьянова спасла внезапная смена министра культуры и директора Третьяковской галереи.
«Нищая» и по сей день остаётся жемчужиной музея.
От: ИРА
…жаль, что снято плохо-фактуры холста больше, чем оттенков…
В Иркутск бы, посмотреть… Кто со мной?
А девочку сюда никак нельзя? Нас же больше
Легче скинуться на дорогу, чем на привоз и провоз через таможню
Вот ведь никаких манифестов типа, зачем вам натура, коли я, художник, здесь, а вот вам и девочка (не натура!), и художник, и зрителю есть о чем подумать! Как говорится, умри – лучше не напишешь. И художники предпочли уморить живопись. Не все, не все…
живопись, как и любовь, будет всегда, Виталий
… как и поэзия, и музыка…