В Сумах прошёл вечер памяти гражданина США
В субботу в Сумах состоялся вечер памяти знаменитого поэта Иосифа Бродского.
Событие прошло в «Саду сходящихся тропок» – так называется камерная творческая площадка, расположенная в частном доме известной сумской художницы Ирины Проценко.
Иосиф Бродский. Краткая история жизни
Родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. В начале 8-го класса бросил школу и более не учился в государственных учреждениях. Активно занимался самообразованием. В 1964 году был осужден на 5 лет «за тунеядство». За время суда и заключения стал очень популярен на Западе и вскоре, проведя в ссылке полтора года, был освобождён. За молодого поэта ходатайствовали крупные советские деятели культуры: Дмитрий Шостакович, Самуил Маршак, Корней Чуковский. Александр Твардовский и другие, однако решающим оказалось слово Жана-Поля Сартра.
С 1972 года Бродский живёт в США, занимая должности профессора литературы в различных американских университетах. С первого дня пребывания в эмиграции ему покровительствует Уистен Хью Оден – один из величайших и авторитетнейших поэтов XX века.
В 1987 году Бродскому присуждается Нобелевская премия по литературе. В 1990 году поэт впервые женится — на 21-летней итальянской аристократке Марии Соццани, своей бывшей студентке. От этого брака в 1993 году рождается дочь — Анна Александра Мария Бродская.
Кроме неё, у Бродского есть сын — Андрей Осипович Басманов. С его матерью — Марианной Басмановой — поэта связывают долгие и сложные отношения, которые с 1972 года и до последних дней жизни Бродского существовали уже исключительно в эпистолярной форме.
Марианне Басмановой посвящено более 1000 лирических стихотворений поэта, что не имеет аналогов в истории мировой литературы.
В 1996 году Иосиф Бродский уходит из жизни после четвёртого инфаркта. Похоронен в Венеции.
Иосиф Бродский. Влияние на поэзию
Бродский — один из немногих поэтов, который ещё при жизни был признан классиком. Его внешне холодноватая, меланхолическая манера письма, в сочетании с богатейшей лексикой и гениальной образностью оказала огромное влияние на всех стихотворцев, которые могли его читать с полным пониманием (Бродский писал на двух языках — русском и английском). Только в последние годы литература постепенно освобождается от всеподавляющего влияния Бродского и в ней появляются и становятся признаваемыми другие поэтические манеры и видения. Но фигура Бродского и поныне рассматривается в одном ряду с Пушкиным и Лермонтовым.
Иосиф Бродский и Украина
В Украине Бродский в равной степени популярен среди украиноязычных и русскоязычных поэтов. Его авторитет не подорвали даже скандальные стихи «На Независимость Украины». Мы посвятили этому тексту отдельное обсуждение в публикации:
Доказано, что автором скандального стихотворения «На независимость Украины» является Бродский
Бродский в «Саду сходящихся тропок»
Хотя Иосиф Бродский едва ли подозревал о существовании нашего города (как множества других городов, где живут его почитатели), но вечер его памяти в «Саду» вышел многолюдным и интересным. Роль ведущего докладчика взял на себя Игорь Сокур, имя которого хорошо известно сумчанам, связанным с архитектурой, медиа и дизайном.
В данном случае повествование намерено строилось как рассказ читателя, а не литературоведа. Вероятно, такой взгляд на биографию и творческое наследие является лучшим для любого автора. Действо длилось долго, сопровождаясь чтением стихов и исполнением песен на стихи виновника торжества (в ролях песенных чтецов выступали Ольга Козаченко и Алла Титаренко), а также просмотром фильма о Бродском, подготовленного Евгением Фулеровым.
Под конец та часть публики, которая пришла просто «засветиться» в престижном месте устала и разошлась, а группа наиболее интересующихся с удовольствием дослушала до конца почти 4- часовое повествование о счастливой (надо понимать) жизни человека, которому Бог дал сил, таланта и удачи стать великим поэтом.
Эпилог, или Два слова о человеке
В показанном фильме Бродский, уже давно к тому времени живущий в США, говорит немного о социализме. В частности, о том, что идея общества, в котором нет имущественной поляризации, где люди заботятся друг о друге и имеют большое количество реальных коллективных ценностей, хороша. Но те, кто реализовывал её в СССР ошиблись в одном – они обещали людям скорый рай на земле – именно так рисовался коммунизм. А рай на земле невозможен при любом устройстве общества. Жизнь человека — это всегда тяжёлый труд и ежедневная борьба за всё, что у него есть, какие бы чудеса благополучия не обещали ему политики на очередных выборах.
Кстати, у Бродского в ленинградском периоде жизни был роман с ещё одной итальянской аристократкой — красавицей графиней Мариолиной Дориа де Дзулиани. Мариолина была переводчицей с русского и членом итальянской компартии – поэтому часто посещала СССР. Но ухаживания будущего гения ею были отвергнуты. Как со злой иронией писал об этом в эссе «Набережная неисцелимых» ужасно не любивший проигрывать Бродский, графиню увёл от него какой-то «высокооплaчивaемый недоумок aрмянских кровей нa периферии нaшего кругa».
«Армянином», уведшим от Бродского итальянскую красавицу-коммунистку, был не кто иной, как великий грузинский философ Мераб Мамардашвили. Мы не зря о нём вспомнили в данном контексте.
Мераб Констанинович, также как и герой нашего повествования, постоянно повторял, что человеком нужно становится каждый день и ежеминутно вытягивать себя из болота животного состояния в состояние человеческое. С этим невозможно не согласиться. Жаль только, что, даже соглашаясь, мы не всегда об этом помним…
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
1. «Дай им цену, за которую любили,
чтоб за ту же и оплакивали цену».
Впечатляющие незабываемые строки.
2. В фильме Бродский назвал прорывом и гениальной строчку «То место назвалось Валерик».
Я поднял «Валерик»:
«Галуб прервал мое мечтанье,
Ударив по плечу; он был
Кунак мой: я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми».
Бродский не совсем точно процитировал, но это мелочи. Я не совсем чувствую, что здесь поразило Бродского.
Там же всё начинается с ярчайшей любовной лирики, на уровне «Я вас любил». А потом вдруг война и речка смерти… Мне кажется дело в этом…
Спасибо, Игорь, за прекрасную содержательную статью — как продолжение вчерашней беседы!
«Высокооплaчивaемый недоумок… на периферии нашего круга» — как понравилось))) По-нашему. Короткая реплика, а как характеризует богатырские бои интеллектуалов ))
Игорь Сокур — дебютант в публичном выступлении — удивительно информативный, образованный человек. Первую часть, можно сказать, провалил — перегрузил слушателей датами, но какое получал удовольствие сам от воспоминаний о любимом поэте- не посмел вырезать ни единого событийного звена из биографии! Любо-дорого было на него смотреть)) Вторая часть прошла замечательно и тем, кто остался, показалось мало — слушали бы и слушали)) Автор встречи сделал выводы и теперь с нетерпением ждёт 80ти летия Бродского, к которому и начал готовиться с сегодняшнего утра Мы все заинтригованы…
Спасибо нашим милым Оле и Алле, спасибо Евгению — замечательная получилась короткометражка — размещу в ютюбе обязательно( с указанием первоисточника, конечно)
Всё сложилось хорошо и… весна
cпасибо Ира), точно! уже начал)
Игорь, спасибо. Мне кажется, что твой жанр – полемический клуб-лекторий, подобный программе И.Волгина«Игра в бисер», который транслируется по телеканалу «Культура». Ты информационная глыба. Если подключать к твоему выступлению других, например, Мамедову, столь же информативную и имеющую всегда свое отношение к проблеме, и Льва Скрынника и, и…то, может получиться очень живая беседа на заданную тему. А вообще ты – молодец!!! *IN LOVE*
cпасибо, Анечка!)
Друзья! Это… как его… тактичность, взаимоуважение, поддержка, терпимость, любовь к ближнему — золотые, платиновые, брильянтовые, выдающиеся человеческие качества. Но совесть тоже забывать нельзя. Льва то за что?
Игорь(Сокур)), я полностью согласна с Аней, хотя уверена, что ты сам c разговорным жанром ещё не определился. Зато Аня тебя определила метко)))
Вспомнила о конфликте документалистов: каким быть новому -рыночному-документальному кино — в 90х. Подрались интерпретаторы — авторы, снимающие сюжет в собственном о нём художественном представлении — с репортажниками, у которых, в процессе съёмки, факты сознательно не интерпретируются. Первые утверждали, что включаясь эмоционально в происходящее,проживая жизнь героев, они снимают саму жизнь, а вторые считали необходимым снимать жизнь увиденную камерой ))
А что- Лев? Льву и посмеяться, и поумничать по силам… и порычать.. От корма зависит))
или зависнет….?
На орнаментальную вышивку Ирины Проценко (подражание Бродскому):
На послевстречном чае пишут «зависимость», попробуйте и станете «зависателем», но лучше пальцами в шевелюру и состояться завивателем.
(И на нем начертано: Завоеватель. Но читается как «завыватель». А в полдень — как «забыватель»).
друзья, о чем вы? — вы, Ира с Женей? Аня поблагодарила меня, а тут уже про совесть что-то…
Так что на твои нордические руны, Женя могу ответить Бродским же:
«И когда бы меня схватили в итоге за шпионаж,
подрывную активность, бродяжничество, менаж-
а-труа, и толпа бы, беснуясь вокруг, кричала,
тыча в меня натруженными указательными: «Не наш!» —
я бы втайне был счастлив, шепча про себя: «Смотри,
это твой шанс узнать, как выглядит изнутри
то, на что ты так долго глядел снаружи;…»
Браво, Игорь! Вот это другое дело! Долой кривлянья и мансы!
Ане верить нельзя, она воспитаннейший Чехов, никогда хорошему человеку правду не скажет. Она может публично только меня обзывать, когда я ее доведу до этого.
Люди – бывшие зрители-слушатели всегда либо молчат, либо хвалят автора – человека, который приложил много усилий для подготовки встречи. Думающая интеллигенция, никакого хамства. Это в столицах – орущая творческое скопище, а у нас в провинции уровень культуры в человеческих отношениях на порядок выше. Что есть – то есть.
За моими плечами несколько встреч и тоже хвалили. Конечно же, я с благодарностью это принимал, но тут же брал во внимание тактичность наших друзей. Один только Игорь Касьяненко по поводу моей любимой встречи прямо сказал, что фуфло.
У меня на него с тех пор «зуб», аналогичный тому, который проферансисты на поле рисуют. Но первостепенная ценность этого отзыва в том, что он правдив. Не верен, как я думаю, но правдив. И лично мне от наличия такого отзыва в обойме очень хорошо.
Что касается твоей встречи.
Клянусь, я своими ушами слышал отзывы людей, которые были очень довольны твоей работой, искренне тебя хвалили в закулисье. И это был не один человек, я слышал минимум три таких отзыва.
Далее, я не слышал ни одного негативного отзыва о твоей встрече. В том же закулисье я орал на тебя в припадке и ни один человек мне не поддакнул.
Теперь можешь рисовать зуб на меня. Меня лично твое выступление задолбало. Четыре часа!!!
Игорь, ну, мы же с тобой мужчины. Согласись даже сексом заниматься четыре часа подряд не всегда по силам. До какой же степени должен возбудить реферат, чтобы четыре часа его слушать?! Ладно, выкинем перерыв, но три с лишним точно останется.
У меня нет никаких претензий по всему содержанию. Потому что я его не слышал. Но первые 40 минут меня слегка изнемождили. Но тут ты не причем, людям нравилось, тут налицо моя легкомысленность.
Ты предварительно согласился с форматом встречи на полтора часа. Но обманул меня, как готовившегося к встрече слушателя, и ушел на биплане на дальний перелет Сумы – Нью-Йорк.
А курить когда? А пить? А болтать с товарищами?
«Мужчины обидчивы, замечаний им делать нельзя, особенно публично. » (Виктория Тимошенко)
Относительно того моего мнения по поводу любимой встречи Евгения, то я тоже вынужден прибегнуть к цитате. На это раз из самого Е.Фулерова
Евгений, «… ну, мы же с тобой мужчины. Согласись даже сексом заниматься четыре часа подряд не всегда по силам. До какой же степени должен возбудить реферат, чтобы четыре часа его слушать?! Ладно, выкинем перерыв, но три с лишним точно останется.
….. У меня нет никаких претензий по всему содержанию. …А курить когда? А пить? А болтать с товарищами?
Да,ну! Ну, полтора, ну, час пятьдесят. Ну, пусть два десять, не больше. Но не четыре.
Третий день Фулеров помнит встречу — забыть не может и нам напоминает. Значит, не зря собирались вечером.
Мне понравилось всё. И все предыдущие встречи, на которых я была, запомнились. Приветствую всех ведущих таких непохожих друг на друга!
Тут нужно учесть небольшой, но важный нюанс. В отличие от многих (если не всех, кроме одного киноклуба у Гвоздика ещё ) предыдущих встреч у Игоря Сокура получилось создать общение во время рассказа — это был не монолог, а беседа и она была подхвачена всеми кто в теме.
Я сначала тоже напрягся на исходе второго часа Но не за себя, мне как раз было всё хорошо. Но потом был удачно сделан перерыв, те, кто пришёл просто затусить ушли, а кому было интересно действительно остались и продолжили именно беседу.
Скажу больше, лично я хожу в Сад ради общения. Чаепитие как часть формата туда пришло тоже как стимул к общению, Но в данном случае рассказчик оказался настолько талантлив, демократичен и по-человечески интересен, что общение получилось и без чая. А чай уже был сам по себе.
Надо подчеркнуть, что и фильм был очень в тему, и песни. Я вышел под максимально позитивным впечатлением. Более того. Ира Проценко подтвердит, что до события я даже кривился, мол, я Бродского и о Бродском уже 20 лет читаю, что мне, поэту, Сокур расскажет? А ведь рассказал! Умница»! А я каюсь :-[
Его авторитет не подорвали даже скандальные стихи «На Независимость Украины». Мы посвятили этому тексту отдельное обсуждение в публикации:
Для кого «Не подорвали»? Для добкіних, кєрнесів, табачників, льовочкіних, бузин, вілкулів, януковичів і іншої наволочі для яких слово «Україна» є найстрашнішою лайкою? Очевидно ті, хто вхиляються цьому «ісконно руССкому поету» з названої когорти…
Вы ошибаетесь. В этом материале не политика. В нём речь о сложной личной человеческой реакции великого русского поэта еврейского происхождения, являющегося гражданином США на распад изгнавшей его советской империи.
Понравились моменты живой полемики, когда реплики из зала взвинчивали информационный градус выступающего Игоря. Жаль, что не была на второй части. Может быть во второй части была озвучена мысль о мировоззренческих мытарствах Бродского… Понятно, что все жизненные коллизии формировали личность поэта. Но сомнения…Или их у него не было? Девочкам за пение – спасибо. Благодаря им, в информационный поток врывалось живое чувство поэта, а тональность прочтения Фулеровым стихотворения Бродского – потрясла.
мировоззренческие мытарства? Нет, таких мыслей озвучено не было, они у Бродского (взгляды) весьма определенные — почитайте его «Путешествие в Стамбул» — там и о религии, и о развитии христианской цивилизации, и о ее частном (несчастном, я бы сказал) случае — «Третьеримске»…